И снова амазонки 2

                002. И снова Амазонки.   Царица амазонок
— Раздражительность, так же, как и злость, мстительность, злорадство и так далее, производное агрессии, которая культивировалась в людях на протяжении многих миллионов лет и предназначалась только для выживания на биологическом уровне. Мы агрессивны по своей сути, это наследственный фактор, доставшийся нам от предков.

Гнев — адресная агрессия на конкретную внешнюю угрозу.

Раздражительность — накопленный дискомфорт, запреты на физическом, психическом и эмоциональном уровнях. Достаточно просто не выспаться — и, пожалуйста, раздражение начинает выплескиваться из вас, как вода из дрожащего стакана.

В лагерь македонян прибыли послы от царицы Талестрис (Диодор называет ее Фалестридой), земли которой находились между Кавказом и рекой Фасис. Они сообщили, что царица страстно желает видеть Александра, познакомиться с ним лично, и она уже находится на пути в Гирканию. Польщенный Александр дал согласие на встречу.
. В лагерь македонян прибыли послы от царицы Талестрис (Диодор называет ее Фалестридой), земли которой находились между Кавказом и рекой Фасис. Они сообщили, что царица страстно желает видеть Александра, познакомиться с ним лично, и она уже находится на пути в Гирканию. Польщенный Александр дал согласие на встречу. Амазонки похищали своих брачных партнеров из враждебных или соседних племен и деловито их использовали. Различие лишь в том, что вместо невест добывали женихов, и не для создания семьи, а для кратковременной «процедуры». После чего пленников, как и рождающихся мальчиков, безжалостно убивали, видимо, не испытывая к ним ни любви, ни ненависти.
Убийства были необходимы: они обеспечивали стабильность племени. Ведь обеспечить всех женщин мужьями было практически невозможно. А держать нескольких «жеребцов» среди множества женщин, прошедших школу жизни в седле и на войне, было опасно: они могли стать или претендентами на власть, или причиной постоянных драк. А поскольку царицами степных амазонок становились самые сильные, то и решалась проблема соответствующе. Амазонки похищали своих брачных партнеров из враждебных или соседних племен и деловито их использовали. Различие лишь в том, что вместо невест добывали женихов, и не для создания семьи, а для кратковременной «процедуры». После чего пленников, как и рождающихся мальчиков, безжалостно убивали, видимо, не испытывая к ним ни любви, ни ненависти.

