Наша Высоковская школа

Я стою у входа в нашу школу. Она сегодня именинница, у нее не просто день рождения – юбилей.

Среди Есениным воспетых
Ракит берез и тополей,
Твоей любовью обогретых
Учеников, учителей,
Ты собираешь в свой приход
Уж сроком больше полувека.
Из ближних сел и издалека
Окрестную всю молодежь -
Берешь за руки и ведешь
Свершать к познанию восход –
Наша Высоковская школа!

Вот уже 80 лет она собирает под свои своды молодежь, чтобы обучить и выпустить во взрослую жизнь со стартовым капиталом знаний полного среднего образования.

В сороковом тревожном предвоенном
Беда уже стучалась в нашу дверь
Ждала страна с дыханьем затаенным
Когда войну начнет фашистский зверь.

И все  же строить школы успевала
Наперекор беде - жила  страна,
Учить своих детей  не забывала
Всегда о них заботилась она!
Рязанским селам школу подарила
И вот нам свои двери отворила

Наша Высоковская школа!

Скольких нас совсем еще не смышленых привели сюда наши папы и мамы в свой самый первый класс, чтобы мы вошли теперь уже в свою новую школьную семью.

Нам десять иль одиннадцать кому-то
Лет, довелось с тобою разделить.
И как бы не закручивался круто
Судьбы водоворот, нам не забыть -
Учебы школьной годы  прочный базис,
Всей жизни нашей  стержень становой.
И безмятежных детских лет оазис,
Отроческий период трудовой,
И юность, пылкую любовью первой,
И душу всколыхнувший выпускной,
И поцелуй, дрожащей жилкой нервной,
Девчонки - одноклассницы родной!

Все под твоею сенью было с нами
За эти наши десять школьных лет,
С девчонками тогда и пацанами
Закончившими школу на селе -

Нашу Высоковскую школу.

Обновленная, красивая! Палитра осенних разноцветий еще более усиливает и подчеркивает эту ее красоту, а в памяти снова тот первый день, море цветов и первая моя учительница Егорова Антонина Ивановна.
 Я ощущаю ее добрые руки, внимательный изучающий каждого из нас взгляд и ту, без преувеличения, материнскую любовь, которую излучал и дарил нам этот прекрасный человек – учитель, воспитатель, высококлассный специалист своего дела.

  Отношение  учеников к учителям – это особая тема. Надо сказать, что оно не одинаково в период обучения нас в школе и потом, уже за ее порогом. Это и понятно, ведь юности свойственны завышенная самооценка и заниженная самокритичность, а на фоне этого юношеский максимализм и как следствие нетерпимость, не способность адекватно оценивать ситуацию, понимать, принимать, терпеть и прощать. Именно поэтому многое в зрелом возрасте видится в ином свете чем в юности. Тем не менее, как мне кажется, в то время, когда мы учились в школе, своих учителей, чтобы не случалось, не только уважали, но и любили. Эту любовь мы пронесли через всю свою жизнь.

Наши Великие учителя, замечательные люди того военного и послевоенного поколений. Как много они сделали для нас. К сожалению, «теперешние», живущих уже в другой по сути стране, совершенно ином, не только времени, но, пожалуй, ином даже измерении ученики, далеко не всегда осознают это их Величие. Но наша школа все равно связывает воедино время, измерение и людей, сопричастных ее особой жизни.
Нам, выпускникам шестидесятых – восьмидесятых годов посчастливилось общаться и получать знания от учителей тех лет – это были особые люди прошедшие через горнило войны и трудового фронта.

Мы помним наших славных ветеранов,
Что знанья выдавали «на гора» -
Лаврухин Григоренко и Полканов,
Бессменные твои директора -
Денисов и Баландин,
Все другие,
что сил своих и нервов не щадя,
Работали, учеников ведя,
Дорогой знаний, совести и чести,
Не требуя себе наград и лести,
И не корысти и не славы для -
А только долг свой исполняя честно,
Тебя известной сделав повсеместно
Трем поколеньям сердцу дорогие,
Великие твои учителя!
Наша Высоковская школа.

