Третий переходный период
Херихор (ок. 1091-1084 гг. до н. э.) – первый царь XXI династии, правивший в конце XII или нач. XI в. до н. э., по Манефону 26 лет и во всяком случае не менее 16. Во время слабого Рамсеса XII Херихор был верховным жрецом Амона и, пользуясь благодаря своей должности громадным влиянием на дела, был, собственно, настоящим правителем государства. Уже в это время в надписях и изображениях в храме Хонсу в Карнаке он является с почетными титулами и царскими инсигниями. Из дел его царствования нам известно построение и украшение храма Хонсу в Карнаке, стены и пилоны которого были покрыты надписями религиозного характера.
Херихор предъявлял притязания на владычество над Сирией, но, когда посланный им в Библ «Старейшина врат храма Амона» Унамон обращается с просьбой к правителю этого города отпустить лес для строительства священной ладьи, тот горделиво отвечает: «… Разве я твой раб? Разве я раб также пославшего тебя?». Египет стал второстепенным государством, с которым не находили нужным считаться даже мелкие царьки Сирии и Финикии. Столь низко пал авторитет тех, кто носил венец фараонов, перед которыми некогда трепетал весь переднеазиатский мир.
Фивы были главным центром культа Амона, и Несубанебджед счёл необходимым возвести «параллельный» центр в Нижнем Египте и обустроить собственную столицу Танис неподалеку от Пе-Рамсеса, окрестности которого уходили под слой ила, так что старый город уже не имел выхода к реке. В Танисе начались работы по созданию храма Амона и святилищ других важных божеств, а также по сооружению площадки для захоронений правителей новой династии.
Однако у Несубанебджеда не было средств, которыми располагали фараоны Нового царства. Империя разваливалась, Египет утратил контроль над международной торговлей. Предметы роскоши и лучшие стройматериалы стали редкостью, Несубанебджед потерял доступ к золотым рудникам и ювелирным мастерским Нубии. Товары попадали в Танис в основном через Пе-Рамсес и Аварис, откуда переносили в новую столицу также старые украшения и элементы построек. Фараоны XXI династии не могли привлечь достаточно рабочей силы для возведения величественных памятников. Их гробницы выглядят довольно скромно, но великолепные пропорции внутреннего убранства, изысканные ювелирные украшения и изделия из драгоценных металлов, безусловно, восходят к обстановке фиванского некрополя.
К Третьему переходному периоду, особенно ко времени правления XXI династии, опыт бальзамировщиков, основанный в том числе на изучении работ мастеров бальзамирования предыдущих эпох, позволял не только придавать телу прижизненные формы и черты, но и вносить некоторые улучшения – реставрировать мельчайшие повреждения кожи, устранять следы заболеваний. Внутренние органы, как и прежде, подвергали дегидратации и заворачивали в пропитанную смолами ткань, но помещали уже не в канопы, а обратно в тщательно подготовленное тело мумии. Большое внимание уделяли не только сохранению черт лица, но и приданию ему большей привлекательности. Так, чтобы глазницы не оставались пустыми, в них могли вставлять стеклянную или каменную имитацию глаз.
К концу Третьего переходного периода искусство бальзамирования стало терять свою значимость, мастерство постепенно утрачивалось. Так, на некоторых мумиях Позднего периода можно наблюдать многочисленные повреждения в перианальной области и области прямой кишки – признаки неудачных попыток извлечения внутренних органов через прямую кишку без предварительного введения растворяющих веществ. Внутренние органы и мозг иногда извлекали не полностью, а в некоторых случаях не удаляли вовсе: тела просто высушивали и заливали смолой, заворачивая в ткань.
