Н. Рерих. Град обречённый

  Я не знаю, как и взяться за это дело. За дело написать что-то о Николае Рерихе и его творчестве.  Написать про всё то, что он сделал, сколько наград получил, где он побывал и сколько путешествий он сделал, чем он вообще в жизни отметился. И вижу, что  дело это неподъёмное и невозможное. Совершенно невозможное. Я спрашиваю себя,  как всё это могло уместиться в одну не самую длинную жизнь.  Непостижимо.
 
    Николай Рерих родился в 1874 году в Петербурге, а умер он очень далеко от России. В горах Тибета.  Всю свою жизнь, кем он только не был. Но известен прежде всего как художник. Он написал очень много картин. Что-то около 7000 картин.

    Отец его  был известным нотариусом, а вот мать происходила из купеческой семьи. Это была не простая семья. Среди друзей семьи Рерихов были известные люди, такие, как например, Д. Менделеев, историк Н. Костомаров и многие  другие лица известные тогда и тем более сегодня. То есть мальчик рос и воспитывался в атмосфере, отмеченной высоким интеллектом и духом творчества.

  Художники тоже приходили к ним в дом.  Ввел Колю в живописное дело художник Куинджи. Он был по-настоящему его первым учителем. Это он научил его своей живописной манере и игре красок. Манере, по которой мы узнаем мастера, и которой он никогда не изменял. Он только совершенствовался в дальнейшем в этой технике письма.

     А её можно почувствовать и увидеть уже по одной из первых его картин «Гонец». Это была его дипломная работа по окончанию Академии Художеств. Сюжет картины посвящён истории дохристианской Руси. Картина вся проникнута тревогой и грозящей опасностью. Эту картину купил сам Павел Третьяков. А этот факт сам по себе уже много значил. Знаменитый коллекционер делал строгий отбор в свой домашний музей. Он распознал сразу творческий потенциал молодого художника.
 
    Сам В.В. Стасов высоко оценил эту картину. Он написал молодому художнику: «Непременно вы должны побывать у Толстого. Пусть сам великий писатель земли русской произведёт вас в художники».

. Встреча с Толстым для молодого Рериха стала судьбоносной.  Обращаясь к нему, Лев Толстой сказал: «Случалось ли в лодке переезжать быстроходную реку? Надо всегда править выше того места, куда вам нужно, иначе снесёт. Так и в области нравственных требований надо рулить всегда выше — жизнь всё снесёт. Пусть ваш гонец очень высоко руль держит, тогда доплывёт!»

  Уже было сказано, что, когда  начинаешь вникать в  биографию Рериха, то невольно спросишь себя, когда же он успел заниматься всем, что он делал.  Вот смотрите сами.  Он был писателем и путешественником. Он был философом и сценографом. Он был ориенталистом и мистиком. Он был общественным деятелем. А также  академиком Императорской (Российской) академии художеств.

   А ещё он был археологом. И не теоретиком,  а практиком. Понятно, что он был историком. И прежде всего превосходным знатоком древней Руси. Он участвует в постановках оперных русских спектаклей в Париже во время русских сезонов Дягилева.
  Он  работал для театральных постановок: «Снегурочка, «Пер Гюнт»,  «Валькирия» и др. Во время знаменитых « Русских сезонов»  Дягилева   в Париже. В  1909—1913 в оформлении Н. К. Рериха проходили «Половецкие пляски»  из «Князя Игоря» Бородина, «Псковитянка»  Римского-Корсакова , балет «Весна священная» на музыку Стравинского, в котором Рерих выступил не только как создатель костюмов и декораций, но и как либреттист.

                *****
   Русская революция накрыла многих своей пенистой волной и утянула в море противоречий и взаимного непонимания. Да и как понять. Свершилось нечто грандиозное. Революция предлагала нечто необычное и необыкновенное. Она вся была заряжена пассионарной, властной идеей.

      Н. К. Рерих, как и многие деятели культуры, воспринял октябрьские события сначала с воодушевлением, а потом с горьким разочарованием. До конца жизни эти два отношения к Советской России пересекались в душе художника, рождая то надежду на преобразование или возрождение былых культурных ценностей, то полное неприятие той социалистической системы, которая установилась в России.

