Закат античной культуры

Государственный строй Римской империи с III в. все более и более сводится к одному из своих прототипов –  строго восточных абсолютных монархий. Среди римских императоров были благородные личности, крупнейшие государственные деятели, были и алчные честолюбцы, были изверги, деспоты, обезумевшие от безграничной власти и в сознании, что им всё дозволено, пролившие море крови, были сумрачные тираны, убийством предшественника достигшие высшего сана и потому уничтожавшие каждого, кто внушал им малейшее подозрение. Нравы, рождённые обожествляемым единодержавием, подчас толкали даже наиболее просвещённых правителей на самые жестокие деяния.

В III в. власть императоров стала очень непрочной. Легионеры распоряжались императорским престолом, свергали императоров и возводили на престол тех, кто обещал им больше заплатить. Императоров того времени, возводимых на престол легионерами, называют «солдатскими императорами». Императоры сменялись через 2-3 года, а иногда и через 1-2 месяца. Обычно их убивали заговорщики или взбунтовавшиеся легионеры. Иногда в империи было одновременно несколько императоров, воевавших друг с другом. Мятежи в войсках и войны между императорами ослабили империю.
 
Покорённые провинции всё решительнее проявляли свою волю. И в конце концов они подорвали объединяющую власть Рима. Провинции уничтожили Рим; Рим сам превратился в провинциальный город, подобный другим, привилегированный, но уже не господствующий более, переставший быть центром мировой империи. Римское государство превратилось в гигантскую сложную машину исключительно для высасывания соков из подданных. Население провинций облагалось огромными налогами. Поэтому в разных частях империи вспыхивало восстания; нередко в них участвовали и рабы, и колоны, и городская беднота.
 
Наступал закат Рима, закат античного мира с его идеологией и социальным укладом. Само развитие рабовладельческого строя вело хозяйство к упадку и подрывало силы империи. Рабу было безразлично, какой урожай принесёт обрабатываемая им земля или сколько он добудет руды; все равно он получал только скудную пищу и простую одежду. Ненавидя своих хозяев, рабы старались работать как можно хуже. Римский рабовладелец Колумелла так описал труд рабов: «Рабы приносят полям величайший вред. Пасут скот плохо. Дурно пашут землю; не заботятся о том, чтобы семя хорошо всходило, сами крадут зерно и от других воров плохо его оберегают». Для ухода за виноградниками и садами нужны были рабы сообразительные и расторопные, а рабовладельцы боялись таких рабов. «Тупость ближе к покорности, а живость ума – к злодейству. Сколько рабов, столько врагов» –  говорили их хозяева. Чтобы заставить рабов трудится и не допускать их побегов нужно было содержать многочисленных надсмотрщиков, сторожей да и самому владельцу следить за рабами. Когда в наказание за плохую работу на раба одевали тяжёлые оковы, то в них он двигался ещё медленнее и работал ещё хуже.

Развитие в Риме научных знаний позволяло строить водяные мельницы. Но для использования их было необходимо добросовестное и тщательное наблюдение за механизмом и за плотиной. Поэтому в большинстве имений рабы по-прежнему размалывали зерно ручными мельницами. Были изобретены сложный плуг с отвалом, переворачивающий пласты почвы, жатка, приводимая в движение быком, наборы садовых ножей. Но рабам не доверяли ценных орудий труда, а давали для работы грубые серпы и старые тяжёлые плуги. Поля, на которых крестьяне получали хороший урожай, постепенно становились бесплодными при обработке их рабами. Особенно плохо обстояло дело в больших имениях, где было много рабов и рабовладелец не мог сам наблюдать за их трудом. «Ныне поля возделывают скованные ноги, осужденные руки, клейменые лбы. А мы удивляемся, что плоды работы не те», – писал римский ученый Плиний Старший. В рудниках, на промыслах рабам также давали лишь самые простые и грубые орудия труда. Рабство задерживало развитие техники, вело сельское хозяйство к упадку. Это вело к сокращению торговли.
 
