Мила ли милая Людмила?

 Меня назвали не в честь родственников, не в честь доктора, принимавшего роды, и не потому, что мама хотела дочку назвать именно так. Нет, мама выбирала имя для родившейся дочери по принципу "чтобы не так, как у всех, но не слишком вычурное". По двору бегали подрастающие кати-маши-марины-тани, среди знакомых постарше гордо несли по жизни имя эльвиры-марианны, а вот Людмил в мамином ближайшем окружении не было.

       Впоследствии в школе я была единственной Людмилой в классе, а гораздо позже в довольно многочисленном коллективе одной из пяти Людмил. Но только одна я была Людмила Николаевна.

        Мне всегда нравилось моё имя, не хотелось бы называться иначе. Когда деревенские родственники пытались звать Люсей, я негодовала и просила называть Людой, только так. Никакие аргументы "Да у нас всех Людмил Люськами кличут..." мной не принимались. Я ещё совсем крошкой знала, что Людмила и Люсьена (для которой логичнее, на мой взгляд, подойдёт уменьшительно-ласкательное  имя Люся) - это два разных имени.

       А значение у моего имени не "милая людям", а гораздо интереснее. Помните люмен - единицу измерения светового потока? Так вот, оказывается Людмила и люмен слова однокоренные.

От латинского lumen «свет, светило», из стар. lucmen; праиндоевр. *leuk- «белый» (ср. русск. луч).


Связь с высоким и добрым светом опирается на множественность словообразовательных связей. Кажущееся уменьшительным от славянского имени Людмила (аналогия с Манюся, Дуся, Тася: начальная гласная имени и морфема -юс/я/), имя Люся связано и с Ольга (от Олюся), которое восходит к скандинавскому Heilga (из Heila) — «святая». В русском языке Люся закрепилась и благодаря своей паронимической связи с Лукией / Люцией — через посредство французского варианта Lucie (женский вариант к Lucius — от латинского lux — «свет»).


По информации, найденной в Сети, имя Людмила очень древнее, славянского происхождения, и на какой-то момент даже забытое. Интерес к имени попытались воскресить в памяти людской в эпоху романтизма, во второй половине 18 века, Пушкин и Жуковский в своих литературных произведениях. Но матери и отцы семейств разных сословий, читая опусы, не очень-то торопились называть отпрысков женского пола Людмилами.

        Как вы думаете, почему?

        Исследователь русского языка и литературы Е.М. Виноградова в журнале "Русский язык" № 21 за 2004 год высказывается о символах, связанных с именем Людмила и древнеславянскими мифами, присутствующими в "Руслане и Людмиле" Пушкина так:

   "Похищение Людмилы Черномором явно содержит в себе черты основного солярного (солнечного) мифа: в момент похищения, ночью, «лампада гаснет» «и кто-то в дымной глубине / Взвился чернее мглы туманной». Руслан в поисках Людмилы держит свой путь на север. Владения Черномора, куда перенесена Людмила, — это царство холода и снега. Однако, желая обольстить ее, Черномор окружает себя светом: «…озарена / Мгновенным блеском тьма ночная…».

        Брачный союз Руслана и Людмилы — дочери Владимира-Солнца — символизирует обретение человеком спасенного им и отвоеванного для себя света и тепла — но не того, «государственного», символом которого является находящийся в «гриднице высокой» сам Владимир, а милого людям, «очеловеченного», воплощенного в его «меньшой дочери».

        Так что Людмила не всегда и не для всех людей милая, потому как "нельзя для всех быть белой и пушистой — растащат на воротники"(©) , а освещающая путь для желающих пойти с ней и за ней. Куда? Кому-то за новыми знаниями, кому-то в неизведанные глубины человеческой души.


      Да, и не забудьте Людмил поздравить с днем ангела 29 сентября. А Людмил, родившихся после 2000 года можно при желании поздравлять с днем ангела два дня подряд - 28 и 29 сентября. Русской церковью в 2000 году была канонизирована Людмила Петрова, расстрелянная во время репрессий 27 сентября 1937 года недалеко от г. Чимкента. До 2000 года именины Людмилы отмечали только 29 сентября, вспоминая святую княгиню Людмилу Чешскую.

      Еще я заметила, что если мне и попадались тёзки по имени, то мы никогда не сливались, не были похожи друг на друга.

 А ваши знакомые Людмилы похожи чем-то общим, или все разные?:)


Рецензии