Участвовал ли Рерих в революции? Однозначно на этот вопрос не ответишь. 8 марта 1917 года, то есть ещё до октябрьских событий, Рерих вместе со своими товарищами по «Миру искусства» подписал воззвание Комиссии по Делам Искусств при Исполнительном Комитете Совета рабочих и солдатских депутатов. При этом надо помнить, что февральский переворот только что произошёл. Вот это Воззвание дословно:

Граждане! Старые хозяева ушли, после них осталось огромное наследство. Теперь оно принадлежит всему народу.

Граждане, берегите это наследство, берегите дворцы, они станут дворцами вашего всенародного искусства, берегите картины, статуи, здания: это — воплощение духовной силы вашей и предков ваших.

Искусство — это то прекрасное, что талантливые люди умели создать даже под гнетом деспотизма, и что свидетельствует о красоте, о силе человеческой души.

Граждане, не трогайте ни одного камня, охраняйте памятники, здания, старые вещи, документы: все это — ваша история, ваша гордость. Помните, что все это — почва, на которой вырастает ваше новое народное искусство.
М. Горький, Н. Рерих, А. Бенуа, М. Добужинский.

                *****
    Появлению этого воззвания предшествовало несколько собраний на квартире писателя Максима Горького. Подробно об этих встречах рассказывал художник П. И. Нерадовский. Вот как произошло:

«Четвертого марта 1917 года. А. М. Горький пригласил к себе на квартиру 50 художников, архитекторов и общественных деятелей.

Когда я вошел к Горькому, он стоял посреди комнаты с группой пришедших, рядом с ним Ф. И. Шаляпин, который серьезно слушал Алексея Максимовича, и М. Ф. Андреева. Во всю комнату был накрыт чайный стол, в конце которого кипел самовар… Приглашенные все больше наполняли комнату, продолжая разговоры, начатые в передней при встрече. Среди собравшихся я увидел художников Александра Бенуа, Билибина, Добужинского, Петрова-Водкина, Рериха, архитекторов Фомина, Щуко, потом вошли певец Ершов, художник Нарбут и другие.

    Чтобы начать общую беседу, для которой все собрались, А. М. Горький предложил всем сесть за стол. Когда уселись, Горький встал и сказал о задачах настоящего совещания. Он говорил о необходимости создать организацию, которая ведала бы охраной памятников искусства и старины, всех исторических памятников, ставших отныне достоянием народа; о необходимости сейчас же выбрать комиссию, которой поручить безотлагательно составить воззвание ко всем гражданам с призывом беречь памятники истории и искусства, затем обратиться в Совет рабочих и солдатских депутатов с заявлением о содействии. За чаем началась общая беседа, на которой обсуждались разные предложения, после чего выбрали комиссию. Поручили ей составление текста воззвания, с которым решено было направить делегацию в Смольный».

    Уже 6 марта комиссия, почти в полном составе, была принята Советом рабочих и солдатских депутатов Петрограда. Было составлено «Воззвание о сохранении произведений искусства», проект воззвания о сохранении художественного наследия в этот же вечер подписал Исполком Петросовета. А через день его опубликовали в «Известиях Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов». 13 марта комиссия была утверждена Исполкомом Совета рабочих и солдатских депутатов под названием «Комиссия по вопросам искусства», а Временным правительством — как «Особый совет по делам искусств».

Рерих, находясь в Карелии, написал Александру Бенуа об этой комиссии: «Неужели опять вернуться к культурному безразличию? Неужели можно думать о свободной жизни без знания, без радости искусства? Спуститься ли искусству до толпы, или же властно поднять толпу до найденных пределов искусства? Скоро ли искусство нужно будет толпам? Я верю человечеству, но всегда боюсь толпы. Сколько над толпой противоречивых, злых эманаций. Так много вредного, нечеловеческого.»

    И это пишется на фоне бардака, устроенного февралистами. И в то же время художник  имеет уже большой зуб на большевиков, которые ещё даже и не пришли к власти:

 «Что общего с социализмом имеют дикие орды большевиков и им присных, с ярким тяготением к грабежу и насилию? Эти сборища одичалых рабочих, потерявших лик человеческий, но зато стремительно разбегающихся от первого выстрела. Все социалисты (если такие есть) должны восстать и уничтожить озверелые толпы. Дикари, они воюют с женщинами и с детьми! Пусть сменит мертвую букву будущее единство знания и духа. Пусть человечество очистится и твердо уничтожит негодяев и глупцов, им верящих. Глупость надо искоренить».
Ну просто рубит с плеча. Он уже знает кто есть кто в хаосе, накрывшем Россию. Ничего не понял, но судит с невероятным апломбом.
 