Некоторые рабовладельцы давали рабам небольшие участки земли, орудия труда. разрешали строить хижину и обзавестись семьёй. Их называли «рабы с хижинами». Такой раб должен был отдать своему хозяину определенную плату или часть продуктов своего труда, а остальное, полученное на участке, принадлежало ему. Рабовладельцы надеялись, что «рабы с хижинами» будут работать лучше, не будут вредить хозяевам и убегать. В городах некоторым рабам позволили заводить мелкие мастерские и лавочки; часть своего заработка они должны были отдавать хозяину. Рабы, получившие участок земли или лавочку, оставались в полной власти своего хозяина.
 
Владельцы больших имений привлекали к обработке земли свободных бедняков, деля имение на мелкие участки и позволяя их арендовать. Мелких арендаторов земли называли в Риме колонами. Колон отдавал владельцу земли арендную плату, а остальной продукт его труда принадлежал ему. Поэтому колон был заинтересован в том, чтобы собрать большой урожай; он работал лучше, чем раб, берег скот и орудия труда.

У бедняков обычно не было средств, чтобы завести своё хозяйство и они были вынуждены брать в долг у землевладельцев орудия труда, скот и семена. Задолжав, они не могли уйти из имения и попадали в полную зависимость от хозяина. Хотя далеко не все бедняки соглашались стать арендаторами, число колонов во II – III вв. росло. Во многих крупных имениях, де раньше работали рабы, их заменили колоны.

Идущие с Востока новые веяния, новые идеалы, поиски новой правды рождали новые верования. Во время всеобщего экономического, политического, интеллектуального и морального разложения и выступило христианство с его проповедью братства и равенства, обращенной ко всем «страждущим и обременённым».

Восстания угнетенных в римской империи беспощадно подавлялись. Железные легионы Рима казались непобедимыми, а империя несокрушимой. Угнетенные теряли надежду добиться освобождения в борьбе с угнетателями Рабу лишь смерть приносила избавление от непосильного труда, унижений и побоев. Исчезла у угнетенных вера в старых богов, которые не облегчили их страданий. Не хотели они признавать богами и ненавистных им римских императоров. Бессильные в борьбе со своими угнетателями, угнетенные сохраняли лишь надежду на могущественного и справедливого бога, который принесет им освобождение и накажет их мучителей.
 
Первоначально христианами были рабы и бедняки. Они верили утешительным для них рассказам, в которых было обещано наградить их за страдания и наказать их мучителей.
 
Христианские проповедники переходили из города в город, из страны в страну, рассылая свои послания. Христианство стало распространятся по всей Римской империи. Среди христиан появились люди разных народностей: евреи, греки, римляне, египтяне, галлы и многие другие. Христиане объединялись в общины, члены которых вмести молились, слушали чтение евангелий, отмечали свои праздники. Так как христиане признавали только одного бога и отказывались поклонятся императорам, римские власти запрещали их сборища. Поэтому общины собирались тайно, обычно в подземельях и заброшенных каменоломнях.

Жизнь в Римской империи стала очень беспокойной и опасной. Во время восстаний, мятежей, вторжений варваров люди часто лишались не только имущества, но и жизни. Ни у кого не было уверенности в завтрашнем дне – все жили в постоянной тревоге. Как и бедняки, богатые люди утешали себя надеждой, что, приняв христианство, они получат вечное блаженство.

Богатых христиан, жертвовавших «для спасения своей души» деньги на нужды общин, нередко избирали священниками – руководителями общин и епископами, что по-гречески означало «надзирателями». Епископы «надзирали» за общинами целой области, то есть были их начальниками. Епископы поддерживали друг с другом связи. Образовалась организация христиан, объединявшая тысячи общин и управляемая епископами. Её называют христианская церковь. Она приобрела большое влияние среди населения империи.
 
