Пушкин
У младших детей 19 октября– День лицея. Традиция у них такая в школе – чтить нравы, пришедшие от Царскосельского большого брата, имевшего безапелляционный такой девиз: "Для общей пользы". Идем с детьми на концерт симфонического оркестра Сергея Оселкова слушать григо-ибсеновского "Пер Гюнта". Ещё одна любимая праздничная традиция – классика. Погода шепчет, листья –золотые, настроение – за облаками. Прям пушкинская осень. И тут младшая дочка задаёт вопрос: "А ты Пушкина любишь?" Вот чтобы вы ответили?! На такой конкретный детский вопрос?! Слог у Александра Сергеича отменный – породистый. Читать вслух – одно удовольствие. А у самой в голове Довлатов с "рязанской будкой" и "дамами с халами" из "Заповедника". Начинаю тихо ржать, вспомнив тонко подмеченные СергейДонатычем образы. Ребёнок, переварив ответ, задаёт второй конкретный вопрос: "А какое стихотворение самое любимое?" И тут Остапа понесло.... 9 класс, урок русской литературы, удивительная Ирина Васильевна Ефремова, "Евгений Онегин". Открываешь роман, первые строки: «Мой дядя самых честных правил, когда не в силу занемог, он уважать себя заставил, и лучше выдумать не мог…» Дальше можно закрыть – суть понятна. В этих самых первых гениальных в своей простоте строках «Онегина» – вся психология межличностных отношений. Вся. В этих строках. Фрейд с его бесами в штанах и голове – из другой оперы. И не важно, каким образом заставил, через что именно пришлось пройти испытуемым. Когда у дяди случилась большая ж…, он взял и зауважал прежде всего себя, а остальные уж подтянутся. Писать про Татьянины страдания, письменные унижения и, в итоге, мезальянс со стариком, конечно, писала. Честно скатала из критики, за что получила по полной от Ирины Васильевны.
–Я, –сказал мне учитель, глянув вскользь на мою свежеокрашенную рыжую челку, – номер страницы и абзац из критики Белинского Виссариона Григорьевича назову, который ты здесь нацарапала впопыхах меж чтением «Анжелики». Пиши только своими словами, только своими: в жизни такая позиция дорогого стоит.
–Так что Пушкина люблю, особенно "Евгения Онегина", – честно ответила дочери. – Но его строки каждый ведь читает по-своему.
Может быть рано с десятилетней девочкой на равных разговаривать. Но мы над этим, ну чтоб это "рано" скорее закончилось, постоянно работаем. Зато без критики, абзацей и "халы" на голове. А Маэстро Оселкову большой респект и в очередной раз БРАВО! Люблю очень слушать его работу.
Свидетельство о публикации №220100301388