Убийства были необходимы: они обеспечивали стабильность племени. Ведь обеспечить всех женщин мужьями было практически невозможно. А держать нескольких «жеребцов» среди множества женщин, прошедших школу жизни в седле и на войне, было опасно: они могли стать или претендентами на власть, или причиной постоянных драк. А поскольку царицами степных амазонок становились самые сильные, то и решалась проблема соответствующе.
Для управления страной царица назначала пожилую, умудрённую опытом и знаниями женщину. Формирование армии имело чёткую структуру мобильных и высоко подготовленных подразделений, способных в любой момент выставить не менее 120 тыс. конных всадниц, не считая местного охранения. Царица вела переписку со многими соседями, в том числе и с Александром Македонским. Исторические источники (Диодор Сицилийский и др.) указывают, что А. Македонский перед своим походом "на край земли" направлял соседним народам, находившимся на его пути, требование подчиниться и платить дань или выйти на бой. Амазонки согласились платить дань и откомандировать в его распоряжение отряд в 500 храбрейших воительниц с ежегодной заменой.               
Особо почитали амазонки Артемиду-охотницу и ходили в ее свиту, охотились вместе с ней и с нимфами. Также амазонкам покровительствовала богиня Гера, жена Зевса. У амазонок даже проводились свои олимпийские игры, только для женщин, и посвящены они были Гере, а не Зевсу, как у греков.
Сильное влияние в стране имела Верховная жрица вместе со служителями культа, дававшие воительницам эзотерические знания. В царстве амазонок имелись писаные законы, которые в последующем были заимствованы соседними народами, в том числе и древнееврейским государством.
Гостья прибыла в сопровождении отряда из трехсот воинственного вида женщин. Курций так описывает внешний вид ее спутниц: «Одежда амазонок не полностью покрывает тело; левая половина груди обнажена; все остальное закрыто, но одежда, подол которой они связывают узлом, не опускается ниже колен. Они оставляют только одну грудь, которой кормят детей женского пола, правую же грудь они выжигают, чтобы было удобнее натягивать лук и бросать копье». Когда Александр поинтересовался о цели визита, женщина ответила, что желает иметь ребенка. Ведь он превзошел всех мужчин своими подвигами, а она тоже отличается от других женщин – прежде всего силой и мужеством. Ребенок, появившийся на свет у родителей, которые превосходят прочих людей, конечно, будет первым в мире по доблести. Александру эти слова понравились – он пришел в полный восторг и принял царицу. Наконец-то царица амазонок встретилась с тем, к кому она стремилась всей душой и телом, и была несколько разочарована. По свидетельству Курция, «без всякого страха Талестрис смотрела на царя, внимательно изучая его внешний вид, совсем не соответствовавший его славе; ибо все варвары чувствуют уважение к величественной внешности и думают, что на великие дела способны только люди, от природы, имеющие внушительный вид». Однако намерений своих женщина не изменила.
Каждое утро, прибывшие в лагерь Александра начинали  с купания в холодной воде водопада. Когда их спросили о причинах, Амазонки  с удивлением  спросили у воинов Александра, а как вы  переходите из объятий ночи, в свет яркого дня и  воспринимаете  стрелы  утреннего солнца?
При  холодном купании, мы задерживаем  дыхание, при изменении температуры тела сосуды, питающие наш мозг, резко сужаются, при этом давление в артериях, сосудах и капиллярах  резко увеличивается, это приводит к поступлению крови с накопленным в ней кислородом в головной мозг. Мы чувствуем  резкий прилив энергии, а наш ум становится  таким, как будто  мы родились заново.
