Дух Пушкина

Моя бабушка, Анна Фёдоровна, говорила мне, что Бога – нет, что это - выдумка, сказка для тёмных, невежественных людей, для их запугивания и отупения, но между тем, в затруднительных случаях, нередко вздыхала и приговаривала: « О, Господи…»;  про чертей, говорила, что их тоже не бывает, но, потеряв какую-нибудь вещь, часто повторяла: «чёрт, чёрт, пошутил, да отдай…», верила в приметы, крепко досадовала, если, отправляясь в путь с тайной надеждой в душе на успех, встретит человека с пустым ведром; выходя из дома, остерегалась вернуться за какой-нибудь мелочью, а если всё-таки это случалось, очень расстраивалась из-за своей оплошности, и говорила, что «удачи не будет», и перед тем, как опять выйти, смотрелась в зеркало, особенно не любила ещё, когда, кто–нибудь, просто так, из любопытства её спрашивал: «ты куда?"(собираешься идти),"На кудыкину гору!"- сердито отвечала она и поправляла: - Надо говорить: "далеко ли?"
Сидим мы как-то с ней дома зимним вечером одни…горит настольная лампа под зелёным абажуром…вокруг неё на столе яркое жёлтое пятно света…у бабушки очки сползают на нос, она держит в руках шитьё, а я сижу над тетрадкой, решаю задачи по математике.
Задачи и уравнения что-то мне никак не идут в голову…я всё время перевожу взгляд то на бабушку, то на лампу, то на жёлтый круг на столе…на очки на носу у бабушки, на её руки…в большой комнате, где мы сидим царит полумрак, и только  у стола – светло…вся эта обстановка кажется мне какой-то сказочной…
-А бывают привидения и духи?- спрашиваю я.
-Нет,- отвечает бабушка с улыбкой,- ничего этого не бывает.
-А черти бывают?
-Нет никаких чертей. Это только в сказках. Знаешь, в моём детстве, придём, мы, бывало с родителями в церковь, а там на стенах такие страшные картины нарисованы…Мы стоим и смотрим, разинув рот…
-А что там нарисовано?
-Там нарисовано, как черти людей на сковородках поджаривают…огонь горит, держит чёрт сковородку, а на ней грешник сидит и жарится…
-А тебе страшно было?
-Ну, пока маленькая была, немножко страшно, а как подросла, так услыхала от старших пословицу: «Не так страшон чёрт, как его малюют…» и понемногу перестала бояться…Сходи, надень тёплые носки, а то от балкона вон как несёт холодом, - говорит она мне и опять поправляет пуховую шаль, которая всё время норовит соскользнуть у неё то с одного, то с другого плеча.
В доме прохладно, за окном трещит мороз, но от бабушки исходит какое-то тепло…мне весело, хочется болтать обо всём, я знаю, что могу спросить о чём угодно и и мне совсем не будет страшно, потому что с моей бабушкой мне ничего не страшно.
-А расскажи мне ещё какую-нибудь…быль, - прошу я.
-Ты уроки все сделала?
-Да и по математике и по физике.
-А по литературе что задали?
- «Маленькие трагедии» Пушкина и «Медный всадник».
- «И озарён луною бледной, простёрши руку в вышине…» - до чего же мастерски он умел описать то, чего не было и не могло быть. А прочитаешь – так и встают картины перед глазами, будто всё это было на самом деле… «Руслан и Людмила» - тоже сколько выдумки там, а как всё похоже на быль…в сказках ведь всё перемешано…А в жизни бывает так, что и не знаешь, сказка это – или быль…Знаешь, я во всякие волшебства не верю, но были такие эпизоды в моей жизни, которым я до сих пор не могу дать объяснение…что это такое было – не знаю, но это было, я это видела своими глазами…
-Расскажи, расскажи!
-Это случилось в моей юности. Я тогда была ещё школьницей, училась в десятом классе, а школа наша называлась "единая трудовая". Это был год смерти Ленина...Накануне выпускных экзаменов как-то шли мы с одноклассницей, помню её звали Ольга, из школы домой. Настроение у нас было приподнятое, радостное и от того, что погода была чудесная, и от того, что наконец заканчиваем мы школу и сердце в груди замирало, что ждёт впереди… На дворе благоухает весна-красавица, май месяц, солнышко ярко светит, птички щебечут…идём и любуемся на яблоньки, усыпанные белыми цветами…на молодые зелёные листья …всё радует глаз…Чудесный, светлый денёк. Дует лёгкий тёплый ветерок. Идём не спеша, дышим весенними ароматами и весело болтаем обо всём, о школе, о подружках, вспоминаем разные забавные случаи, и о всяких странных необъяснимых явлениях, которые наука ещё объяснить не может. Вдруг лицо у Ольги стало задумчивым.