Сергей Васильевич Денисов – наш директор, непосредственный участник Великой Отечественной Войны.

 Большая перемена. Мы улюлюкающей лавиной несемся по коридору, а он на лестничном пролете спокойно стоит себе, раскинув руки. «Что произошло, куда летим?» -  И мы уже никуда не летим и закрываем наши неугомонные рты. С особым оригинальным подходом вводил он нас в удивительный мир химии, ее завораживающие опыты, демонстрировал захватывающие дух эффекты. Многие из нас, благодаря, ему стали профессиональными химиками.
 
Его супруга – преподаватель немецкого языка Тамара Григорьевна.

 Она умела прививать любовь к такому, казалось бы, тогда, ненавистному немецкому.  «Но ведь это язык Гете и Шиллера» - говорила она и посвящала в таинство немецкого раскрывая его особое неповторимое звучание. Позднее, посещая школу, рассказывал ей, как пригодилось мне знание языка в годы офицерской службы в группе советских войск в Германии!

Анатолий Андреевич Полканов.

Наш «историк» - фронтовик, получивший контузию в боях Сталинградской битвы. Кто бы еще мог рассказать о Великой Отечественной так как он - свидетель тех событий! Разве можно теперь, когда ход и итоги войны пытаются фальсифицировать явные и скрытые враги нашей страны, переубедить нас в правоте истории, которую преподавал нам ее непосредственный участник?

Супруга Анатолия Андреевича Нина Алексеевна.

Учитель русского языка и литературы. Лично я у нее не учился, но хорошо помню то уважение, которое она вызывала у всех нас и, не сомневаюсь, в любви учеников, которые постигали тонкости нашего родного языка и литературы под ее учительством.

Фронтовиком, вернувшимся с войны по ранению, был и наш преподаватель труда Лаврухин Николай Егорович.

 В памяти сохранился особый запах свежей древесной стружки в школьной мастерской. Сейчас в эпоху всеобщей компьютеризации может показаться смешной наша гордость тем, что сами, своими руками мы с помощью рейсмуса размечали заготовки, изготавливали табуреты, по существу учились самостоятельной трудовой жизни, под его руководством. Однако нет сомнения в том, что подобные навыки были бы и сейчас совершенно не лишними для нашей молодежи.

 Сестра Николая Егоровича – Лаврухина Анастасия Егоровна.

в годы войны была директором школы, возглавляла ее женский коллектив, не просто взявший, а буквально взваливший на свои плечи нелегкий груз школьных обязанностей тех военных лет.

В сороковые грозно боевые
Ушли твои мужчины на фронты
И все тогда заботы трудовые
На плечи женщин возложила ты
Но справились!
И вынес все невзгоды
Твой женский коллектив,
Не подкачал!
А отгремели лихолетья годы –
Мужчин своих он в школе вновь встречал.

Супруга Николая Егоровича – наш завуч, правая рука директора школы Мария Васильевна.

 Она преподавала русский язык и литературу Строгий очень требовательный учитель! Эти бесконечные диктанты и щепетильный разбор их итогов не всегда были нам по душе, но уже позже мы поняли насколько это было важно, чтобы сделать нас грамотно владеющими родным языком. Но это никак не означало, что уроки Марии Васильевны были сухими и менторскими, напротив, когда дело касалось сочинений, то творческому началу в нас уделялось ее полное внимание. Тогда мы действительно творили каждый в меру Богом данных способностей, но, при этом, если кто-то из нас и ставился в пример - это никогда не умаляло оценок остальных сочинений, хотя и с мягкой не уничижающей критикой.

Следует признать тот факт, что это поколение учителей педагогами были выдающимися. Видимо сама специфика жизни, преодоление ее объективных трудностей на пафосе коллективизма и веры в правильность избранного пути, формировали особое отношение людей друг к другу. Тот Жизненный стержень, который был в них заложен самой исторической спецификой того времени на интуитивном уровне способствовал их тонкому чувствованию ситуации отношений с учащимися. Все это получило свое выражение в их филигранном педагогическом искусстве.

В этом отношении особое место в моих воспоминаниях занимает наш классный руководитель –  любимая всеми нами Эммилия Степановна Веселкина (Шуравина).

