Третий переходный период

Фараоны Нового царства удерживали простиравшуюся от Ливана до Судана державу на протяжении трех столетий. Затем страна снова оказалась раздел. на две части: Несубанебджед (Смендес) был фараоном в Танисе и местные династии правили на севере, а Херихор и его наследники как наследственные верховные жрецы Амона управляли на юге из Фив. Власти одной половины Египта могли править только с разрешения властей другой половины в условиях общего государства.

Херихор (ок. 1091-1084 гг. до н. э.) – первый царь XXI династии, правивший в конце XII или нач. XI в. до н. э., по Манефону 26 лет и во всяком случае не менее 16. Во время слабого Рамсеса XII Херихор был верховным жрецом Амона и, пользуясь благодаря своей должности громадным влиянием на дела, был, собственно, настоящим правителем государства. Уже в это время в надписях и изображениях в храме Хонсу в Карнаке он является с почетными титулами и царскими инсигниями. Из дел его царствования нам известно построение и украшение храма Хонсу в Карнаке, стены и пилоны которого были покрыты надписями религиозного характера.

Херихор предъявлял притязания на владычество над Сирией, но, когда посланный им в Библ «Старейшина врат храма Амона» Унамон обращается с просьбой к правителю этого города отпустить лес для строительства священной ладьи, тот горделиво отвечает: «… Разве я твой раб? Разве я раб также пославшего тебя?». Египет стал второстепенным государством, с которым не находили нужным считаться даже мелкие царьки Сирии и Финикии. Столь низко пал авторитет тех, кто носил венец фараонов, перед которыми некогда трепетал весь переднеазиатский мир.

Фивы были главным центром культа Амона, и Несубанебджед счёл необходимым возвести «параллельный» центр в Нижнем Египте и обустроить собственную столицу Танис неподалеку от Пе-Рамсеса, окрестности которого уходили под слой ила, так что старый город уже не имел выхода к реке. В Танисе начались работы по созданию храма Амона и святилищ других важных божеств, а также по сооружению площадки для захоронений правителей новой династии.

Однако у Несубанебджеда не было средств, которыми располагали фараоны Нового царства. Империя разваливалась, Египет утратил контроль над международной торговлей. Предметы роскоши и лучшие стройматериалы стали редкостью, Несубанебджед потерял доступ к золотым рудникам и ювелирным мастерским Нубии. Товары попадали в Танис в основном через Пе-Рамсес и Аварис, откуда переносили в новую столицу также старые украшения и элементы построек. Фараоны XXI династии не могли привлечь достаточно рабочей силы для возведения величественных памятников. Их гробницы выглядят довольно скромно, но великолепные пропорции внутреннего убранства, изысканные ювелирные украшения и изделия из драгоценных металлов, безусловно, восходят к обстановке фиванского некрополя.
 
К Третьему переходному периоду, особенно ко времени правления XXI династии, опыт бальзамировщиков, основанный в том числе на изучении работ мастеров бальзамирования предыдущих эпох, позволял не только придавать телу прижизненные формы и черты, но и вносить некоторые улучшения – реставрировать мельчайшие повреждения кожи, устранять следы заболеваний. Внутренние органы, как и прежде, подвергали дегидратации и заворачивали в пропитанную смолами ткань, но помещали уже не в канопы, а обратно в тщательно подготовленное тело мумии. Большое внимание уделяли не только сохранению черт лица, но и приданию ему большей привлекательности. Так, чтобы глазницы не оставались пустыми, в них могли вставлять стеклянную или каменную имитацию глаз.
 
К концу Третьего переходного периода искусство бальзамирования стало терять свою значимость, мастерство постепенно утрачивалось. Так, на некоторых мумиях Позднего периода можно наблюдать многочисленные повреждения в перианальной области и области прямой кишки – признаки неудачных попыток извлечения внутренних органов через прямую кишку без предварительного введения растворяющих веществ. Внутренние органы и мозг иногда извлекали не полностью, а в некоторых случаях не удаляли вовсе: тела просто высушивали и заливали смолой, заворачивая в ткань.