-Ты веришь в духов? – спросила она таинственным голосом.
-Нет, конечно, - не задумываясь, уверенно отвечаю я. -Духов не бывает.
-А знаешь…мне кажется что что-то такое есть…Я слышала много рассказов…
-И ты веришь в эти сказки? – весело говорю я.
Ольга посмотрела на меня как-то загадочно. А лицо её мне почему-то хорошо запомнилось…было в нём что-то, как мне казалось, особенное…Задумчивые тёмно-карие глаза, как будто хранящие какую-то тайну и ещё у неё была характерная особенность – выступающий вперёд крупный «орлиный» нос, какой часто бывает, как считают, у людей, обладающих какими-то магическими способностями…
– А может это- не совсем сказки…А вдруг они…есть на самом деле?
Настроение у меня по-прежнему весёлое, беззаботное, мне хочется шутить и смеяться, и я не придаю серьёзного отношения словам Ольги.
-Да не может ничего такого быть! Если человек умер, значит – умер, какой ещё дух?
-Значит, ты точно не веришь, совсем?
-Не верю.
-А ты слышала о…спиритических сеансах?
-Это когда духов вызывают? Слышала…да это же – пережитки прошлого, дворянские забавы!
-А ты никогда не пробовала...ну хотя бы один раз провести такой сеанс?
-Нет…да говорю же - я в духов не верю.
-А я вот не знаю…а вдруг всё это – правда…вдруг и в самом деле – можно общаться с духами умерших? Слушай, - Ольга вдруг оживилась, - давай прямо сейчас пойдём ко мне, и проведём такой…спиритический сеанс…*
- И охота тебе такими вещами заниматься, - рассмеялась я, - неужели тебе это интересно? Я бы лишний раз побегала в лапту или книжки почитала.
-Ну давай, пойдём, - умоляющим голосом произнесла Ольга, - мы только попробуем один раз – и всё…и узнаем, вдруг всё это – правда? Глаза у неё вдруг вспыхнули каким-то странным огнём, взглянув на неё я снова подумала, что она какая-то особенная, что в ней есть что-то как будто сверхъестественное, но я отогнала эту мысль.
Видя, что я не знаю, раздумываю, как поступить, пойти к ней или нет, Ольга схватила меня за руку и потащила…-Пойдём, - сказала она,- я тут совсем близко живу, вон, через два дома и мой. У меня и чай с баранками есть.
-Ладно. Пошли, - махнула я рукой, - но только затем, чтобы ты убедилась, что никаких духов не бывает!
Мы перешли улицу и поспешили к небольшому дому, что выглядывал из-за цветущих яблонь, словно купаясь в белых облаках.
«Ладно, - думала я по дороге, - школа уже позади, очень скоро мы все расстанемся, жизнь разбросает нас, так пусть в памяти останется время, проведённое вместе со школьными подругами, ведь мы больше никогда не увидимся…»
Пришли мы к Ольге домой. Она жила в маленькой комнате у своих родных, которых сейчас не было дома, они уехали в свою очередь к другим родственникам на выходные.
В комнате, несмотря на то, что за окном ещё вовсю светило солнце, царил полумрак. Пахло какими-то старыми вещами…
-Располагайся, - говорит Ольга. Пошла, порылась где-то в углу, приносит картон, затем побежала к шкафу с посудой, принесла блюдечко. Поставила на стол свечку.
Она как-то сразу вся оживилась, лицо её приобрело сосредоточенный вид, на нём не осталось и следа от шутливой весёлости, свойственной юной девушке.
-Вот смотри, -говорит, она мне и показывает кусок картона. Сначала надо вырезать большой круг, а потом написать на нём буквы и цифры.
-А блюдце зачем? – спрашиваю.
-А на блюдце мы сделаем стрелку. Оно будет двигаться по кругу и показывать нам буквы и цифры.
-Как это? Само по себе будет двигаться? Вот насмешила!
