Пятая заповедь

В заповедях Моисея 4000 лет тому назад впервые были четко сформулированы требования к людям.
Из них первые 4 завета определяют отношение человека к Богу и к религии, а пятая заповедь – отношение к родителям. Она сформулирована так:
 «Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле.»
Остальные 5 заповедей относятся к отношениям в человеческом обществе и требуют, чтобы люди не убивали, не завидовали, не крали, не прелюбодействовали и не лжесвидетельствовали.

У животных есть инстинкты заботы о потомстве, его питании, воспитании и обучении¬ до возможности самостоятельного существования, после которого обязанности родителей оканчиваются, а потомство никак не заботится о своих родителях.

При развитии человеческого общества только в заветах Моисея сформулированы все нравственные и моральные требования к человеку, которые ранее нигде не излагались.

 Конечно, при существовании племенного общества были вполне естественными требования Моисея, сформулированные в заветах 6-10, так как иначе бы люди перебили друг друга, и племя бы не сохранилось.
Вероятно, в племенном обществе матери кормили детей, далее дети образовывали группу подростков, которые получали питание от племени и обучались приемам  охоты, войны и отношений внутри племени.
Т.е не имелось четкого внимания родителей на воспитание детей и, естественно, не имелось необходимости  в заботе детей о своих родителях.

При развитии земледелия и феодальных отношений, появлении собственности возникла семья, в которой родители обеспечивали содержание своих детей и их  воспитание до достижения ими определенного возраста и начала самостоятельной жизни.  С этого времени дети могли взять на себя заботу о родителях при достижении ими преклонного возраста, когда слабели их физические возможности.
Однако это не было общим правилом.

Наследники правителей в феодальных государствах очень часто восставали против своих родителей, убивали их для того чтобы захватить власть, которая была для них основным приоритетом. Это было достаточно характерно как для древних царств, так и для средневековья, несмотря на получаемое всеми христианское воспитание.

Так, один из английских королей, Генрих II, который был отцом Ричарда Львиное Сердце, имел сложные отношения со своими пятью сыновьями, которые неоднократно восставали против его власти, требовали разделения королевства при его жизни, добиваясь этого восстаниями и военными действиями.
Король неоднократно подавлял эти восстания. Дети клялись ему в верности, просили прощения, были прощены, так как лица королевской крови не могли быть казнены по приказу короля.  А потом снова восставали.
 Конечно, личность самого короля не вызвала симпатии, так как была развращена единоличной беспредельной королевской властью. В частности, было известно, что король имел интимные отношения с невестой Ричарда Львиное Сердце, который все время проводил в крестовых походах.
Тем не менее, после одного из восстаний детей, когда выяснилось, что одним из заговорщиков был любимый сын короля, который в дальнейшем получил прозвище Иоанна Безземельного, король испытал шок, отказался от пищи и через некоторое время умер.
Король испытывал отеческие чувства к своим детям, но дети не испытывали какого-либо долга к своему отцу.

При дальнейшем развитии человеческого общества требования заботиться о своих родителях стало основным, как это и определено Моисеем.

Мой жизненный опыт заставляет меня задуматься об отношениях между поколениями.
В процессе  моего собственного развития изменялось мое понимание отношения к моим родителям, что я хочу показать на примере моих отношений с моей мамой.

Я женился  в 1962г.  Мне было 25 лет, жене 22 года.  Моей маме был 51 год (1911г.р.), и  нам казалось тогда, что она человек достаточно преклонного возраста. 

С учетом дефицита жилья, мы с женой поселились в 20- метровой комнате, в которой также жила моя мама, отделив нашу кровать шкафом.
В 1968г. мы получили 2-комн. кооперативную квартиру и стали жить отдельно. В тот же год родились наши дети.
 Весь этот период до рождения детей я более половины времени находился в командировках, а моя жена  сначала училась в техникуме, а потом в институте.