                *****
     А потом его потянуло к мистицизму. Какая уж тут революция.   Я думаю так, что совсем не случайно художника потянул к себе Буддизм и вся восточная философия. При всё при том, что он оставался всегда глубоко православным человеком. Без веры он жить не мог. Но к вере у него у было какое-то странное, на мой взгляд, эстетское отношение. Его в вере в сильной степени привлекала всегда тайна, мистицизм. Потому был момент в его жизни, когда он увлёкся в молодые годы спиритизмом. Это ещё до увлечения буддизмом.

  А спиритизм становился тогда в России, прежде всего в столицах, очень популярным в богемной и аристократической среде. К нам он пришел из Франции. Это была целая филосовско-религиозная доктрина, разработанная в середине 19-го века неким Алланом Кардеком. 

Спиритизм, как учение, что это? Сущность мистического учения спиритизм можно сформулировать как веру в то, что духовная часть человека свое существование продолжает и после физической кончины тела. Это часть способна общаться с живущими через посредника, как правило, медиума. Приверженцы этого учения утверждают, что природными явлениями и всей материальной сущностью управляют духи.

   Основная идея  спиритизма состояла в том, что духовное развитие человечества движимо колесом реинкарнацией  («перевоплощений»). «Окунаясь» в земную плоть, духи совершенствуются и очищаются, возвращаясь, чтобы переживать всё новые и новые испытания. Дух, прошедший все перевоплощения, становится «чистым» и переходит в вечную жизнь, наслаждаясь её блаженством. Все приобретенное духом в земном существовании им  не утрачивается. Переродившиеся духи (согласно спиритизму) населяют разные планеты  Вселенной.
               
    Конан Дойль, тот самый, который познакомил нас с Шерлоком Холмсом, в своей книге «История спиритуализма» писал: «Не секрет, что император Наполеон третий  увлекался спиритизмом и неоднократно приглашал Кардека в Тюильри, где долго беседовал с ним, обсуждая „Книгу Духов“»

 Христианские деятели определяют спиритизм как тяжкий грех, считая, что человек таким образом отвращается от Бога и обращается к дьяволу и духам нечистым.
   У этого учения были свои принципы. Вот пожалуйста ознакомимся:
1.  Человеческая душа продолжает существовать после завершения земной жизни, она бессмертна.

2. Любой человек с помощью опытного медиума может узнать, как вызвать дух умершего родственника или известного человека, и вступить с ним в контакт, получив от него необходимый совет, помощь или узнать свое будущее.

 3, Божественного суда над мертвыми не бывает, все люди, независимо от того, как они прожили жизнь, после кончины обретут бессмертие души.

   Облачаясь в земную плоть, духи очищаются и совершенствуются, возвращаясь в этот мир, чтобы вновь и вновь пережить земные испытания. Дух, который прошел все стадии перевоплощения, становится «чистым» и обретает вечную жизнь.
 
       Словом, хорошую религию придумали спириты. Ну как тут не поверить уже склонному к мистицизму человеку, если в неё верил даже сам французский император. Вот Рерих и поверил.
 
 Уже с 1900 года Николай Рерих участвовал в спиритических опытах. С весны 1920 года в доме Рерихов проводятся спиритические сеансы, на которые приглашались друзья и высокопоставленные сановники.
 
   Знакомый художника так описывает спиритический сеанс:

   «Я был приглашён к художнику Н. К. Рериху и, как обыкновенно, сидел с его сыном в комнате последнего, разговаривая о разных научных темах. Я не знал, что рядом Николай Константинович и его супруга   вместе с младшим сыном занимались спиритическими опытами. В комнате был полный свет, и я ясно видел, что всякая возможность обмана была исключена. Столик нервно вздрагивал и подскакивал, и когда его спросили, кто это (был условный стук: раз — да; два раза — нет; три раза — усиленное да).  Потом было последовательное сообщение букв. А именно, один из присутствующих называл в беспрерывном порядке алфавит и, когда буква была произнесена, то последовал стук. Так было собрано несколько фраз».