- А вот ты сама увидишь…глаза у Ольги опять вспыхнули, словно по ним пробежала молния, и на мгновение мне снова стало чуть-чуть не по себе…В комнате царил полумрак…и мне показалось, что вся эта комната с её обстановкой, с её полумраком, со специфическим запахом, с кроватью в углу, с этажеркой, какими-то старыми башмаками, и маленьким окошком, какая-то необычная…что в ней была какая-то особенная атмосфера чего-то таинственного…как будто из углов кто-то глядит, прячется…как будто бы эта комната была специально создана для того, чтобы в ней происходило что-нибудь таинственное.
Ольга пошла на кухню вскипятить самовар, а я окинула взглядом комнату. В ней были вещи, которых я раньше ни у кого не видела. Какие-то шкатулки, старинный подсвечник…даже скатерть на столе была какая-то особенная…
-Ну вот, - говорит Ольга, пока мы всё готовим, самовар будет готов. Потом попьём чаю и начнём…Она как будто испытывала какое-то волнение…как будто ей предстояло сделать что-то очень важное.
-Ты словно к экзамену готовишься, – поддразнила я её. Она мельком взглянула на меня, ничего не сказала…увидев, что она не поддерживает мой шутливый тон, я замолчала и стала наблюдать, что будет дальше.
Сели мы к небольшому круглому столику…Ольга вырезала круг, и подала его мне:
-Ты красиво пишешь, вот тебе перо и чернила, напиши по кругу алфавит, а я потом напишу цифры…крупно пиши, только так, чтобы все буквы вошли…
Через полчаса всё было сделано.
-Теперь – блюдце, -сказала Ольга,- зажгла свечку и аккуратно взяв блюдце за краешки своими длинными тонкими гибкими пальцами с розовыми ногтями, подержала его над пламенем, сделав копотью от огня тёмную полоску- своеобразную «стрелку». Осмотрев стрелку, и убедившись, что это – то, что нужно, Ольга осторожно положила блюдце на картонный круг с надписями.
-Ну вот, теперь всё готово, - сказала она.
За окном вечерело. Серебристые сумерки спускались на землю, окрашивая в серебристый цвет деревья, листву, дома…Ольга подошла к двери и плотно прикрыла её, чтобы не было сквозняка. Потом  взяла  свою толстую тёмную шаль и плотно занавесила окно. В комнате сразу стало очень темно…
Выпили мы по чашке чая с баранками. –Знаешь, сказала Ольга, задумчиво глядя на ярко-оранжевый «лепесток» пламени свечки, - мне рассказывали, как проходят эти сеансы…их надо вообще-то проводить с большим количеством человек, но можно и вдвоём…
-И что ещё тебе рассказывали?
-Ну, что сначала, когда всё только начинается, вроде бы не страшно…но потом, когда появится дух…и начнёт отвечать на вопросы -  страшно…
-Какой дух? - Я не удержала и рассмеялась…
-А вот сейчас увидим…погоди смеяться, - Ольга опять посмотрела на меня серьёзно, встала, взяла чашки и отнесла их в кухню, а когда вернулась в комнату, она казалась очень взволнованной. Я же, напротив, по-прежнему сохраняла  своё прежнее настроение и относилась ко всему, просто как к игре, детской забаве – и не больше. Ни обстановка этой комнаты, ни темнота, - ничего это не могло изменить моего настроения и отношения…во мне была какая-то твёрдая уверенность, что никто и ничто на свете не сможет заставить меня поверить в сверхъестественное.
-Ну, давай начинать.
Глядя на неё я едва подавляла смех.
Видя, что я изо всех сил креплюсь, чтобы не рассмеяться, Ольга раздражённо сказала:
-Ты можешь хоть на полчаса сделать серьёзное лицо? А так у нас ничего не получится.
-Это почему?
-А потому! Дух не прилетит, если будешь смеяться! Тут особое настроение нужно.
-Ладно, -говорю, обещаю тебе, больше не буду смеяться. Давай начинать. А какой дух будем вызывать?
-Давай вызовем дух Пушкина. Говорят, его часто вызывают и довольно успешно.
-И приходит?
-Да… Он ко всем приходит…
-Ну давай.
Мы сели к столу, положили руки на стол так, чтобы кончики пальцев слегка касались блюдечка. Наши пальцы соприкасались…я чувствовала как бьётся пульс в пальцах Ольги… и меня вдруг, помимо моей воли, охватило странное ощущение, как будто здесь   совершается что-то необыкновенное… «Всё равно всё это – пустяки», - упрямо твердил мне мой внутренний голос.
