Контроль чувств

Наташка вчера задала мне еще такой вопрос:
- В романе "Братья Карамазовы" Федора Достоевского Алексей говорит на суде:"Но я всегда был убежден, что некоторое высшее чувство всегда спасет его в роковую минуту, как и спасло в самом деле, потому что не он убил отца". И вот мне не совсем понятно, как чувства человека могут контролировать ум, ведь вообще-то по идее ум должен контролировать чувства. Хотелось бы услышать твое мнение.
- Видишь ли, - пояснила я, - мы с тобой как-то уже обсуждали тему контроля чувств. Там я отмечала, что есть также так называемые высшие чувства. И этот фрагмент подтверждает мою мысль. На самом же деле, не только ум должен контролировать чувства, но и чувства - ум. Их взаимный контроль делает человека человеком. Если только ум будет контролировать чувства, то человек превратится в робота. Если только чувства контролируют ум, то человек становится ближе к животным. Только их активное взаимодействие, повторюсь, делают человека человеком. В данном романе только высшее чувство спасает Дмитрия от убийства отца, хотя ум желал этого. Смердяков же жил только умом, почему и убил, так как ум призывал его к этому.


Рецензии