- после ледяной воды, Амазонки,  устроили что то вроде тренировки   перед соревнованиями, они  бегали друг за другом, стараясь  схватить  впереди бегущую за  правое плечо, при этом  догонявшая  старалась  сделать так, что бы ее  напарница потеряла равновесие, а учитывая что  почти все они были правши, те есть орудовали, мечем правой рукой, то  нарушение   равновесия приводило к сбою  уже  отработанного приема нападающей. Женщины,  выполняли это  упражнение по трое, после  завершения приема  менялись местами, и продолжали  активное движение. При выполнении, которого, они взбегали на возвышенности, прыгали на ветви деревьев, подобно  обезьянам, а  бросившись с высоты, старались сбить   одну или обоих  с ног. Суть этого упражнения они объяснили так: — Работая с телом через движение, снимаем  на физиологическом уровне напряжение, после чего  начнётся процесс установления баланса между телом, мыслями и эмоциями. Если вы собираетесь начинать работу только с психологического уровня или посредством силы воли запрещать себе отрицательно реагировать на, то или иное событие, вы лишь взрастите то негативное чувство, с которым боретесь. А ведь сперва это нужно осознать и принять. Кроме того, такие гонки  со  столкновениями, вырабатывают  определенные навыки  необходимые при рукопашном бое.
Воины Александра, были удивлены, что  среди молодых Амазонок были   женщины, среднего и по тем временам, преклонного  возраста, это где то после сорока лет.
При чем, старшие задавали ритм  молодым, а когда  уставали, происходила смена  действия. 
Завершив упражнение, Амазонки переходили  к третьему этапу утренней тренировки.
В центре лагеря разводили огромный костер, пламя достигало нескольких метров, Нужно было   перепрыгнуть сквозь пламя, пробежать с десяток метров, вырвать из земли  шесты, и  преодолеть уже не в одиночку, другое препятствие, костер, который сильно дымил. После этого испытания, на той стороне  дыма, было  нечто похожее на сюрприз.
Самое простое и безобидное - это водная преграда вроде болота, а в этом болоте  находились болотные змеи, конечно же, это были ужи или небольшие желтобрюхи.  При преодолении этого препятствия Амазонка должна была выхватить из  воды и грязи  одну из змей и  через  несколько шагов бросить  змею в  ящик  по форме напоминающий мужчину.  Шест, который в данной тренировке   изображал копье, она должна была метнуть в  соломенное чучело, за  ящиком со змеями. Ящик и соломенное чучело   были  воинами противника. (Ссылка на Курция Руфа)( Можно было бы привести целый ряд аргументов против отождествления этого Курция Руфа с писателем. Прежде всего трудно представить, что триумфальных отличий добился человек, столь невнимательный к военному делу, как автор «Истории Александра Македонского». Однако тот же Тацит замечает, что как военачальник Курций Руф проявил полную некомпетентность. Его подчиненные тайком отправили императору послание, иронически предлагая заранее жаловать триумфальные отличия любому назначенному на должность, не дожидаясь от него успехов (Анналы XI, 20, ср. Светоний, Клавдий, 24).
Согласитесь, тренировка, с самого утра, в таком темпе, и с такими условиями, это не утренняя зарядка, даже в школе десантных войск.
Тренировка  длилась немногим более часа, после чего женщины  снова  купались в водопаде и  после купания   приводили свои волосы и лица  в  неотразимое состояние.
Кожа их высыхала, и они одевали  свои  наряды,
Геродот в своей «Истории» сообщает, что столица амазонок называлась Фемискрой, и стояла она на берегу реки Фермодон (юг Черного моря, современная Турция). Существует версия, согласно которой амазонки пришли в Грецию с Меотийского моря, вследствие ухода из него воды, превратившееся в Меотские болота, то есть с нынешней  территории  Ростовской области. Оттуда они совершали военные походы по всей Малой Азии, добираясь даже до Сирии и Египта. Согласно легендам, Амазонки основали такие города, как Эфес, Смирна (ныне — турецкий Измир), Синоп и Пафос.