                *****
     «Но и Дидло мне надоел». Мы помним – это из Евгения Онегина. А кто такой этот Дидло? Давайте познакомимся. Карл Людовик Дидло был знаменитым балетмейстером.
 
 Его балеты произвели переворот в современной хореографии; он отменил парики, кафтаны, башмаки с ряжками, фижмы, шиньоны, мушки и проч, ввел трико телесного цвета.  Дидло поставил русский балет на  небывалую до него высоту и образовал много хореографических знаменитостей русских. В том числе знаменитую Истомину. Дидло умер в Киеве в том же году, что и Пушкин. В 1837 году.

    И вот пришло время, когда и спиритизм надоел Рериху.
 
    Позже он стал запрещать своему окружению использовать спиритические сеансы, а для представления своих «собеседников» и для их «слышания» уже не нужна была помощь стола].

   Да, прошло увлечение спиритизмом, как дурной сон. Спириты становились в его глазах  пошлыми сектантами. И у него  выработалось резко отрицательное отношение к спиритизму. Рерих себя мистиком уже не считал, полагая, что стремление к «познаванию тончайших энергий» является не мистицизмом, а поиском истины.
 
                *****
   И где же он нашел истину в своих неустанных поисках? Он нашёл истину в восточной философии. И тема эта его забирает всё больше и больше,  пока он не проникнется ею во всей его человеческой природе. Индия для него – это прародина всей индоевропейской цивилизации. Но он не забыл, что он из России. Более того, он не забыл, что его Родина с известного года стала Родиной неслыханного и невиданного во всей мировой истории социально-идеологического и экономического  эксперимента.

  И при этом надо помнить, что Россия была тогда в самом начале этого эксперимента. Это сегодня нам легко рассуждать и спорить о том, был ли это переворот или революция. А тогда всё было внове. Надо мысленно попытаться перенестись в ту эпоху. Очень трудно, но без этого никак нельзя.

      Эта идея захватила и Николая Рериха. Но он к этому времени был далеко от рубежей Родины и уже захвачен идеями буддизма. Как быть? И художник нашёл выход. Очень простой. Он нашёл  много общих точек, объединяющих два учения. А по сути, две религии. И на этой основе создал собственное учение. И это учение приобретало всё больше и больше адептов в мире. И не только среди простых людей, но и всемирно известных знаменитостей.
    
       А сам Рерих после революции оказался отрезанным от России совершенно случайно, и против его воли, без всяких движений с его стороны.  Просто в октябре 1917 года  он оказался  на территории Финляндии. То есть самочинно он и не собирался покидать сторону родную, давшую ему всё.
 
    С 1928 года Н. Рерих со своей семьей поселился в долине Куллу, в северном индийском штате.  Здесь он остался до конца своей жизни и создал еще множество картин, большая часть из которых по завещанию художника должны были быть переданы СССР. А ещё его наследие включает не только картины, но и 30 литературных трудов, включая два поэтических.
               
                *****
              Он был автором и инициатором Пакта Рериха. А это что такое? Этот Пакт известен как Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников. Это первый в истории международный договор   о защите культурного наследия, установивший преимущество защиты культурных ценностей перед военной необходимостью.

    Очень нужный Пакт и договор, который действительно до Рериха не существовал. В чём его суть простыми словами. Война – вещь объективная. И, к сожалению, неистребимая. Мировая история - это прежде всего  история войн. И по настоящее время. И средства разрушения становятся все мощнее и изощреннее. И процесс это кажется неостановим. Цель войны – уничтожение противника, а вместе с этим, как следствие, разрушение всего им созданное. То есть бомба уничтожает человека, а вместе с ним и храм – шедевр архитектуры. Разнесла американская и английская авиация древний город Дрезден безжалостно и без сожаления, и знаменитая Дрезденская галерея едва только уцелела, да и то благодаря нашему солдату и учёному-реставратору.
      
    Впервые идея об охране памятников культуры возникла у Н. К. Рериха ещё в 1899 г. Проводя раскопки   в Петербургской  губернии, Рерих начал говорить о необходимости защиты памятников археологии, которые передают нам мироощущение древних людей.