Пламя свечи горело ровно, слегка потрескивая. В темноте комнаты, в таинственной тишине, раздался голос Ольги:
-Мы, Ольга Киселёва и Анна Романова, вызываем дух Пушкина…Вызываем дух Пушкина…Дай нам знать, когда появишься…
Замерев в молчании  и боясь пошевельнуться, мы просидели минут пять. Вдруг…произошло что-то странное… пламя свечи начало дрожать…колебаться, и как бы слабо вспыхивать…возникло ощущение, что это не было вызвано его естественным горением, как будто какая-то неведомая сила заставляла язычок вздрагивать…и в то же время блюдце…сначала оно как будто задрожало под нашими пальцами…потом появились слабые толчки…оно начало вздрагивать, я ясно почувствовала эти сперва едва уловимые движения…Блюдце как будто ожило, как будто в нём проснулось что-то живое…
 -Он здесь, - прошептала Ольга,- давай спрашивать.
-Нам предстоят выпускные экзамены, - вполголоса проговорила она, - голос её слегка вздрагивал от волнения,- ответь нам, как мы их сдадим? Благополучно ли?
Мы не отнимали наших дрожащих пальцев от блюдца…И вдруг…шурша по картону, блюдце с какими-то рывками медленно «поползло» к краю круга, к начертанным на нём буквам…Сердце моё замерло от изумления…Я во все глаза смотрела то на блюдце, то на Ольгу и ничего не могла понять. Что происходит?
Блюдце подползло сначала к «д», потом к «а»…, «ответив» нам «да». Я не могла поверить своим глазам…Неужели и в самом деле…это говорит дух самого Пушкина?…неужели он здесь…невероятно… Сердце моё сжималось помимо моей воли как будто от чьего-то невидимого присутствия… Прежнее расслабленное, весёлое настроение на время покинуло меня…Может быть потому, что я по складу своего ума и характера не относилась к экзальтированным натурам, испытав некоторое волнение, я всё же не теряла чувства самообладания, и это позволило мне наблюдать за всем происходящим как бы немного «со стороны»…как будто дверца, связывающая меня с реальным миром, оставалась приоткрытой… мы продолжали спрашивать «духа» по очереди, а блюдце продолжало «ползать», показывая стрелкой на буквы…Это движение было каким-то странным…иногда оно долго стояло на месте или «ползло» очень медленно, порой его движение было хаотичным, его «бросало» из стороны в сторону…у меня мелькнула мысль, что эти движения блюдца как-то передавали переменчивую, вспыльчивую натуру великого поэта…
Я посмотрела на Ольгу.
-Это ты его двигаешь?- говорю я.
-Говори тише, - шепнула она, вероятно боясь «спугнуть» дух. -Смотри, я убираю руки…
И она, не убирая руки со стола, слегка отодвинув ладони, отняла свои пальцы от блюдца.
Теперь с блюдцем соприкасались только мои пальцы и я старалась почти не касаться его и…вот чудеса! Блюдце продолжало двигаться…
-А после школы? -также вполголоса, осторожно, спросила Ольга у «духа»,- Останемся ли мы в этом городе или уедем?
«Услышав» вопрос, блюдце опять толчками, с лёгким шуршанием «поползло» к  алфавиту, показывая по очереди буквы …теперь я ясно ощущала, что оно двигается как бы само по себе, без нашего участия…но разве это возможно? «Показав» стрелкой несколько букв оно снова замерло…«Уедете» - прочитали мы.
Я моргала глазами и незаметно щипала себя за руку, тёрла ногу об ногу…Может это – у меня – галлюцинации?
Ольга, воодушевлённая процессом, снова вполголоса осторожно спросила:
-А мы выйдем замуж?
«Да» - «написало» блюдце.
Я смотрела во все глаза и не могла понять, что происходит. Почему двигается блюдце? Мои пальцы касались его лишь слегка, едва дотрагивались до него…мой рассудок упрямо искал ответа и…и не мог найти…А может быть это…Ольга? Не зря ведь мне показалось, что в ней есть что-то такое…
И вдруг…произошло такое, чего мы никак не ожидали…
После очередного вопроса блюдце как-то «нервно» задвигалось и «написало»…о, нет…не может быть…мы не поверили своим глазам…мы ещё раз сложили все буквы, быстро переглянулись - сомнений быть не может - мат! О, ужас…это было ругательное, очень неприличное, нецензурное выражение! «Дух» Пушкина  «написал» нецензурное слово! Мы замерли, словно в ступоре…Кровь бросилась нам в лицо, мы обе вспыхнули  от стыда, задрожали…
На всякий случай, (может всё-таки мы ошиблись, что-то не так поняли) Ольга осторожно задала новый вопрос. Не «выждав» паузы, блюдце тут же снова оживлённо задвигалось и быстро стало указывать стрелкой на буквы… Замерев от волнения, мы наблюдали за ним и когда оно остановилось прочитали…нет, не может быть… ещё более непристойное выражение… Какой ужас! Вдруг произошло совсем что-то непонятное… Блюдце как-то хаотично и нервно задвигалось…его «понесло» рывками по кругу…оно как будто «вышло из-под контроля» и стало показывать без разбора на буквы, и «писать»  что-то совсем несуразное…
Нас обеих вдруг охватил испуг…С побелевшими лицами мы вскочили, Ольга схватила блюдце и стёрла с него стрелку. - Убирай скорее картон, брось его в угол! – прошептала она.
