C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Премудрость Божия - София

                "Премудростью Господь создал Землю,
                Небеса утвердил Разумом.."-Притчи

 Из истории писания иконы

   Изначальная цель написания иконы «София Премудрость Божия» состояла в пояснении идеи о триединстве Бога, его способности представать сразу в трёх лицах: Отца, Сына и Святого Духа.
   По заверениям некоторых историков выбор имени для этого образа не был случайным, поскольку оно наиболее точно совпадает с его значением. Первое из значений, даваемое именем София – «Мудрость», а при переводе слова с греческого на французский получается «Троица».

   Исходник изображения ранее хранился в храме Константинополя, но в наше время о нём никто ничего не может сказать достоверно, хотя на протяжении многих лет археологи проводили раскопки, стремясь найти именно эту икону. Сведений о её иконографических источниках также не было обнаружено. Кроме того, многие верующие до сих пор пытаются выяснить для себя, почему же для изображения символизируемой Иисусом Божественной Мудрости была выбрана женская фигура. Но ответ всё ещё не найден.
   По словам Афанасия Александрийского образ Мудрости применим не только к Деве Марии, но и к другим проявлениям духовной жизни. В том числе, это может относиться к церкви, святым или даже подразумевать человеческую душу, являющуюся хранительницей, даваемой Богом Премудрости.
   В ходе естественного развития Космоса каждая вновь появляющаяся космическая форма (каждая реализовавшаяся в материи богософийная идея-энтелехия) создает несущие основы для воплощения более высокой эволюционной формы-энтелехии, пока на вершине природной эволюции не появляется человек. Подобную модель эволюции Н.О.Лосский назвал супра-натуралистической теорией эволюции. В соответствии с ней, именно высшее детерминирует и направляет низшее, хотя и нуждается в последнем для своего непосредственного материального осуществления. Таким образом, налицо направленный характер эволюции во Вселенной от неразумных - к разумным формам живого.
   Абсолютно ту же мысль проводит П. Тейяр де Шарден, у которого мировое бытие направлено к появлению и дальнейшему развитию разума (ноогенез в его терминологии). Шри Ауробиндо Гхош также постулирует направленное развитие Космоса по линии: разум - сверхразум (overmind) - суперразум (supermind). Весьма близки все указанные концепции и в понимании назначения человека - всестороннее творческое совершенствование. По учению русской софиологии это означает деятельное и сознательное проявление человеком своего потенциального софийного Богоподобия через свободное сотворчество с Великой Матерью в деле собирания и одухотворения Вселенной.

   Но человек, призванный познать,практически реализовать и, в конечном счете, приумножить* Божественный замысел о мире, в акте грехопадения отпадает от своей Богочеловеческой софийной Природы. Он отрекается от своей надземной всеединой сущности в стихии своеволия, эгоизма, плотского вожделения, социальной вражды и гордыни. Его божественная душа, изначально причастная идеальному софийному всечеловечеству ничтожится страстями суетного эмпирического земного “я” (самостью в терминологии П.А. Флоренского). Вследствие этого человек не только обрекает самого себя на страдания в земном мире, но вносит общую дисгармонию, хаос и зло в мировой эволюционный процесс, в жизнь Тварной Софии. Приход в мир Иисуса Христа - его проповедь, жертвенный крестный путь, мученическая смерть и воскресение - открывает перед человечеством возможность перехода от тварно-эгоистического греховного существования к любовному единению и восхождению в Царство Божие. Путем Христа, путем софийного преображения духа и плоти, уже прошли в истории святые праведники и подвижники христианской веры. За счет нравственного подвига любви и самоочищения, совершенного на Земле (на уровне Софии Тварной) они реализовали свое потенциальное богоподобие и получили возможность сверхсознательного существования-творчества в духо-материальной реальности Софии Божественной, в “свете славы Божией”.