В 1940 г. французский египтолог Пьер Монтэ обнаружил в Танисе нетронутую гробницу фараона XXI династии Псусеннеса I (1039-993 гг. до н.э.) (пронумерованную как №3 или NRT III).  Фараона похоронили в трех саркофагах: наружный был сделан из розового гранита, средний – из черного гранита, а последний – из серебра. Там находилась мумия правителя. К сожалению, мумия не сохранилась. Сырость и сочащаяся сквозь потолок вода привели к ее уничтожению. На груде костей Пьер Монте обнаружил традиционную посмертную маску из золота. Гранитный саркофаг Псусеннеса I (ок. 1039-991 гг. до н. э.) был заимствован у фараона XIX династии Мернептаха, а прекрасный серебряный гроб и золотая маска Псусеннеса, вероятно, изготовлены из материалов, похищенных из царских захоронений в Фивах. Вокруг саркофага стояли традиционные для погребения вещи, чтобы, согласно поверьям, фараон ни в чем не нуждался на том свете. Там находились сандалии и напальчники из чистого золота, 20 браслетов, 30 колец, ожерелье из лазурита. В зале находились статуэтки, сосуды и тарелки из благородных металлов, ювелирные украшения из драгоценных камней. На одном из ожерелий есть надпись, из которой ясно, что фараон Псусеннес I сделал ожерелье из лазурита самостоятельно. Сокровища, найденные в гробнице Псусеннеса I, сегодня хранятся в Каирском египетском музее.

Ключевые позиции в аппарате управления Египтом постепенно перешли к жившим в Дельте ливийцам, часть из которых были вождями призванных властями наемных воинских отрядов, а часть – потомками семей, поселившихся здесь в правление XIX-XX династий. Около 950 г. до н.э. один из них, чей род гордился тем, что жил в Гераклеополе на протяжении семи поколений, захватил трон в Бубастисе, в области Дельты, приняв имя Шешонк I. Впервые после изгнания гиксосов корона Египта досталась чужеземцу.

В результате солдаты достигли престола: предводитель ливийских военных поселенцев Шешонк воцарился в 950 г. до н. э. в Бубасте и основал XXII династию. Он укрепил свою власть внутри страны и вел захватническую политику в Азии. В начале царствования он поставил в Абидосе поминальный камень в честь своего отца Намарата; здесь он говорит о своих заботах по водворению порядка и благочиния среди жречества.

Шешонк I – первый фараон, названый в Библии по имени (Сусаким, 3 Цар.;11:40). Примерно в 925 г. до н. э. он напал на Иудею, разграбил Иерусалим и Иерусалимский Храм и превратил Иудейское царство в вассала Древнего Египта: «На пятом году царствования Ровоамова, Сусаким, царь Египетский, вышел против Иерусалима и взял сокровища дома Господня и сокровища дома царского, – Все взял; взял и все золотые щиты, которые сделал Соломон. И сделал царь Ровоам вместо них медные щиты и отдал их на руки начальникам телохранителей, которые охраняли вход в дом царя». В Карнаке в храме на одном из памятников Шешонка I сохранился перечень взятых городов Иудеи. Там изображено, как Амон вручает Шешонку I меч и связку из пяти рядов имён покоренных последним в Азии местностей. В речи царю победителю от имени бога Амона говорится следующее: «Моё сердце радуется, ибо я видел твои победы милый сын мой, Шешонк-мери-Амон. Я повелел народам юга прийти к тебе с выражением покорности и северным народам покориться величию твоего имени». Вверху то же делает богиня Фив; сам Шешонк поражает коленопреклоненных азиатов. Каждое из имен заключено в овал, помещенный под бюст пленника семитического типа. Таких овалов было более 150; из них сохранилось в целости около половины, но отождествить с известными нам из географии Палестины можно не более 20. Прежде всего бросается в глаза, что Шешонк, в погоне за длиннотой списка, включил в него все незначительные местности и урочища, нигде более не встречающиеся; в этих же видах он из двойных наименований (например, Хакель-Абрам – «Поле Авраама») делал два разных имени и тому подобное.  Список разгромленных городов Иудеи начинался с севера и заканчивался филистимскими городами Экроном и Рафией. Название Иерусалима не сохранилось, но есть, кажется, имена Иордана, Ливана и странное Иудхамелек – возможно, «рука царя». Шешонк разорил и разграбил города Иудеи Иразу, Бет-Хорон, Аялон, Гаваон, Сокох, Бет-Анот, Шарухен и Арад. Не пощадил Шешонк и владений бывшего своего союзника Иеровоама, царя Израиля, зайдя несколько за Кисонскую долину. Разграблению подвергались Рехеб, Хафараим, Мегиддо, Таанах, Сунем, Бейт-Шеан, Раббат-Аммон, Адама в Иорданской долине. Шешонк продвинулся в Заиорданье, где захватил Маханаим. Почему Шешонк напал и на Иеровоама, неизвестно. Полагают, что Иеровоам не выполнил своих обязательств, стал вести себя самостоятельно и не платил дани. Археологи обнаружили следы пожаров и разрушений городов Иудеи, относящихся ко времени Ровоама и Шешонка, что всесторонне исторически подтверждало библейское сообщение о походе фараона Шешонка в Иудею. Иосиф Флавий пишет: «Сусак выступил на пятый год царствования Ровоама против последнего во главе многотысячного войска, а именно в состав его рати входило: одна тысяча двести колесниц, шестьдесят тысяч всадников и четыреста тысяч человек пехоты. Большинство этих воинов были ливийцы и эфиопы. Ворвавшись в страну евреев, фараон без боя овладел наиболее укрепленными городами Ровоамова царства и, утвердившись в них, двинулся напоследок против Иерусалима. Сусак без боя овладел городом, потому что Ровоам в страхе открыл ему ворота, и, не обратив никакого внимания на [предварительно заключенное с царём] условие [пощадить город], принялся за разграбление храма и за расхищение Господней и царской сокровищниц; при этом он овладел несметным количеством золота и серебра и не оставил Ровоаму решительно ничего. Он овладел также золотыми щитами и копьями, которые велел соорудить царь Соломон, а также не пренебрёг и золотыми колчанами, которые Давид, отняв у царя софенского, посвятил Господу Богу. Совершив все это. Сусак возвратился в свою страну» В Мегиддо найдена часть монументальной стелы с картушем Шешонка, которая, видимо, была там поставлена в ознаменование его победы. Основание статуи Шешонка было найдено в Библе, что подтверждает торговые связи Египта времён Шешонка I с этим городом. Гробница жены Шешонка I, Керамы, была найдена арабами близ Курны. Сын их Юпуат был верховным жрецом в Фивах и вместе с отцом производил постройки в Карнаке (юго-восточный угол большого двора и примыкающая внешняя стена ипостиля); здесь они оба изображены в молитве перед богами.