Я схватила картонный круг и бросила его в угол за кроватью. Ольга кинулась к окну и быстро сняла шаль. В комнате сразу стало светлее…мы потушили свечку и открыли окно…свежесть с улицы влилась в комнату…
Мы долго не могли прийти в себя и сидели рядышком на кровати, обдумывая произошедшее…Когда страх прошёл и мы немного отдышались, Ольга сказала:
-А ведь наверное не зря говорили, что Пушкин употреблял ненормативную лексику…
Может почему-то «рассердился» на нас, «осерчал» «дух» Александра Сергеевича или решил подшутить над молодыми девушками – так и осталось тайной…Мы посидели ещё немного в тишине…какое-то смешанное чувство владело мной…чувство прикосновения к  великой тайне, которую невозможно ни понять ни тем более объяснить… в то же время другой голос говорил мне: «не верь…всё это – обман… обман зрения, чувств, нервов…». Я вышла на улицу и сразу погрузилась в океан густых серебристых душистых майских сумерек…Я дышала полной грудью и не могла надышаться…Чарующие ароматы весны благотворно подействовали на меня и мои мысли снова стали течь спокойно.  Я шла в сумерках, мимо белых облаков цветущих яблонь, и всё думала об увиденном…дух Пушкина… и передо мной вдруг встал образ великого поэта, нарисованный моим воображением. И вспомнились мне невольно и «Каменный гость» и «Пиковая дама» и «Медный всадник»…Я думала, что Пушкин, вероятно, был наделён какой-то необъяснимой, сверхъестественной силой, если мог так мастерски ощутимо описать и  «ожившую» каменную статую, и скачущего по пустынной мостовой Медного всадника, и русалок в ночном пруду, и ещё много чего…и ещё подумалось мне, что если всё это правда, что «написало» потом блюдце…то, наверное, это – типичная черта не только Пушкина, но многих гениев, когда всё великое, возвышенное и неуловимое, что есть в них, недосягаемое для простого смертного, уживается с самым обыденным, порой с чем-то отталкивающим, низменным и даже омерзительным…но от этого они, конечно, не перестают быть гениями…
-Так вы наверное сами блюдце двигали!- воскликнула я.
-Нет! Говорю тебе правду - не двигали!
-Тогда как же оно двигалось?
-До сих пор не могу понять…- изумлённо приподняв седые брови, слегка улыбнувшись и пожав плечами, сказала бабушка и снова поправила сползающую на пол шаль.
-А дух? –спросила я,- там же дух летал…
-Да, было такое ощущение присутствия кого-то в комнате, кроме нас… А потом, когда мы всё убрали, он, наверное, исчез.
-А почему вы испугались? Вы ведь его не видели?
-Ну так уж думали люди, что «дух», которого «вызвали», внезапно может «рассердиться», и если он «рассердится», он может «навредить», и надо скорее сделать так, чтобы он исчез. Поэтому мы и убрали всё, с помощью чего мы «общались» с этим «духом»…Если бы мы и дальше продолжали спрашивать – неизвестно, что могло бы быть…А вообще –всё это глупости, - опять улыбнулась бабушка.- Я всё равно ни во что это не верю…
-А что было потом?
-Потом? Мы сдали экзамены на «хорошо» и «отлично», как и предсказал нам «дух» Пушкина. Кстати, всё, о чём мы его спрашивали, у меня сбылось в точности. После школы я окончила учительские курсы и действительно уехала из родного города. Вышла замуж, и тут предсказание сбылось.
-А Ольга?
-Ольгу я больше никогда не видела…

2.10. 2020

*Один из спиритических сеансов описан, например, у Л.Толстого в романе «Воскресение» (прим. автора)


Рецензии