    В 1903 г. он вместе с женой совершает путешествие по 40 древнерусским городам. 
Во время путешествия Николай  Рерих создает большую серию архитектурных этюдов, насчитывающую около 90 произведений.  Подводя итог своему путешествию 1903 года, восхищаясь красотой памятников старины, художник  с болью пишет об отношении к их охране. «Минувшим летом мне довелось увидать много нашей настоящей старины и мало любви вокруг неё».

Много позже в 1928 (  уже состоялась первая мировая война)  Рерих обратился ко всему миру, к государственным и культурным деятелям всех стран, с призывом неотложно обсудить вопрос охраны культурных памятников.
   Была разработана  юридическая форма основного документа Пакта в соответствии с нормами международного права, с целью «содействовать моральному благосостоянию своих Наций».

   Пакт Рериха имел не только юридическое, но и философское, просветительское и эволюционное значение, поскольку он отражал идею защиты культуры во многих её проявлениях.
 
    С 1906 года Рерих постоянно участвует в зарубежных выставках. С его творчеством познакомились Париж, Венеция, Берлин,  Рим, Брюссель, Вена, Лондон. То есть вся Европа. Известность Рериха растёт и растёт. Картины Рериха приобрели музей Люксембурга, Римский национальный музей, Лувр и другие европейские музеи. В 1900-х — начале 1910-х годов Рерих  был одним из самых известных русских художников во Франции. Именно с творчеством Рериха многие французские критики связывали свои представления о «новом русском национальном искусстве».
 
  Примерно с 1906 года отмечается новый период в творчестве Рериха. У него как-то странно начинают сочетаться в искусстве реализм и символизм. Он ищет новые краски.  Он почти отказывается от масла и переходит к темперной технике. Много экспериментирует с составом красок, использует метод накладывания одного красочного тона на другой.

И он очень много путешествует. До удивления много. Просто вся жизнь на колёсах. Вот к примеру в 1920 году Н.К. Рериху приходит предложение от директора Чигагского института искусств организовать масштабное трёхлетнее выставочное турне по 30 городам США, а также в создании эскизов костюмов и декораций для Чикагской оперы. Рерихи переезжают в Америку. Первая персональная выставка Рериха в США была открыта в декабре 1920 года в Нью-Йорке. После Нью-Йорка жители ещё 28 городов США, в том числе Чикаго, Бостона, Буффало, Филадельфии, Сан-Франциско, увидели картины Рериха. Выставки имели исключительный успех. В Америке Рерих предпринял несколько путешествий по Аризоне, Новой Мексике, Калифорнии.

    Рерих писал:

   «Искусство объединит человечество. Искусство едино и нераздельно. Искусство имеет много ветвей, но корень един… Каждый чувствует истину красоты. Для всех должны быть открыты врата священного источника. Свет искусства озарит бесчисленные сердца новой любовью. Сначала бессознательно придёт это чувство, но после оно очистит всё человеческое сознание. Сколько молодых сердец ищут что-то прекрасное и истинное. Дайте же им это. Дайте искусство народу, куда оно принадлежит».
                *****
После революции Рерих стоял в открытой оппозиции к Советской власти, писал обличительные статьи в эмигрантской прессе. Однако вскоре его взгляды неожиданно переменились, и большевики оказались в разряде идеологических союзников Рериха. Осенью 1924-го года он отправился из Америки в Европу, где посетил представительство СССР в Берлине, встретился с полпредом Н. Ерестинским.
 
   Идеологическая близость к коммунизму проявилась у Рерихов в литературе. Монгольское издание  одной из книг содержало частые упоминания о  Ленине и проводились параллели между коммунистической общиной и буддийской. По сути в ней давались указания Советскому правительству на необходимость немедленного проведения в жизнь преобразований, начатых Лениным, одухотворения коммунизма буддийским учением], а также давались указания о недопустимости насильственной общины.
 
    У Рерихов появилось знаменитое «письмо Махатм» для передачи Советскому правительству и ларец с гималайской землёй на могилу «Махатмы Ленина». В этом «письме» Махатмы , в числе прочего, приветствовали «упразднение церкви, ставшей рассадником лжи и суеверий». Все дары Рерих вручил лично наркому Чичерину в июне 1926 года, а тот передал их в Институт Ленина. Также художник задумал картину «Гора Ленина», которая хранится сейчас в Новгородском музее. На картине чётко прорисован легко узнаваемый образ Ленина.
 