В середине III в. от Рима отпали Испания, Галлия, Египет, почти все провинции в Азии и на нижнем Дунае. Для подавления мятежей в войсках, восстаний и недовольства населения необходимо было усилить императорскую власть.
Рабовладельцы не только Италии, но и провинций были заинтересованы в сохранении империи, поддерживающей их господство над рабами и колонами. Поэтому они оказывали поддержку императорам, боровшимся за укрепление своей власти.

В 284 г. легионеры провозгласили императором Диоклетиана. Он происходил из бедной семьи, начал службу простым легионером, но быстро выдвинулся как способный и энергичный военачальник. Диоклетиан действовал решительно и очень жестоко. Беспощадно казня мятежных воинов, он укрепил в войске дисциплину. Чтобы увеличить армию император провёл большой набор воинов.  Императорские войска с помощью местных богачей жестоко подавили восстания в провинциях. Рабовладельцы прославляли Диоклетиана как бога.

После долгих и упорных войн римляне вытеснили с территории империи вторгшихся на неё варваров. Для обороны империи римляне восстановили на её границах старые и возводили новые сильные укреплённые линии. Римские легионы и нанятые на военную службу варвары обороняли границы империи от нападений других варваров.

Диоклетиан правил государством через назначенных им чиновников. Множество сыщиков, называвшихся «любопытствующие», выслеживали недовольных. Приказ императора был законом для всей империи. За нарушение его грозила смертная казнь.
   
 Диоклетиан ищет новые формы пропаганды для укрепления власти. Познакомившись в Египте с культом богов-фараонов, посредством которого, как понял Диоклетиан, в течение тысячелетий обеспечивались стабильность и преемственность монархии, он приступает к организации своеобразной «Семьи Богов». Себя самого Диоклетиан объявляет Сыном Юпитера, а ранее привлеченного к правлению Максимиана – Сыном Геркулеса. Диоклетиан не хочет делать престол империи игрушкой случайности рождения. Императоры-боги готовят себе смену из числа богов-помощников. Эти младшие боги, называемые цезарями, составляют подобие школы. Они при жизни императоров-богов обучаются власти, управляя отдельными областями, исполняя поручения, командуя армиями.

Избранные в цезари входят в семью как посредством браков с дочерями императоров-богов, так и усыновлением. Последнее в сознании римлян было равно кровной связи. В цезари Диоклетиан избирает Галерия, Максенция, Констанция Хлора (Бледного) и других. Диоклетиану казалось, что он создал вечную машину правления, повиновение которой для подданных является и гражданским и религиозным долгом.
 
В храмах были поставлены статуи Диоклетиана. При дворе вводится особая пышность, разрабатывается этикет. Императора называли «владыка». Даже вельможи должны были кланяться ему в ноги. Никто не смел сидеть в его присутствии. В виде милости император разрешал поцеловать свою обувь, украшенную драгоценными камнями, или край одежды, расшитой золотом.
 
Император Диоклетиан, требовавший от всего населения полного себе подчинения, подверг гонениям христиан: заключению в тюрьму, ссылкам, казням. Однако и суровые меры не помогали: число христиан как среди бедноты, так и среди богачей продолжало расти.

Диоклетиан правил империей 21 год. Он не захотел жить в Риме, многолюдном и беспокойном городе. Император строил для себя великолепные дворцы-крепости в восточной части империи. Для содержания роскошных дворцов, огромной армии, множества чиновников и сыщиков Диоклетиан ещё больше увеличил налоги, ложившиеся тяжким бременем на обедневшее население Италии и провинций.

Сочтя свою миссию законченной, Диоклетиан ушел на покой за десять лет до своей смерти и вынудил к тому же своего соправителя Максимиана. Но «Семья Богов», разорванная внутренней сварой, успела рухнуть на глазах Диоклетиана. Вновь начались войны между полководцами за императорскую власть. Победителем в этой кровопролитной борьбе стал Константин, сын цезаря Констанция Хлора. Он отличался энергией, беспощадной жестокостью и коварством. Для захвата и удержания власти Константин нарушал клятвы, предательски убил своего союзника Лициния, умертвил родного сына Криспа, заподозрив его в том, что он хочет захватить престол.
 