Учитель математики - она сумела подготовить нас к поступлению в ВУЗы страны с колоссальным по тому времени успехом. Наш выпускной класс в 1968 году показал в этом отношении небывалый результат. То внимание, которое она уделяла нашему обучению и воспитанию, то свое личное, не «служебное» время, не ошибусь сказать, пожертвованное нам, те многие направления общего развития – классическая музыка, вокальное и хоровое пение, театральные навыки, туризм, воспитание наших отношений друг к другу в целом – все это она передавала нам, совершенно бескорыстно, по зову своей души.
 
Она замечательно пела, обладала сильным красивым голосом и реально, вполне профессионально учила нас вокальному пению. В нашем классе создала вокальный коллектив «Дружба» в котором была как вокальная группа, так и свои – аккомпаниаторы - баянисты. Мы разучили и на несколько голосов пели около десятка современных молодежных, и несколько на слова С.Есенина, песен. С этим репертуаром участвовали в смотрах и конкурсах школьной художественной самодеятельности. Пятеро из нас, по итогам этих конкурсов, были удостоены поездки на всесоюзный фестиваль молодежной песни в г. Вильнюсе. Для сельской школы – это был весьма значимый результат. Эммилия Степановна целенаправленно закладывала в нас позитивный, активно созидательный, высоко нравственный морально этический пафос жизни, за что мы все ей очень благодарны. Она и сейчас в свои 82 полна сил и жизненной энергии –продолжает в индивидуальном порядке передавать молодежи свои уникальные знания.

Во всех рязанских ВУЗах и в столице
Запомнили твоих выпускников
Есть школа, чем тебе гордится
Вновь принимая милых первачков

Ведь сколько лет учителя, юристы,
Специалисты самых разных дел,
Военные, врачи и журналисты
домохозяйки, летчики, артисты
Несут по жизни мощный твой задел,
И ждут с тобой, хотя бы редкой встречи
Поскольку все мы у тебя в долгу
Нам эти встречи наши души лечат
И память детства в сердце берегут.

Одними из любимых нами учителей был Иосиф Данилович Григоренко.

 Он преподавал у нас военное дело – был, если коротко - военруком. Оказался волею того времени -уволенным из армии по хрущевскому сокращению, но как истинный офицер никогда не изменял военной выправке и форме, всегда был при погонах. Еще он преподавал физкультуру и вел курс технической подготовки. Когда он разъезжал на трофейном немецком Цюндапе (такой трофейный немецкий мотоцикл с коляской), мы пацаны с восторгом смотрели на эту технику.

 Его пример армейской четкости и выправки, ношения военной формы и знания автомобильной техники сыграли далеко не последнюю роль в моем выборе пути -  связать судьбу с военной службой и решении поступать в Рязанское высшее военное командное Ордена Красной Звезды автомобильное училище. Иосиф Данилович – капитан запаса, закончил его еще в те годы, когда оно дислоцировалось в городе Минусийске. Об этом выборе я в своей жизни не пожалел ни разу.

С глубоким уважением и любовью вспоминаю нашего учителя пения – Никишина Аркадия Александровича.

Он был инвалидом, таким маленьким горбатеньким с палочкой в руках, каким-то на первый взгляд даже жалким, но в этом ущербном теле жил могучий дух, который при более близком знакомстве давал о себе знать мощной внутренней жизненной энергетикой. Достаточно сказать, что он (не многие об этом знали) совершенно свободно делал стойку на руках на брусьях. Аркадий Александрович профессионально передавал нам начальные музыкальные знания, нотную грамоту. Он отлично играл на баяне и вне классно вел курс обучения Баянистов.

 Особое тепло вызывают воспоминания того как им в школе был организован оркестр народных инструментов в котором мы освоили под его руководством целый ряд различных, в том числе достаточно сложных, с профессиональной точки зрения, музыкальных произведений. Оркестром, мы вполне успешно выступали с концертами в домах культуры окрестных деревень и на школьных конкурсах художественной самодеятельности. В последствии в старших классах мы создали свой школьный ВИА (вокально инструментальный ансамбль) который, если верить «википедии» в те годы был одним из немногих в жизни школьных ученических коллективов СССР.