Гора Ленина высится конусом между двух крыльев белого хребта. Лама шепчет: «Ленин не был против «истинного Буддизма »

Наркому просвещения А. В. Луначарскому Рерих передал картины серии «Майтрейя», которые не принял ни один советский музей, так как художественная комиссия посчитала их некоммунистическими и декадентскими, и они долгое время висели на даче у М. Горького.

Но проходит время и в 1934 году Рерих стал испытывать сильную неприязнь к коммунистам. В публичных выступлениях в Харбине он противопоставлял себя как фашистам, так и коммунистам: «Большевизм — тёмная, разрушительная сила».
 
                *****
  Рерих Хочет вернуться на Родину в полном  осознании его значимости в мире. И у нас понимают эту значимость. И не прочь приветствовать это приглашение. Его возвращение только подняло бы престиж СССР. Да вот тут есть одна запятая. Почти и неразрешимая. Ведь он вернулся бы не просто сам по себе. Он вернулся бы как носитель  своих  философско-художественных идей. Набравшись и  впитавший  в себя много религиозных и даже сектантских идей. И не только спиритизм, но даже масонство. Он создал свою собственную религию, которая тогда набирала силу. Да как же это можно в стране, в которой была и своя собственная идеология, мощная мысль, которая не допускала  сосуществования с другими философскими идеями. Идеология коммунистическая.

     То есть где-то там в Гималаях пожалуйста. Может быть даже в чём-то и полезно его пребывание вдали от границ , на удалении со всеми своими благими пожеланиями, но только не у нас. Не время. Поэтому Сталин пишет на прошении  «Оставить без ответа».
 
Хотя, конечно, намерения совершенно благие. Он создаёт новую концепцию Культуры. Культура, по  его мнению, тесно связана с проблемами космической эволюции человечества и является «величайшим устоем» этого процесса. «Культура покоится на Красоте и Знании», — писал он.  И повторял известную фразу Достоевского с небольшой поправкой: «Осознание Красоты спасёт мир».  Красота  познаётся человеком лишь через Культуру, неотъемлемой частью которой является творчество».
 
    В широкое понятие Культуры Н. К. Рерих включал синтез лучших достижений человеческого духа в области религиозного опыта, науки, искусства, образования. Николай Рерих сформулировал принципиальное отличие Культуры от цивилизации. Если Культура имеет отношение к духовному миру человека в его творческом самовыражении, то цивилизация есть лишь внешнее обустройство человеческой жизни во всех её материальных, гражданских аспектах. Отождествление цивилизации и Культуры, утверждал Николай Рерих, приводит к путанице этих понятий, к недооценке духовного фактора в развитии человечества. Он писал о том, что «Богатство само по себе ещё не даёт Культуры. Но расширение и утончение мышления и чувство Красоты дают ту утончённость, то благородство духа, которым и отличается культурный человек. Именно он может строить светлое будущее своей страны». Исходя из этого, человечество не только должно развивать Культуру, но и обязано её защищать.

    А ведь Рерих придумал ещё и  «Знамя Мира». Оно представляло  собой белое полотнище с красной окружностью и вписанными в неё тремя красными кругами, символизирующими единство прошлого, настоящего и будущего в круге вечности. Была и другая  версии расшифровки Знамени — религия, искусство и наука в круге культуры.
               
                *****
    Вот такие мысли. Нет, надо подождать с приездом корифея на Родину. Хотя идеи Рериха поддержали . поддержали такие известные люди как Ромен Ролан, Бернард Шоу, Рабиндранат Тагор, Альберт Эйнштейн, Томас Манн, Герберт Уэллс. Идеи понравились настолько, что Рерих был выдвинут  на Нобелевскую премию мира. Но не прошло. Не дали паремию. Видимо его идеи показались подозрительными не только в глазах Сталина.
 
  Хотя что же в них плохого. Вот что он пишет: «Пакт для защиты культурных сокровищ нужен не только как официальный орган, но как образовательный закон, который с первых школьных дней будет воспитывать молодое поколение с благородными идеями о сохранении истинных ценностей всего человечества».  Хорошо, конечно, да всё как-то туманно и неопределённо.