Чтобы укрепить и возвысить императорскую власть, Константин ещё больше увеличил численность армии, чиновников, сыщиков. Он окружил себя ещё большей роскошью. Все это требовало огромных средств – налоги ещё больше были повышены. Не уплативших налога секли плетьми. Чтобы горожане не могли уклонится от уплаты налога, им было запрещено переселяться из города в город и менять свои занятия. Дети были обязаны заниматься тем же, чем занимались родители. Желая обеспечить владельцев земли работниками, Константин запретил колонам уходить из имений. Убежавшего колона возвращали закованным в цепи. Считалось, что рабовладелец, засекая раба до смерти, делал ему добро, так как желал его исправить. Работников в императорских мастерских клеймили как рабов.

Константин, продолжая, по существу, дело Диоклетиана (укрепление и обожествление единоличной власти), отказался от опасности своеобразной коллегии богов и от реставрации язычества. Объявив поначалу культ Солнца, последователей которого было много в легионах, поддержавших Константина в борьбе с Максенцием, новый император вовремя отказался от Солнца и поручил христианским церковникам пропаганду автократии.
 
Применяя самые жестокие меры, Константин, однако, понимал, что только плетьми, цепями и казнями нельзя заставить людей безропотно повиноваться. Он видел, что христианство лучше, чем другие религии, помогает держать угнетенных в повиновении: христианская церковь пользовалась большим влиянием на бедняков и рабов и учила их покорности и послушанию.

К тому времени христианство, предлагая всем угнетенным нежные утешения в земной жизни, моральную и даже материальную опору своих хорошо организованных общин, а за гробом – возмещение обид и вечное блаженство, успешно завоевывало массы. Идейного противника у христианства не было. Традиционная государственная религия, заимствованная римлянами у эллинов, находилась в состоянии полнейшего опустошения. При всей своей практичности Диоклетиан вздумал оживить мертвое тело.
Константин не только разрешил в 313 г. христианам собираться и строить храмы, но и стремился укрепить их церковь. В христианском учении было так много невероятного и противоречивого, то между общинами шли ожесточённые споры как понимать эти противоречия. Император приказал епископам съехаться на собор, выработать единые правила и затем строго следить за их выполнением. Он сам вмешивался в церковные дела, смещал и назначал епископов. Император и богачи дарили христианской церкви земли, деньги, драгоценности. Пользовались этими богатствами епископы и священники. Наряду с государством церковь стала опорой императорской власти. Жестокого правителя и беспощадного угнетателя Константина христиане объявили святым.
 
Христианская церковь постаралась облечь в конкретную форму незыблемых религиозных верований новое мироощущение, в котором Восток со своими страхами перед неразгаданными силами природы, вечной борьбой со Зверем находил отклик у обездоленных всего античного мира.

Император приказал построить новую столицу Константинополь. Место для неё было выбрано на европейском берегу пролива Босфор, на высоком, укреплённом природой мысу. Здесь пересекались дороги из Европы в Азию с водными путями из Средиземного моря в Черное. Раньше на этом месте стояла греческая колония Византий. В 330 г. столица была перенесена в Константинополь. В нем были воздвигнуты величественные здания, которые были призваны свидетельствовать о могуществе империи. Среди них были и христианские храмы. Таким образом осуществилось то, что грезилось современникам Цезаря и Августа, о чём говорил с тревогой в своих одах Гораций: возникновение нового Рима на дальнем востоке, преемника древнего города Ромула. В IV в. почти все императоры, правившие после Константина, опирались на поддержку христианской церкви и покровительствовали ей.
 
Старый Рим ещё долгое время сохранял за собой особенные привилегии, особый статус. Но столицей признавали только Константинополь. Это обстоятельство говорило о преемственности государственной власти. Но в тоже время указывало на конкурентоспособность новой столицы, являющейся символом торжества христианства над язычеством и веянием новых исторических реалий.
 