Наследники Шешонка I были малоспособными правителями, они вернулись к умеренной внешней политике. Разгром иудейским царем Асой войска под командованием эфиопа (т.е. кушита) Зарая, посланного царем Осорконом I (ок. 897 г. до н. э.), положил конец захватнической политике Египта в Азии. Изображения Осоркона I перед богами попадаются в бубастидской зале в Карнаке. Более известен Осоркон II, много строивший в Бубастисе; от него сохранилась «праздничная зала», с интересными изображениями ритуального характера (часть – в Берлине). Имя его попадается повсюду в Дельте. Найденная археологами во дворце Амврия и Ахава в Самарии алебастровая ваза Осоркона II свидетельствует, что Египет и Израиль поддерживали отношения друг с другом. Царю Такелоту II пришлось усмирять мятежи в Фиваиде, недовольной северною солдатскою династией: последствием было ослабление царской власти и постепенное распадение Египта (Додекархия). Следы строительной деятельности Такелота II остались в Карнаке, где он украсил так называемую залу Бубастидов, и в Серапее. Власть последнего царя XXII династии, Шешонка IV, доходила до острова Сехель у 1-го нильского порога, где найдена его надпись.

Наряду с XXII главной династией правила и XXIII династия – обе, вероятно, относились друг к другу терпимо. Второй царь XXIII дин., Осоркон III, номинально господствовал над Нижним Египтом, распавшимся в то время на массу мелких владений. Настоящими властителями Нижнего Египта были князь Тефнахт и его сын Бокхорис (Бокенранф). Они правили в Саисе в западной части дельты.

Бокхорис (732-726 до н. э.) – единственный представитель XXIV династии, его власть распространялась только на северную часть страны. Античная традиция рисует Бокхориса мудрым судьей и законодателем, который запретил обращение в рабство за долги свободных египтян.

Египет постепенно распадался на враждующие друг с другом отдельные государства.  Между тем в Нубии (Куш) возникло государство, управлявшееся царями египетского происхождения.


Рецензии
Тема этой публикации для меня актуальна. Но она, на мой взгляд, требует масштабов монографии. В связи с упоминанием "общих" для Старого и Нового Света растений (это до сих пор предмет яростных дебатов в научных кругах) хочется, как бы невзначай, привести цитату из книги Е.Н. Синской "Историческая география культурной флоры (на заре земледелия)": «В Восточной Азии из занесённой (вероятно, очень давно, может быть, ещё до Колумба) из Америки кукурузы (Zea L.) развилась особая рецессивная эндемичная группа сортов восковидной кукурузы, которые некоторые исследователи даже склонны считать самостоятельным видом, отличается помимо воскообразного эндосперма ещё и отсутствием антоциана и пониклой метёлкой (похожа несколько на сорго). Интересно. Что в приморской Восточной Азии найдены также восковидные формы проса и риса. Однако нельзя восточноазиатскую восковидную кукурузу считать строгим эндемиком Восточной Азии. Сходные формы открыты и в Южной Америке».

Екатерина Боталова   08.10.2020 20:13     Заявить о нарушении