Современная американская трагедия

Я, конечно, испытала шок при просмотре этого фильма, потому что, он мне показался совершенно необычным по формату. Увидела на экране не то, к чему привыкли за многие годы подобных кинопоказов. А ведь на местных и международных фестивалях, казалось бы, видели уже достаточно. Это, пожалуй, самая впечатляющая из всех бывших в нашем прокате американских картин. И дело не только в том, что идёт она почти четыре часа, вмещает множество событий, происшедших с её героями на протяжении полувековой их романтической и опасной жизни. Мальчишки из убогого еврейского квартала Нью-Йорка, они объединились против нищеты и несправедливости, того не умея понять, что борясь за справедливость для себя, они отказывают в ней другим; выбираясь из собственной нищеты, они обрекают на неё других.
  Романтический ореол окружает деятельность героев фильма, к которой применимо другое, более точное определение – преступная. Было их пятеро – Пэтси, Косой, Макс, Пончик и Лапша. Великолепная пятёрка, трое из которых погибли в очередной авантюре. Трое? Или двое? Этот вопрос повиснет в сжатом воздухе фильма, чтобы разрешиться в его безмолвном и трагическом финале.

Их первые невинные детские забавы вырастают в хорошо отлаженный механизм грабежа, насилия и убийств. Из замарашек и сорвиголов еврейских трущоб они превращаются в шикарных американских парней, которые способны держать в страхе и под контролем всё, что привлечет их воровское внимание – ювелирные лавки, профсоюзы, банки. Сухой закон, действовавший в Соединённых Штатах в 30-е годы, стал питательной средой, на которой вырастали их капиталы. Неожиданная отмена этого закона в один день грозила их вновь превратить в нищих. А единожды испытав нужду, человек пойдёт на всё, только бы вновь в ней не погрязнуть. Ставки были чересчур высоки, игра чрезмерно опасна, но ставки были сделаны, и опасная игра продолжалась.
Режиссёр Серджо Леоне почти всё течение фильма выдерживает в атмосфере постоянного напряжения, он не даёт зрителям возможность хоть на секунду расслабиться, сшибая лбами эпизоды, возвращаясь в прошедшее и перескакивая через времена и годы.

До последних секунд фильма зритель будет теряться в ложных предположениях. И, наконец, наступит великий финал этой современной американской трагедии, финал, разрушающий все привычные представления о гангстерском фильме. Что, например, может произойти с человеком, за спиной которого заурчал мотор машины? Нет, никто не собирается сводить счёты с Дэвидом Ааронсоном по прозвищу Лапша. Машина-мусоросборник плавно обойдёт его, загребая своими лопастями мусор прошедшего дня. А герой и зрители безошибочно истолкуют эту метафору как неизбывную скорбь по бессмысленно промотанной жизни и её истраченным иллюзиям.
  Какова же была цель режиссёра в постановке такого фильма? Очевидно он хотел показать неравенство между желаниями и возможностями людей в этом мире, а также, что характер человека и есть его судьба, но не всегда только от характера она зависит. В картине прослеживается эта зримая нить того, что человек сам судьбой своей не руководит, его ведут по жизни обстоятельства и чем дальше он окунается в суть бытия, тем более они становятся неизбежными, необратимыми, не зависящими от него и, уж тем более, от его характера. Герой в конце остаётся один с самим собой, как в тупике из которого нет выхода, да и не ищет он его, но свет в конце тоннеля, уже пробивается и снова, как в основных кульминациях сюжета, указывает ему дорогу.


Рецензии