Диалог 1

- Да учёные колпаки талдычат одно и тоже уже столетиями. Систему надо менять, но как менять?! Все их рецепты приводят с завидным постоянством к одному и тому же - более худшей редакции предыдущей версии той же системы. И в чём подвох?! Видимо такова природа человека, система имеет объективные законы которые нам не перепрыгнуть.
- Видишь ли, малыш, объективные законы характерны тем, что имеют свойство повторятся. В одних и тех же условиях результат должен быть однозначен и предсказуем. Известен ли тебе хотя бы один человеческий закон который однозначен и предсказуем?
- Ну как же, человек человеку - волк, например?
- А как же человек человеку - брат? Ты же не станешь отрицать, что рождённые от одного отца и матери, выращенные в общем то в одних и тех же условиях люди могут быть совершенно противоположны по характеру и по поступкам?
- Ну условия никогда не бывают абсолютно одинаковыми в социуме. Всегда есть различия. Разные учителя, разные книги, разные встречи?
- Значит и законов не может быть объективных раз мы не можем создать одинаковые условия для чистоты эксперимента!
- Возможно в конкретике? Но как только мы говорим о больших выборках законы начинают работать! Конкретные условия теряют значения, начинают работать усреднённые векторы, которые приобретают всё большую объективность и группа идёт на группу, стая на стаю. Человек человеку волк, но не в индивидуальном, а в общественном срезе.
- Но есть и другие примеры. Общности, которые никогда не берут в руки оружия и в них  работает абсолютно противоположный закон.
- Реже.
- Но не достаточно редко, чтобы пренебречь этим фактом. А раз так, то называть законом, то что не повторяется некорректно.
- Но есть же базовые законы. Пирамида Маслоу например. Ты же не станешь отрицать базовые потребности?
- Конечно стану. Есть люди для которых потребность в самореализации выше всех остальных - это их базовая потребность. Да их мало, меньше чем большинство, чем подавляющее большинство, но их не настолько мало, чтобы говорить только об исключениях. Да пирамида Маслоу работает. В большинстве, в конкретном времени и в конкретных условиях. Но раз есть условия при которых она не работает, разве мы можем говорить об объективном законе?! Да есть закон который работает при исполнении конкретных параметров, но это не абсолютный закон. Это некое наблюдение, не лишённое объективности.
- И что? Ты хочешь сказать, что абсолютных законов в социуме нет?
- Есть. Но эти абсолютные законы говорят лишь о том, что система непостоянна, что её можно изменять.
- Что же она не меняется?
- Почему не меняется?! СССР просуществовал же 70 лет.
- Жалкая пародия на город солнца и социальную справедливость! Идеи марксизма выродившиеся в абсолютный тоталитаризм?! И это ты называешь изменениями?!
- Марксистских идей в практике социализма было не так уж и много, как это ни парадоксально. А те которые были внедрены в практику и угробили систему в первую очередь. Социализм создавался при участии марксизма, но не более того. Его создавала история, ткала свои узоры, в том числе используя пряжу марксистских догматов. Но эти догматы всего лишь тонкая нить в огромном полотне реалий 20-го века на Руси. А эксперимент состоялся. Только слепой не увидит его новизны и особенностей. Система жила и работала. Искала и ошибалась. Воевала и созидала.
- Ну и что в итоге? Миллионы смертей заплачено за то, чтобы та же страна провалилась в ещё более мерзкое болото тёмного рабства, чем то из которого она пыталась выбраться?!
- Малыш, ты торопишься с выводами. Если идёшь по дороге к своей цели и вдруг тебе встретилось болото, зачем на него сетовать? Это всего лишь препятствие на пути. Оно так же естественно как тёмный лес через который ты брёл до этого, лесная поляна где ты делал привал и перекусил спелыми ягодами. Вопрос один - ты утонешь в этом болоте или преодолеешь его. Это твой выбор.
- Лирика. По факту если система проиграла, значит она неэффективна, если она не эффективна, то она нежизнеспособна, если она нежизнеспособна, то какой в ней интерес?!
- Первые воздухоплаватели больше падали, чем летали. Они были совершенно нежизнеспособны и неэффективны, но это не значит, что их подвиги были бессмысленны. Как раз наоборот, только благодаря этим подвигам в воздух смогли подняться остальные. С точки зрения исторического процесса 70 лет может быть и незначительное мгновение. Но с точки зрения социальной практики, 70 летнее существование системы - это неисчерпаемый опыт и надежды на будущее. Надежды на то, что систему всё таки можно поменять!
- Кроме надежды есть ещё что-нибудь?! 
- Да. Пожалуй!


Рецензии