    Но премию, повторяю, все же так и не дали. Хотя, как сказать. Что это за премия. К примеру, в самом начале не дали премию, Толстому и Чехову, а дали какому-то французскому поэту, имя которого сегодня не помнят даже французы. И сегодня тоже не лучше. Получила премию крутая русофобка Алексиевич, чье имени никто не знает в мире. И не сегодня – завтра дадут Нобелевскую премию мира домохозяйке самозванной и доморощенной Тихоновской. А дадут – я не удивлюсь. Так что Н. Рериху совсем не надо было бы огорчаться. 

                «Град обречённый»

   Из 7000 картин, созданных Рерихом, я после долгих раздумий остановился на этой. Гималаи от нас далеко и высоко, а древняя Русь хоть и очень древняя, но всё-таки для нас несравненно ближе. Да ведь ещё и как сказать. Сюжет картины имеет много символических смыслов, имеющих отношение даже и к нашим дням. Есть над чем подумать.

     У Николая Рериха есть две необычайно мрачные картины, «Град обреченный» и «Крик змия». Они традиционно считаются пророческими, хотя относительно смысла этих пророчеств и их отношения к конкретным историческим событиям ведется много споров. Братья Стругацкие не только позаимствовали у картины «Град обреченный» название, их философский роман-антиутопия в каком-то смысле является одной из интерпретаций значения этого полотна.

На картине изображен старинный замок исполинских масштабов – это и есть осужденный и обреченный город. Острые скалы, окружающие крепостные стены, символизируют враждебность и опасность сил, подкрадывающихся к жителям города под покровом ночи.

    А сколько интерпретаций этому живописному сюжету! Вот, к примеру, некоторые критики склонны видеть в этом сюжете тревожное, гнетущее ожидание революции 1917 года. А картина была написана даже до начала первой мировой войны.  В доказательство этой гипотезы они указывают революционно-красный цвет змея-дракона, кольцом окружившего спящий город.

 Другие же критики видят в картине предчувствие ужасающих событий во время блокады Ленинграда. В этом случае дракон символизирует невозможность выбраться из вражеского окружения. Удивительно, как бы Рерих мог бы предвидеть ужасную трагедию, случившуюся с великим городом только в 1941 году.  Провидец
А некоторые эксперты считают произведение пророчеством о приближающейся Первой мировой войне. Но это Рерих мог бы и предсказать легко.  Всё в это время шло к большой беде. К войне.

   Есть еще одна сказочная интерпретация «Града обреченного». Она связана с легендой о сокровищах Навуходоносора, которые остались в Вавилоне после падения правителя-тирана. Крепостные стены Вавилона охранял огромный спящий змей. По преданию, греческому царю Льву и его друзьям удалось проникнуть в Вавилон и завладеть сокровищами Навуходоносора. В том числе шапкой Мономаха. Той самой, которой короновался Иван Грозный, и которая оказалась так тяжела для Бориса Годунова.  Эти знаки царской власти в свое время, пройдя через руки византийских правителей, оказалась во владении московского царя.

 Творческое воображение связало Вавилон с Россией по той причине, что Вавилон упоминается в Апокалипсисе, и следовательно, место рождения Антихриста также переносится в Россию. С этой точки зрения можно сказать, что обреченный Град – ни что иное, как Россия накануне конца света, ожидающая второго пришествия Христа. Змей, который является символом и образом Сатаны, также отлично вписывается в эту теорию. Николай Рерих был очень хорошо знаком с этой легендой, так как ее описал в одной из своих статей  его близкий друг, Владимир Соловьев.
               
                *****
   Рерих так и не вернулся в Россию. А так хотел! Так надеялся! Даже и прах его остался далеко от рубежей Родины. Он умер в долине Кулу в Индии. После его кончины в соответствии с местными обычаями его кремировали.
 
      На месте погребального костра, был установлен большой прямоугольный камень, на котором высечена надпись:

Тело Махариши Николая Рериха, великого друга Индии, было предано сожжению на сём месте 30 магхар 2004 года Викрам эры, отвечающего 15 декабря 1947 года. ОМ РАМ (Да будет мир).


Рецензии
В Музее Рериха в Москве был макет Азии, на месте Казахстана было написано Китай. Сотрудники музея не смогли объяснить почему так.
Потому музей реорганизовали и многие экспонаты бесследно пропали, остались только картины.

Игорь Леванов   11.03.2021 16:05     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.