   Семь столпов на иконе, на которых установлен Престол Божественной Премудрости – семь дарований Святого Духа: “Дух Господень: Дух премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ведения и благочестия и Страха Господня…” (Исайя, 11, 2-3). Камень под ногами Девы – краеугольный камень веры во Христа и основание Церкви. “Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Христос” (1 Кор. 3:11). Христос, как глава Церкви изображается над Огнезрачной Софией – устроительницей Церкви. Он подает архиерейское благословение. Соединение круга Славы с Софией в центре и круга Славы Христа графически составляет восьмерку, что символически выражает бесконечную единую связь и движение.
   Нижняя часть иконы представляет собой по сути традиционную композицию деисус –
молитвенное предстояние перед Господом. Богоматерь, как олицетворение земной
Церкви и как исполненное Божье обетование о воплощении Сына Божьего изображена
как Великая Панагия – Всесвятая с знамением Спасителя на груди. Иоанн Предтеча
как Божий свидетель изображен со свитком своего свидетельства о Спасителе.
Образно они вместе представляют женское и мужское служение Богу.

   Архиепископом Игнатием Воронежским было замечено, что храм Софии, как и Божественная Мудрость пребывает в небесном чертоге вместе с Богом и его ангелами. Но он же говорил о присутствии Мудрости во всех видимых и невидимых человеку мирах, в людских душах, церкви, на земле и на небе в равной степени. Понять, а тем более принять, такую неоднозначность человеку крайне сложно. Но лишь через это можно постигнуть таинства духовной жизни. Поэтому столько паломников устремляются именно к образам «Софии».
   На Руси было крайне мало изводов «Софии», сейчас их стало немногим больше, но две из них сохраняют свою значимость для православных людей уже на протяжении нескольких веков.

                Киевская
   Одним из наиболее старинных списков иконы является Киевская икона «София Премудрость Божия». Изначально образ прибыл из византийской церкви Юстиниана, а ныне располагается в известном Софийском соборе, где в 1976 г. была обретена древне-славянская азбука, названная ныне Софийской (см. публикацию о ней на http://proza.ru/2008/03/23/481 ) - всеми замалчиваемая, т.к. развивает новый подход к применению нумерологии для русского языка (напр.СОФIЯ=68=ПОКОЙ=ИМЯ ЛЮБВИ=СВЯЗЬ ЖИЗНИ - вспомним слова Христа: И обрящете Покой душам вашим!).
   Значение «Софии» Киевской в определённой степени отличается от общепринятого. Здесь присутствует символическое изображение пути между миром земным и небесным. Помимо архангелов присутствует изображение еврейских праотцов (числом 7).
   По обе стороны семи ступеней расположены библейские герои:
Моисей (на его скрижалях присутствует наказ почитать Слово Божие);
Аарон (брат Моисея, первый еврейский первосвященник);
царь Давид;
пророк Исаия;
пророк Иеремия;
пророк Иезекиль;
пророк Даниил.
   В изображении явственно замечается многократное подчёркивание символизма семерицы. По этой причине второе название иконы – «Семистолпная». Прообразом Богоматери здесь является Оранта – покровительница и защитница.  Что касается изображений на столпах, то они сами и их символическое значение были подчерпнуты из книги Апокалипсиса.