Царство амазонок со столицей Фемискрой основала царица Лисиппа, также ставшая первой амазонкой. Она заложила основные законы и правила жизни Амазонок, она завоевывала новые земли для своего нового царства.
Существует немало прочих вариантов происхождения слова «Амазонки». Например, «a masso» (от «masso» — трогать, касаться) могло бы означать «не дотрагивающиеся» (до мужчин). Кстати, в северокавказских языках сохранилось слово «maza» — «луна», что может быть эхом того далекого времени, когда жители этого региона обожествляли Луну — богиню охоты, соответствующую греческой Артемиде.

Для древних греков Амазонки были не менее реальны, чем любые другие обитатели «северных земель». Считается, что они являлись дочерьми бога войны Ареса и нимфы Гармонии; при этом уточняется, что Арес был не греческим, а фракийским богом, страны, расположенной на востоке Балканского полуострова. Страбон, древнегреческий географ и путешественник, предлагал три этнонима, связываемые им с амазонками: Хелазон, Алазон и Амазон (География, XI, 5,1-4,XII, 3,21-24).Сам Страбон, детство которого прошло у берегов Чёрного моря (в Амазее), склонялся к этнониму Амазон.
Александр Великий - провел царицей Талестрис 30 дней, после чего отпустил домой с богатыми дарами.  Все ее телохранительницы,  в количестве 300, занимались эти 30 дней. Тем же, чем и их царица.
Талестрис обещала поступить согласно традициям своего народа: если на свет появится ребенок женского пола, то останется с матерью, мужского – отдаст отцу.
Три знаменитые южные амазонские царицы Марпесса, Лампадо и Гиппо захватили земли в Южной Азии и Сирии, основали города Эфес, Смирну (Измир), Фибу, Синопу. Именно во время этого похода амазонки захватили Трою, где будущий царь в то время был ещё ребёнком. Потом амазонки ушли с большой добычей, оставив небольшие гарнизоны в завоёванных городах. Эти гарнизоны были изгнаны союзом варварских племён, в результате чего в одном из боёв амазонки потеряли царицу Марпессу (по сообщению Павла Оросия амазонки вновь вторгались в Азию вместе с киммерийцами в 723 г. до н. э.).
Понятие «Амазонка» теоретически могло образоваться от иранского «ha-mazan» (воины). Если в сходной по звучанию греческой фразе «a mazos» частицу «а» считать усилительной, то это словосочетание приблизительно переводилось бы как «полногрудая».
Диодор Сицилийский сообщает также об Амазонках, которые первоначально жили в Скифии по берегам реки Амазон, теперь называемой именем Танаис - сына Амазонки Лисиппы. Легенда гласит, что Танаис влюбился в красавицу-мать, но, избегая грехопадения, бросился в реку и утонул. После этой трагедии Лисиппа повела своих дочерей в долину реки Фермодонт, которая течёт в высоких Амазонских горах (Северный Кавказ). Лисиппа построила огромный город Фемискир в дельте реки Фермодонт и покорила соседние народы вплоть до самого Танаиса (Дона). Совершив эти подвиги, она героически погибла в одном из сражений. Её дочь, став наследницей, превзошла свою мать в приумножении славы царства. Она ввела обучение девочек с семилетнего возраста грамоте, физическому и духовному воспитанию, в том числе охоте, древним таинствам лечения, военному единоборству, хозяйствованию, искусству выносить тяготы войны, взаимовыручке. Они умели останавливать кровь, залечивать раны подручными средствами. Пройдя с боями за Танаис, она покорила многие народы вплоть до Фракии и, возвратившись на родину с большой добычей, заслужила уважение своих граждан справедливостью своего правления. С таким же успехом царствовали и её преемницы. Потомки Лисиппы расширили владения Амазонской империи на запад за реку Танаис, до Фракии, Фригии в Азии.


 Еще существовала одна легенда во времена Великих географических открытий.   Сперва шел бесконтактный бой, а по мере сближения армий – начиналась рукопашная схватка. 9вероятней всего, это всего лишь демонстрация женских прелестей и обещания, восторгов, сдавшимся в плен к Амазонкам)
Амазонки фигурируют во множестве откровенно «мужских» легенд. Согласно преданию, они успешно воевали с Фригией и Ливией, нападали и на Ликию, но были побеждены древнегреческим героем Беллерофонтом, укротителем легендарного Пегаса. В бой с амазонками молодого героя послал ликийский царь Иббат, втайне надеясь, что Беллерофонт погибнет. Однако замыслам вероломного правителя не суждено было сбыться.
Ахилл убивает Пенфесилию. Амазонки приняли также участие в троянской войне, причем на стороне Трои. Легенда рассказывает, как однажды на охоте Ипполита, правительница амазонок, была случайно убита своей сестрой, Пенфесилией.
Терзаемая раскаянием, новая правительница решила расстаться с жизнью — так, как и подобает настоящей амазонке, то есть в бою. Организованная ею вылазка против греков вначале была успешна, но тут в бой вмешался Ахилл, который сбил Пенфесилию с коня и проткнул ее копьем.
Военная мощь государства Амазонок была так велика, что они без труда осадили Афины и даже ворвались в сам город, когда правящий там Тесей похитил их царицу Антиопу (точнее говоря, она досталась ему в качестве трофея во время похода Геракла за поясом Ипполиты). Впрочем, Антиопа через какое-то время влюбилась в Тесея и совершенно не горела желанием возвращаться в родные пенаты. Во время боя Антиопа сражалась на стороне возлюбленного и была случайно убита соплеменницами, после чего противостояние амазонок и афинян сошло на нет.
С течением времени упоминаний об амазонках становится все меньше и меньше. При жизни Александра Македонского ходили слухи о том, как однажды в лагерь великого полководца прибыла царица амазонок Талестрис с тремя сотнями соплеменниц. Якобы Талестрис хотела предложить весь этот немалый «гарем» Александру, чтобы получить от именитого правителя как можно больше отпрысков-девочек, таких же сильных и умных, как отец.
Об амазонках, воевавших в составе вражеских войск, писал римский генерал Гней Помпей, а Вергилий в своей поэме «Энеида» явно списал вольскую воительницу Камиллу с древних амазонок.
Главным оружием амазонок считался «сагарис» — скифское название топора с двойным лезвием, известного грекам как «пелектус» или «лабрис». Последний был распространен на острове Крит еще в бронзовом веке (3 тысячелетия до нашей эры), символизируя женское начало.