Наш «Физик» Шурчков Виктор Кузьмич.

Ему ребенком довелось пережить блокаду Ленинграда, тогда он частично потерял зрение. Физиком он был отменным. О таких высококлассных специалистах говорят: - «От Бога», и это действительно так. Знание школьного материала по физике очень помогло тем из нас, кому учиться в дальнейшем, пришлось в технических ВУЗах, особенно в нашем рязанском радиотехническом институте, в который из нашего выпуска поступило сразу пятеро.

Вспоминаю одно знаменательное событие в нашей школе, связанное с жизнью колхоза Россия – посещение колхоза Никитой Сергеевичем Хрущевым, который тогда руководил Советским Союзом. Это было время самого начала хрущевских реформ в сельском хозяйстве В стране царила эйфория и велась серьезная пропагандистская компания в поддержку этих реформ.
 
 Тогда о рязанской области знала вся страна, а наш колхоз был одним из передовых, и школа считалась одной из лучших сельских школ. Поэтому. не без основания, ожидали приезда Никиты Сергеевича и в школу. Скорее всего посещение было запланировано изначально и руководство области об этом было своевременно предупреждено.

В школу напрямую из областного центра, заблаговременно завезли много новой мебели, учебников, материалов для косметического ремонта. Районное начальство, особенно из отдела районного образования («Районо»), как в народе, в подобных случаях, принято говорить, «стояло на ушах». Самым удивительным было то, что из области завезли кино-точку и радиоузел, что по тем временам, было большой редкостью не то чтобы для сельской, но даже для рязанских городских школ.
Хрущев не счел нужным посещать школу, но оборудование осталось. Можно, конечно только предположить, почему так произошло хотя, конечно - это только мое личное предположение.

 Дело в том, что по рассказам свидетелей данного события и, в последствии, от Фролова Алексея Александровича, которому эта история была уже передана ими из уст в уста, я слышал, что Никита Сергеевич, а это уже факт, был в гостях в доме колхозника Козлова Сергея Петровича деревни Батурино -  центральной усадьбы нашего колхоза, в доме культуры которого он и встречался с жителями. Там он вместе с, образно говоря, свитой, и отобедал, а дом был, что говориться, «полная чаша». Никита Сергеевич поблагодарил хозяев за гостеприимство и вкусное угощение, и, как-бы невзначай, заметил хозяину: - «Ковры то назад не отдавай, а если что, так обращайся».

Видимо эти слова были поняты областным и районным руководством не только в отношение ковров, но и вообще всего остального. Хотя, видимо, не только у колхозника, но и школы, вовсе не предполагалось ничего забирать.  Руководитель области Ларионов Алексей Николаевич, не раз посещал колхоз и нашу школу и был о ней самого высокого мнения. Вряд ли зная об этом, кто-либо из областного руководства, мог принять решение о последующем «раскулачивании» нашей школы.
Многие годы и кино-точка и школьный радиоузел служили школе верой и правдой, и заслуга в этом во многом Шурчкова Виктора Кузьмича, к физическому кабинету которого они были прикреплены.

Я очень горжусь тем, что нашими учителями были в том числе и мои близкие родственники, более того, они представляют собой настоящую учительскую династию.
 
Учительские Династии -
В спасение этому Миру.

Учительские Династии -
Надежные ориентиры.

Ко мраку всегда в оппозиции.
Они сохраняют традиции.

И если бесчестие, Низость,
Свои предъявляют права,
Поможет учителя близость –
Ведь он там, где Совесть права.

Учительские династии -

С амвона, им данного Богом,
Что школой зовется от века,
Доступным, проверенным слогом
В нас сеют все человечное,
Разумное Доброе, вечное,
Достойное человека!

Когда закипают страсти, и
сходят с ума умы –
И нет уже места Свету
От загустившейся тьмы,
Учительские династии.
Спасают планету эту.

Мой дедушка, Баландин Константин Михайлович.

