11. 6 Личная работа. Борьба с ложью

                Из книги «В поисках чудесного» П.Д. Успенского (слова И.Г. Гурджиева):

 (стр.289) «Вообще говоря, самой трудной преградой является победа над ложью. Человек лжёт так много и так постоянно и себе, и другим, что перестаёт это замечать. Тем не менее, ложь необходимо победить. И первое усилие, которое требуется от человека, - это победить (поведать?) ложь учителю. Человек должен решить или не говорить ему ничего, кроме правды, или немедленно отказаться от учения.

Вам необходимо уяснить себе, что учитель принимает на себя очень трудную задачу – чистку и починку человеческих машин. Конечно, он берётся только за те машины, починить которые в его силах. Если в машине вышло из строя что-то существенное, тогда он откажется её починить. Но даже те машины, которые по своей природе ещё доступны починке, становятся совершенно безнадёжными, если начинают лгать. Ложь учителю, даже самая незначительная, сокрытие любого рода, например утайка чего-то, что другой просил держать в секрете, или чего-то, что мы сами сказали другому, - всё немедленно кладёт конец работе человека, особенно если раньше он совершал какие-то усилия».

                Как поступить в такой ситуации? С одной стороны просьба держать в секрете, с другой стороны говорить правду учителю.  Не давать обещание сохранить разговор в секрете.

«Здесь существует правило, которое вы должны запомнить: любое усилие, совершаемое человеком, увеличивает предъявляемые к нему требования. Пока человек не совершил каких-либо серьёзных усилий, требования к нему невелики; но его усилия немедленно увеличиваются эти требования. И чем больше производимые усилия, тем значительнее новые требования.

На этой стадии ученики часто допускают ошибку, которая повторяется постоянно. Они думают, что те усилия, которые они совершили раньше, так сказать, их прошлые заслуги, дают им какие-то права или выгоды, уменьшают требования к ним, как бы извиняют их, если они перестанут работать или сделают что-нибудь ошибочное. Конечно, это глубоко ложное понятие; ибо ничего, сделанное человеком вчера, не извиняет его сегодня. Как раз наоборот: если он ничего не делал, от него ничего не потребуют сегодня; если же вчера он что-то сделал, это означает, что сегодня он должен сделать больше. Это, конечно, не значит, что лучше вообще ничего не делать. Тот, кто ничего не делает, ничего и не получает.

… одно из первых требований к человеку – это искренность. Но есть разные виды искренности: есть умная искренность и есть искренность глупая. Как глупая искренность, так и глупая неискренность одинаково механичны. Но если человек желает научиться умной искренности, он, прежде всего, должен быть искренним с учителем и с теми людьми, которые дольше занимались работой. Это и будет умная искренность. Но здесь необходимо отметить, что искренность не должна превращаться в невнимательность. Невнимательность к учителю или к тем, кто назначен учителем … уничтожает всякую возможность работы. Если же человек пожелает научиться умной неискренности, он должен быть неискренним, когда разговор касается его работы; он должен научиться молчать в общении с людьми, незанятыми работой, которые никогда не оценят и не поймут этой работы. Но искренность в группе – это абсолютное требование, ибо если человек продолжает лгать в группе так же, как он лжёт в своей жизни самому себе и другим, он никогда не научится отличать правду ото лжи. 

 Второй преградой нередко оказывается победа над страхом. У человека обычно имеется много ненужных, воображаемых страхов. Ложь и страхи – вот атмосфера, в которой живёт обычный человек. Как и победа над ложью, победа над страхом должна быть индивидуальной. Каждый человек имеет страхи, свойственные только ему. Сначала надо отыскать эти страхи, а затем уничтожить их. Страхи, о которых говорю я (Гурджиев), как правило, связаны с ложью, среди которых живёт человек: вы должны понять, что они не имеют ничего общего ни с боязнью пауков, мышей или тёмных комнат, ни с безотчётными нервными страхами.

Борьба с ложью внутри себя и борьба со страхом – это первая положительная работа, которую начинает выполнять человек.

В общем, необходимо понять, что положительные усилия и даже жертвы в работе не оправдывают и не извиняют возникающих ошибок. Наоборот, то, что можно простить человеку, не делавшему усилий и ничем не жертвовавшему, нельзя простить тому, кто уже принёс большие жертвы.

Это кажется несправедливым, но постарайтесь  понять закон. На каждого человека как бы ведётся отдельный счёт. Его усилия и жертвы записываются на одной странице книги, а ошибки и оплошности – на другой. То, что записано на положительной стороне, никогда не может искупить записанное на отрицательной. Записанное на отрицательной стороне может быть стёрто лишь истиной, то есть немедленным и полным признанием в содеянном самому себе и другим, прежде всего – учителю. Если же человек видит свою ошибку, но продолжает оправдываться, небольшой проступок способен уничтожить целые годы усилий и труда. Поэтому в работе лучше признать свою вину даже тогда, когда вы невиновны. Но это опять-таки деликатный вопрос, и не следует его преувеличивать. Иначе результатом будет всё та же ложь, поощряемая страхом».


Рецензии