Помимо боевого топора, амазонки активно использовали луки со стрелами и небольшие копья — типичный «скифский набор». Они редко сражались пешими — ударную силу их армии составляла конница, что также не может не наводить на мысли о скифских племенах.
 Откуда появились легенды об амазонках? Что это — смутные воспоминания о тех архаичных временах, когда люди жили при матриархате, или реально существовавшие «женские» народы античной эпохи?

На этот счет выдвигается множество теорий. Амазонки назывались дочерьми Ареса и служительницами Артемиды, и это наводит на мысль, что их прообразом могло стать закрытое сообщество храмовых прислужниц. В таком контексте мифическое прижигание груди можно истолковать как нанесение ритуальных увечий. В ранних образцах греческой живописи амазонки носили шлем и длинные туники, обнаруживая сходство с воинственной богиней Афиной. Позднее их одежды стали более утонченными и легкими, высоко подпоясанными (для облегчения бега) — то есть копирующими стиль богини охоты Артемиды. Греческое происхождение амазонок подтверждает и тот факт, что в бою они обычно использовали небольшой щит «пелта», имевший форму полумесяца. Самые поздние изображения амазонок показывают их одетыми на персидский манер — в облегающие шаровары и высокий заостренный головной убор, «кидарис».

Мифические истории об амазонках напрямую связывают их с двумя героями — Гераклом и Тесеем. Так как последние часто имели дело с вымышленными существами, по аналогии можно предположить, что амазонки также были плодом фантазии. Вполне вероятно, что они символизировали собой те опасности, с которыми греческим колонистам пришлось столкнуться на побережье Черного моря.

Учитывая предполагаемую «родину» амазонок — донские степи и побережье Азовского моря, азиатская теория их происхождения выглядит наиболее вероятной. Греки, расселявшиеся в Причерноморье, постоянно сталкивались с воинственными и полудикими кочевниками. Геродот прямо заявлял, что Сарматы — это потомки амазонок и Скифов. До недавнего времени этим все и ограничивалось: ученые считали Амазонок художественным вымыслом, подчеркивающим необычность степных варваров в глазах греков.

Однако в конце XX — начале XXI веков ситуация изменилась. Сперва на севере Турции в провинции Самсун были найдены крупные женские захоронения, а затем и у нас, на Тамани, кубанские археологи откопали могилы целого племени. Там были погребены исключительно женщины. Невероятно, но факт — рядом с их телами лежало оружие: луки, колчаны и кинжалы, а в черепе у одной из усопших торчал наконечник стрелы.
Эти находки доказали, что в северном Причерноморье обитали если и не полностью женские племена, то, по крайней мере, сохранившие древние бытовые уклады, когда главную роль в обществе играла женщина. Впрочем, маловероятно, что эти «амазонки» образовывали те общины закрытого типа, о которых рассказывали греки. Жестокость по отношению к мужчинам также наверняка была преувеличена — для людей с разным типом культур характерно создавать подобные легенды о земле, где жизнь коренным образом отличается от их собственной.
Так или иначе, эти племенные союзы были немногочисленными и нестойкими. Ветхие традиции матриархата, чудом сохранившиеся до новой эры, не смогли устоять перед походами Александра Македонского, смешением культур и великим переселением народов в 4–7 веке. Именно тогда Амазонки — уникальная смесь полуправды и полу вымысла — перестали существовать.


Рецензии
Хорошая статья! Знание прошлого - ключ к будущему.

Виктор Сухарев   04.10.2020 14:51     Заявить о нарушении