В 1940 г. французский египтолог Пьер Монтэ обнаружил в Танисе нетронутую гробницу фараона XXI династии Псусеннеса I (1039-993 гг. до н.э.) (пронумерованную как №3 или NRT III). Фараона похоронили в трех саркофагах: наружный был сделан из розового гранита, средний – из черного гранита, а последний – из серебра. Там находилась мумия правителя. К сожалению, мумия не сохранилась. Сырость и сочащаяся сквозь потолок вода привели к ее уничтожению. На груде костей Пьер Монте обнаружил традиционную посмертную маску из золота. Гранитный саркофаг Псусеннеса I (ок. 1039-991 гг. до н. э.) был заимствован у фараона XIX династии Мернептаха, а прекрасный серебряный гроб и золотая маска Псусеннеса, вероятно, изготовлены из материалов, похищенных из царских захоронений в Фивах. Вокруг саркофага стояли традиционные для погребения вещи, чтобы, согласно поверьям, фараон ни в чем не нуждался на том свете. Там находились сандалии и напальчники из чистого золота, 20 браслетов, 30 колец, ожерелье из лазурита. В зале находились статуэтки, сосуды и тарелки из благородных металлов, ювелирные украшения из драгоценных камней. На одном из ожерелий есть надпись, из которой ясно, что фараон Псусеннес I сделал ожерелье из лазурита самостоятельно. Сокровища, найденные в гробнице Псусеннеса I, сегодня хранятся в Каирском египетском музее.
Ключевые позиции в аппарате управления Египтом постепенно перешли к жившим в Дельте ливийцам, часть из которых были вождями призванных властями наемных воинских отрядов, а часть – потомками семей, поселившихся здесь в правление XIX-XX династий. Около 950 г. до н.э. один из них, чей род гордился тем, что жил в Гераклеополе на протяжении семи поколений, захватил трон в Бубастисе, в области Дельты, приняв имя Шешонк I. Впервые после изгнания гиксосов корона Египта досталась чужеземцу.
В результате солдаты достигли престола: предводитель ливийских военных поселенцев Шешонк воцарился в 950 г. до н. э. в Бубасте и основал XXII династию. Он укрепил свою власть внутри страны и вел захватническую политику в Азии. В начале царствования он поставил в Абидосе поминальный камень в честь своего отца Намарата; здесь он говорит о своих заботах по водворению порядка и благочиния среди жречества.
Шешонк I – первый фараон, названый в Библии по имени (Сусаким, 3 Цар.;11:40). Примерно в 925 г. до н. э. он напал на Иудею, разграбил Иерусалим и Иерусалимский Храм и превратил Иудейское царство в вассала Древнего Египта: «На пятом году царствования Ровоамова, Сусаким, царь Египетский, вышел против Иерусалима и взял сокровища дома Господня и сокровища дома царского, – Все взял; взял и все золотые щиты, которые сделал Соломон. И сделал царь Ровоам вместо них медные щиты и отдал их на руки начальникам телохранителей, которые охраняли вход в дом царя». В Карнаке в храме на одном из памятников Шешонка I сохранился перечень взятых городов Иудеи. Там изображено, как Амон вручает Шешонку I меч и связку из пяти рядов имён покоренных последним в Азии местностей. В речи царю победителю от имени бога Амона говорится следующее: «Моё сердце радуется, ибо я видел твои победы милый сын мой, Шешонк-мери-Амон. Я повелел народам юга прийти к тебе с выражением покорности и северным народам покориться величию твоего имени». Вверху то же делает богиня Фив; сам Шешонк поражает коленопреклоненных азиатов. Каждое из имен заключено в овал, помещенный под бюст пленника семитического типа. Таких овалов было более 150; из них сохранилось в целости около половины, но отождествить с известными нам из географии Палестины можно не более 20. Прежде всего бросается в глаза, что Шешонк, в погоне за длиннотой списка, включил в него все незначительные местности и урочища, нигде более не встречающиеся; в этих же видах он из двойных наименований (например, Хакель-Абрам – «Поле Авраама») делал два разных имени и тому подобное. Список разгромленных городов Иудеи начинался с севера и заканчивался филистимскими городами Экроном и Рафией. Название Иерусалима не сохранилось, но есть, кажется, имена Иордана, Ливана и странное Иудхамелек – возможно, «рука царя». Шешонк разорил и разграбил города Иудеи Иразу, Бет-Хорон, Аялон, Гаваон, Сокох, Бет-Анот, Шарухен и Арад. Не пощадил Шешонк и владений бывшего своего союзника