После рождения внуков моя мама вышла на пенсию и в течение порядка 2 лет она вместе с тещей оказывала нам большую помощь в уходе за  детьми. А на все лето мы снимали дачу, где обе бабушки воспитывали внуков.
Примерно в 1975г. моя мама получила комнату в 2-комнатной квартире в районе бывшего Комендантского аэродрома.
Каждое лето она проводила на даче с внуками и никогда их не наказывала, но жаловалась на их поведение моей жене.   И жена их наказывала,  а внуки считали бабушку ябедой и продолжали ее не слушаться.

В остальное время года практически каждое воскресенье мы  с внуками приезжали к ней в гости. К этому времени  мне было почти 40 лет, и я стал задумываться о наличии определенных обязанностей по отношению к моей маме.
Моя мама была активным человеком, в свои шестьдесят с лишним она каталась на лыжах, занималась гимнастикой и была здоровым человеком.

К 1980 году я решил, что нам необходимо обменять нашу 2-комн. квартиру и мамину комнату на 3-комн. квартиру, чтобы жить вместе.  Основанием  для этого я считал то, что мама стареет, ей трудно жить одной, отношения с соседкой у нее были скверные.   Я опасался, что в случае ее болезни нам будет трудно обеспечить за ней уход. Моя жена не поддерживала мое желание жить вместе, так как считала, что это будет для  нее дополнительной нагрузкой. Но я настоял на своем решении.

Обменять квартиры мы смогли в 1982г. и стали жить вместе. Я бы не сказал, что отношения моей мамы с моей женой  сложились вполне благоприятно. Напряжения были с обеих сторон. Существо проблем было в том, что моя жена задерживалась после работы, занимаясь закупкой продуктов, и приходила домой, где ее ждала голодная семья. Она считала, что моя мама вполне могла разогреть имеющуюся еду и накормить всех до ее прихода. Для этого жене было бы достаточно по телефону сказать ей об этом, но это никогда не делалось, и претензии сохранялись.  Моя мама была лишена самостоятельности при жизни в нашей семье. Все решения оставались за моей женой, которая имела достаточно властный и решительный характер.

У мамы была гипертония, она несколько раз теряла сознание. К 1988г. она уже с трудом ориентировалась, начали проявляться нарушения в мозговой деятельности, прогрессировал склероз, и за ней требовался уход. Она часто болела.
Как-то маме позвонила ее подруга из Москвы, с которой они были близки с детства. Но мама ее не узнала и никак не могла вспомнить. 
В марте 1989г. я получил открытку из ВАКа, что я утвержден в ученом звании доктор технических наук. Это было большой радостью для меня и для всех членов семьи, и мама хорошо понимала важность этого события, на достижение которого я потратил несколько лет своей жизни.
Через 2 дня вечером, когда вся семья была в сборе, она вышла из ванной и села в коридоре на табуретку. Через несколько минут она упала с табуретки и ударилась головой о пол.  Я подбежал, поднял ее на руки, она была совершенно легкой. Я отнес ее на кровать в ее комнате. Она несколько раз вздохнула, и дыхание прекратилось. На лбу была большая гематома от удара. Она умерла внезапно от кровоизлияния в мозг, не доставив трудностей своим близким. Ей было 78 лет.

Теперь я думаю, что Я  своевременно проявил заботу о своей маме и обеспечил наше совместное проживание и уход за ней. Хорошо, что мы стали жить с ней вместе, иначе бы нам было очень сложно решать возникшие проблемы с ее здоровьем.
 
Пока у меня складывается впечатление, что при достижении преклонного возраста родителей, дети должны брать на себя обязанности по обеспечению ухода за ними, уделять им достаточно внимания, а не оставлять их в одиночестве или  на попечении случайных либо наемных людей.
Тем более что в настоящее время в нашей малоразвитой стране недостаточно решены вопросы социального обеспечения стариков и не развиты социальные службы, обеспечивающие уход за ними.


7 декабря 2018г.


Рецензии