                Новгородская (см. на заставке)
   Другой, подобный киевскому, образ находится в Новгороде и тоже имеет свои отличия. Его особенность заключается в том, что Богоматерь на нём вместе с Иоанном Предтечей молятся, стоя перед Спасителем, символизируя единство мужского и женского начал. Поэтому тип новгородского извода определяют как деисусный. Этот деревянный извод обрамлён золочёной ризой из серебра. Центральная фигура композиции на нём не Пресвятая Дева, а Господь Вседержитель, облачённый в царственные одеяния (подир), венец и украшенный драгоценностями пояс. Его десница (правая рука) сжимает увенчанный крестом скипетр, а левой ладонью он прижимает к груди свиток. Из-за спины Бога видны крылья из огня, а сам он восседает на золотом престоле, удерживаемом семью столпами. В руках Предтечи также есть развёрнутый свиток, на котором значится «Аз свидетельствовах». Выше огненнокрылого Вседержителя изображён Спаситель, поднявший руку в благословляющем жесте.
   На самом верху изображения можно увидеть престол из золота, поверх которого лежит раскрытая книга, символизирующая присутствие Бога в вечном Евангелии. По обе стороны от него стоят коленопреклоненные ангелы (по трое слева и справа). Фон иконы голубой, он должен символизировать украшенный звёздами небесный свод. Новгородский список «Софии» почитается как чудотворный. Благостная сила образа имеет документальные подтверждения в виде исторических записей. Согласно им, уже в 1542-м году женщина, страдавшая от болезни глаз, получила от «Премудрости Божией» прощение и исцеления.
   Интересно, что впервые «София» оказалась в Новгороде только в 15-м веке, хотя посвящённую ей новгородскую церковь отстроили ещё в 989-м году (а киевскую – в 1037-м). Ежегодно в день Успения пресвятой Богородицы (Новгородская) и в день Рождества Богородицы (Киевская) иконы привлекают к себе тысячи христиан, надеющихся получить от мудрой Небесной Царицы помощь в делах или исцеление от
болезней.
                О чём молиться:
   Присутствие иконы «София Премудрость Божия» в любом доме придётся к месту, поскольку она способствует сохранению семейного благополучия. Молиться ей можно в любой момент, когда пожелает душа. Хорошо, если для «Софии» и других образов будет отведён специальный святой уголок с лампадкой и свечами. Чаще всего этому лику Богородицы обращаются, чтобы:
 - прибавить ума и способностей учащимся;
 - разрешать споры;
 - сохранить семью от проблем и неурядиц;
 - защитить дом от прихода злопыхателей и призвать в него людей благонастроенных, имеющих чистые помыслы.
   По мнению всех молящихся перед иконой «София Премудрость Божия» Благодатная Мария не оставляет без внимания ни одну просьбу, на каждую приходит ответ в виде знака, события или просто разрешения ситуации. К примеру, преп. Сергию в юности трудно давалась грамота - он часто молился о ниспослании способностей в этом деле. Эту просьбу он изложил монашествующему страннику, после чего грамота давалась ему легко.
   Для обращения к иконе «София Премудрость Божия» можно выучить специальную молитву, но тогда её следует знать точно и читать верно. Эта молитва является обращением и к нашей покровительнице и заступнице Богоматери, и к Господу, И к  Богу Отцу. Здесь Премудрость выступает как четвёртая Ипостась Божественного Начала. При правильном понимании, молящийся может обрести мудрость, необходимую для принятия правильного решения. Пособление Пресвятой Девы поможет сгладить не только семейные конфликты, но и разрешить проблемы сохранения мира во всём МИРЕ. ПРАВОСЛАВНЫЕ утверждали: ВЕЛИКА СИЛА ПРЕМУДРОСТИ БОЖИЯ - СОФИЯ!
   Обращаясь за помощью, не стоит ждать «гласа с неба», скорее всего знание придёт словно бы изнутри как ЗОВ, нужно лишь научиться слышать и понимать услышанное, ИБО ПО ВЕРЕ ВАШЕЙ ДА СБУДЕТСЯ!- а Вера, как написано у апостолов - от слышания Слова Божия. Главное в Софии - её посредничество между Богом и Миром.
В молитве к Пресвятой Деве просят не только о своём благополучии, но и желают здоровья и счастья любому православному верующему, стремящемуся к исполнению заповедей и познанию учения Иисуса, желающему обрести толику мудрости.
Мы нашли редкую молитву Софии - Премудрости:

"Милосердная Царица, Мати Премудрости Божия Слова! Призри на ны грешныя люди Твоя и умилосердися, заступи от напастей и скорбей и грады наша невредимы сохрани, идеже ныне имя Твоё пресвятое Боголепно славится! СОФИЯ - Премудрость Божия! - не остави нас грешных, разум наш сиянием Божественным освети! Радуйся, ума нам прибавляющая!" - здесь "Мати Божия Слова" относится и к Богородице (Бога Слова, т.е. Иисуса рождшая).

                Дни почитания:
«София – Премудрость Божия» (Новгородская) – 28/15 августа (по новому/по старому стилю);
«София – Премудрость Божия» (Киевская) – 21/8 сентября.

   Дополнительно Софию Премудрость отмечают в день Веры, Надежды, ЛЮБВИ и матери их Софии - 30 сентября.

   


Рецензии
Чудесная статья...

Олег Михайлишин   04.10.2020 21:18     Заявить о нарушении
Все, что связано с религией - чудесно...

Олег Михайлишин   05.10.2020 12:48   Заявить о нарушении
Нет правила без исключений...

Олег Михайлишин   05.10.2020 13:43   Заявить о нарушении
Каждый человек видит то, что присуще ему самому...

Олег Михайлишин   05.10.2020 14:05   Заявить о нарушении
Признаю свою ошибку...

Олег Михайлишин   05.10.2020 15:19   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.