Картотека запахов

В человеческом мозге существует тесная связь между отделами, воспринимающими запахи, и отделами, ответственными за возникновение эмоций. В моем мозге это, по моему, просто один отдел. Ибо запах мгновенно вызывает ассоциации и, соответственно - эмоции.
Говоря проще, я очень чувствительна к запахам. И в моей памяти надёжно хранится целая картотека.
Запахи детства.
Это запах сдобы на кухне - дрожжевые пирожки моей мамы с вишней или  урюком - таких не ела больше никогда и нигде. Запах закипающего клубничного варенья.
Запах первого снега и свежепостиранного белья. Запах грозы и дождя. Банально? Но в памяти хранится навечно. А ещё аромат огромных розово-желтых роз на заднем дворе и запах сирени рядом с домом. Почему-то сегодня цветы не пахнут. 
Запах первых огурчиков - это весной. Запах помидоров в соседском дворе, в зарослях которых мы прятались. По сей день,  покупая наши парниковые помидоры, я нюхаю плодоножку в тщетной надежде уловить этот запах. И очень радуюсь, когда он есть.
Терпкий запах полыни, которую мы с мальчишками выдирали с корнем - сорняк! - а потом сушили эту огромную гору в углу двора. Зачем? Чтобы прыгать с балханы в эту пахучую, чуть подсохшую траву, которая, чуть пружиня,   не давала нам переломать себе руки и ноги.
А запах арбуза! Он трещал под ударом большого ножа, расползался замысловатыми  трещинками и внезапно - бум! - распадался на две половинки, обнажая ярко- красную мякоть с незабываемым запахом, мгновенно наполнявшим кухню.
 Запах детского сада. Я не знаю, что было намешано  в нем. Сложный микс из запахов чуть подгоревший каши, рассольника и рыбьего жира, который мы с отвращением глотали перед обедом. Наверное, там была ещё масса слагаемых. Одно знаю точно: я не спутаю этот запах ни с чем, и сегодняшние детсадики так не пахнут. Совсем.
Запах 1-го сентября. Когда улица наполнялась нарядными школьниками - мальчиками в белых рубашечках и девочками в белоснежных фартучках и белых гольфиках. И у каждого в руках огромный букет - гладиолусы, астры. А в воздухе разлит запах начала осени. Как жаль, что сегодня 1-е сентября ничем не пахнет.
Запах костров, в которых безжалостно сжигали охапки осенних листьев.  Сегодня не жгут, но этот запах всегда со мной, так же, как и запах прелой осенней листвы,  остро и щемяще-грустно  пахнущей после дождя.
Запах горящей свечи, которая освещала центр комнаты, когда отключали электричество. Запах шоколада, который нам приносили огромным, просто гигатским куском, и от которого мы отбивали  специальным топориком острые и бесформенные кусочки. Запах книг - старых и не очень. Он мгновенно возвращает в детство. Сижу на полу перед огромным книжным шкафом и листаю, листаю, листаю. Что бы выбрать почитать?
А потом...
Запах кофе в кафетерии нового шикарного кинотеатра - запах приобщения к празднику, ибо чем же ещё, как не праздником был поход в кино? Сегодня для меня запах кофе - это запах заграницы, потому что это первый запах, который я ощущаю, спустившись на завтрак в ресторан отеля. И запах хороших сигарет тоже нравится, хотя я не курила и не курю. Какие ассоциации хранятся в моём подсознании, связанные с этим запахом - одному Богу известно.
Запахи юности - запах метро, который не перепутаю ни с чем и помню по сей день.
Запах ремонта - шпаклёвки и побелки - один из любимых. И это понятно - запах переезда в новую квартиру в одном из лучших районов города. Новые соседи, новые друзья, новая жизнь.
 Запах первых импортных духов в моей жизни -  "Нефиртити". Уверена, что многие помнят.
Пряный, обещающий, волнующий, вызывающий в воображении картины вылинявшего неба, раскаленной пустыни и танцующей восточной красавицы в изумительных одеждах.
Это потом будут  "Папилон", "Клемма",  "Пуазон" и "Фиджи". А тогда - "Нефиртити". Узнала бы этот запах и сейчас.
Запах цирка - совершенно уникальный  и запах театра.
А потом появились другие запахи. И главный из них  - это, конечно, запах малыша - моего первенца. Моего сына. И с этим запахом навряд ли что-то то может сравниться.
А пока он рос, я  повторно, но уже с ним , переживала заново, словно в первый раз,  запахи грозы, и арбуза,  и цветов, и ранней весны, и поздней осени.
Мы уехали. Поменяли страну. Репатриировались на свою историческую родину. Так странно, но моя копилка запахов за 30 лет жизни в Израиле существенно не пополнилась.
Самый сильный, вызывающий эмоции, это запах цитрусовых, смешанный с запахом резины от противогазов. Это был 1991 год. Война в Заливе. Мы успели как раз,  приехав за пару недель до начала, чтобы успеть заклеить окна.  Видимо, для того,  чтобы в считанные недели стать израильтянами.
Что ещё? Пожалуй, запах моря. И всё. Это странно. Мы в сегодняшней жизни окружены благоухающими запахами и ароматами. Пахнут мыла и шампуни, стиральные порошки и жидкости для всевозможных поверхностей. Французскими духами пахнет дезодорант, свежей клубникой - карандаш, жвачкой - сироп от кашля. Но не подарил мне Израиль не одного запаха, который бы вызвал ассоциации и соответственно - эмоции. Ну, кроме уже упомянутого запаха апельсина в противогазе.
Видимо, полон мой запасник с образцами запахов, и время пополнять его уже прошло.


Рецензии