Любопытно отметить, что для раннехристианского искусства характерно отсутствие собственных творческих идей. На первых порах христиане просто «перетолковывали» на свой лад готовые решения, найденные античными авторами. Мы встречаем на стенах христианских кладбищ, на надгробиях и саркофагах изображения амуров, дельфинов, цветочных гирлянд, птиц, которые, по понятиям греков и римлян, населяли райские сады Элизиума. Христа зачастую символизировал Амур, Орфей и т.д.
 
Многие предметы античности использовались христианскими священнослужителями по новому назначению. Так, сосуды (кубки, чаши, вазы) иногда использовались как дароносицы, а стул богатого патриция, выполненный из красного мрамора, стал папским троном.
 
Любопытно отметить, что для раннехристианского искусства характерно отсутствие собственных творческих идей. На первых порах христиане просто «перетолковывали» на свой лад готовые решения, найденные античными авторами. Мы встречаем на стенах христианских кладбищ, на надгробиях и саркофагах изображения амуров, дельфинов, цветочных гирлянд, птиц, которые, по понятиям греков и римлян, населяли райские сады Элизиума. Христа зачастую символизировал Амур, Орфей и т.д.
 
Многие предметы античности использовались христианскими священнослужителями по новому назначению и сохранились именно благодаря этому. Так, сосуды (кубки, чаши, вазы) иногда использовались как дароносицы, а стул богатого патриция, выполненный из красного мрамора, стал папским троном.

Запоздалым оказался призыв императора Юлиана II (360-363 гг.) возродить гибнувшее язычество, с которым были связаны великое прошлое Рима, его блестящая культура и могущество. Он послал своего врача Орибазиоса к древней святыне Аполлона в Дельфах, но оракулы сказали врачу: «Передай императору: великое здание повержено в прах, у Феба [римское имя Аполлона] нет ни крыши над головой, ни святого лавра. Источник умолк, и говорящий ручей замер». В эдиктах 391 г. император Феодосий (правил 379-395 гг.) запретил все языческие культы. Император запретил даже олимпийские игры, посвященные Зевсу.
 
В то же время, под влиянием долгой работы латинского национализма, в 395 г. Римская империя распалась на Западную – латинскую и Восточную – греческую, которые отныне идут каждая своей дорогой. Семена развития, однако, и здесь и там одни: везде это тот комплекс культурных приобретений, который выработался в государствах, управлявшихся преемниками Александра Великого, тот комплекс, который соединяет эллинские элементы и элементы восточной культуры и этим подчиняет Запад, комплекс, который и обозначается словом «эллинизм».

Последним западным римским императором, которому был присущ ум государственного деятеля и сознание ответственности за вверенное ему государство был Майориан (правил в 457-461 гг.).  К моменту провозглашения его императором состояние города Рима стремительно ухудшалось. И виной этому были сами жители города, которые при попустительстве городских властей использовали общественные здания, как каменоломни для постройки домов, церквей и т. п. Майориан этим эдиктом намеревался покончить с этим варварством римлян. В нём запрещалось извлечение строительных материалов из любых общественных зданий. Исключением были руины зданий, которые уже невозможно было восстановить, но и они могли быть использованы подобным образом лишь с согласия сената и императора. Вводилось и наказание за потворство властей процессу разрушения общественных зданий. Должностные лица наказывались штрафом, плетью и отсечением рук.
 
Италия безропотно переходила под власть варваров: наряду со старой римской аристократией появилась аристократия новая – из варваров-наёмников, которые были на жаловании у империи; римская аристократия вымирала, варварская крепла.
 
В 476 г. Западная Римская империя пала под ударами германцев. Восточная Римская империя с трудом отражала натиск варваров. Наступила новая историческая эпоха, именуемая средневековьем.


Рецензии
Невероятно жестокое время. И человек тогда дыл совершенно беззащитен.
То, что люди выживали было чудом.

Владимир Иноземцев   17.08.2023 22:05     Заявить о нарушении