Иеровоама, царя Израиля, зайдя несколько за Кисонскую долину. Разграблению подвергались Рехеб, Хафараим, Мегиддо, Таанах, Сунем, Бейт-Шеан, Раббат-Аммон, Адама в Иорданской долине. Шешонк продвинулся в Заиорданье, где захватил Маханаим. Почему Шешонк напал и на Иеровоама, неизвестно. Полагают, что Иеровоам не выполнил своих обязательств, стал вести себя самостоятельно и не платил дани. Археологи обнаружили следы пожаров и разрушений городов Иудеи, относящихся ко времени Ровоама и Шешонка, что всесторонне исторически подтверждало библейское сообщение о походе фараона Шешонка в Иудею. Иосиф Флавий пишет: «Сусак выступил на пятый год царствования Ровоама против последнего во главе многотысячного войска, а именно в состав его рати входило: одна тысяча двести колесниц, шестьдесят тысяч всадников и четыреста тысяч человек пехоты. Большинство этих воинов были ливийцы и эфиопы. Ворвавшись в страну евреев, фараон без боя овладел наиболее укрепленными городами Ровоамова царства и, утвердившись в них, двинулся напоследок против Иерусалима. Сусак без боя овладел городом, потому что Ровоам в страхе открыл ему ворота, и, не обратив никакого внимания на [предварительно заключенное с царём] условие [пощадить город], принялся за разграбление храма и за расхищение Господней и царской сокровищниц; при этом он овладел несметным количеством золота и серебра и не оставил Ровоаму решительно ничего. Он овладел также золотыми щитами и копьями, которые велел соорудить царь Соломон, а также не пренебрёг и золотыми колчанами, которые Давид, отняв у царя софенского, посвятил Господу Богу. Совершив все это. Сусак возвратился в свою страну» В Мегиддо найдена часть монументальной стелы с картушем Шешонка, которая, видимо, была там поставлена в ознаменование его победы. Основание статуи Шешонка было найдено в Библе, что подтверждает торговые связи Египта времён Шешонка I с этим городом. Гробница жены Шешонка I, Керамы, была найдена арабами близ Курны. Сын их Юпуат был верховным жрецом в Фивах и вместе с отцом производил постройки в Карнаке (юго-восточный угол большого двора и примыкающая внешняя стена ипостиля); здесь они оба изображены в молитве перед богами.
Наследники Шешонка I были малоспособными правителями, они вернулись к умеренной внешней политике. Разгром иудейским царем Асой войска под командованием эфиопа (т.е. кушита) Зарая, посланного царем Осорконом I (ок. 897 г. до н. э.), положил конец захватнической политике Египта в Азии. Изображения Осоркона I перед богами попадаются в бубастидской зале в Карнаке. Более известен Осоркон II, много строивший в Бубастисе; от него сохранилась «праздничная зала», с интересными изображениями ритуального характера (часть – в Берлине). Имя его попадается повсюду в Дельте. Найденная археологами во дворце Амврия и Ахава в Самарии алебастровая ваза Осоркона II свидетельствует, что Египет и Израиль поддерживали отношения друг с другом. Царю Такелоту II пришлось усмирять мятежи в Фиваиде, недовольной северною солдатскою династией: последствием было ослабление царской власти и постепенное распадение Египта (Додекархия). Следы строительной деятельности Такелота II остались в Карнаке, где он украсил так называемую залу Бубастидов, и в Серапее. Власть последнего царя XXII династии, Шешонка IV, доходила до острова Сехель у 1-го нильского порога, где найдена его надпись.
Наряду с XXII главной династией правила и XXIII династия – обе, вероятно, относились друг к другу терпимо. Второй царь XXIII дин., Осоркон III, номинально господствовал над Нижним Египтом, распавшимся в то время на массу мелких владений. Настоящими властителями Нижнего Египта были князь Тефнахт и его сын Бокхорис (Бокенранф). Они правили в Саисе в западной части дельты.
Бокхорис (732-726 до н. э.) – единственный представитель XXIV династии, его власть распространялась только на северную часть страны. Античная традиция рисует Бокхориса мудрым судьей и законодателем, который запретил обращение в рабство за долги свободных египтян.
Египет постепенно распадался на враждующие друг с другом отдельные государства. Между тем в Нубии (Куш) возникло государство, управлявшееся царями египетского происхождения.
Свидетельство о публикации №220100301249
Екатерина Боталова 08.10.2020 20:13 Заявить о нарушении