Ветеран войны, закончивший ее в поверженном Берлине.  Он, до того, как ушел на фронт, был директором Алешинской средней шкалы – интерната, и продолжил руководить этой школой до выхода на пенсию. В дальнейшем он с супругой переехал к сыну и преподавал несколько лет в Высоковской школе. Его супруга Наталья Сергеевна преподавала в Алешинской средней школе, была награждена за преподавательскую деятельность орденами Ленина и трудового Красного Знамени. Она не учительствовала в нашей школе, но многие родители наших учеников, которые в свое время учились в Алешинской школе, хорошо знали и помнили ее.

 Константин Михайлович вел тогда уроки пения и не расставался с любимым своим камертоном, с помощью которого задавал тон для пения, таким его и запомнили многие ученики. Он был организатором и руководителем школьного хора, в котором принимали участие учителя и ученики старших классов. Хор, под аккомпанемент баянистов, выступал на многих смотрах художественной самодеятельности не только районного, но и областного уровней. Кроме этого Константин Михайлович и Наталья Сергеевна руководили самодеятельным коллективом нашего колхоза Россия, ядро которого составляли учителя нашей школы. Они не только пели, танцевали, но и ставили короткие театральные постановки. С концертами они выступали в домах культуры близлежащих сел и деревень. Я, хотя был тогда еще маленьким, учился в начальных классах, хорошо помню это потому, что репетиции часто проходили у нас дома.

 Двоюродный брат Константина Михайловича – Баландин Николай Александрович многие годы был директором подшефной нам – Житовской школы начального обучения, которая передавала своих учеников в Высоковскую школу для продолжения ими среднего обучения.

Мой отец, Баландин Юрий Константинович.

Тоже участник Великой Отечественной. Он преподавал у нас географию. В последствии уже после нашего выпуска, многие годы был директором нашей школы. Я знаком с выпускниками нашей школы, у которых он был классным руководителем. Они, в своих воспоминаниях, позиционируют его не просто как учителя и руководителя, а как очень близкого человека, сыгравшего в их жизни исключительно важную роль, давшим путевку в жизнь. Мой близкий товарищ Фролов Алексей Александрович, в недавнем прошлом председатель Колхоза Россия на территории которого находится наша школа, рано потерявший своего отца, всегда, когда мы встречаемся, вспоминая моего папу, называет его не иначе как «отец родной».

 Еще одну путевку в жизнь отец, в свое время, дал Александру Дмтриевичу Канунникову, впоследствии, спустя много лет, возглавившего систему образования нашей области. Школа в те времена была опорной (подшефной) сельской школой Рязанского государственного педагогического института. Юрий Константинович настойчиво порекомендовал принять в институт выпускника школы Сашу Канунникова – комсомольского вожака, активиста, баяниста, в котором он видел большой потенциал развития именно в педагогическом направлении – и не ошибся. 

Моя мама Баландина Надежда Михайловна.

Она ветеран труда Великой Отечественной войны, была преподавателем в начальных классах и кроме этого вела уроки домоводства. Многие ребята, которые учились у нее в начальных классах вспоминали ее как своего любимого учителя. Мне всегда было очень приятно слышать от своих одноклассниц, на встречах нашего класса, с каким теплом и любовью они вспоминали эти ее уроки. Однажды на нашей встрече, моя одноклассница, Оля Ромашина (Жучкова) рассказала нам как на одном из уроков домоводства она вдруг за рукоделием непроизвольно запела и очень смутилась, когда остальные обратили на нее внимание, поскольку пела только одна она. Надежда Михайловна успокоила ее объяснив всем, что за работой рукодельницы в былые времена всегда что-нибудь пели.
 
 Она была не только талантливой рукодельницей, но и владела некоторыми народными промыслами, вела организованный ей кружок выжигания и резьбы на дереве, и еще ансамбль ложкарей. Ее воспитанники вспоминают, что, закончив начальное обучение и перейдя в 5-й класс, все еще продолжали посещать эти кружки.
 Одним из них был Кабанов Александр Семенович, в последствии принявший эстафету директорства у Юрия Константиновича и на многие годы ставший руководителем нашей Высоковской школы.

 Учительскую династию в школе сейчас продолжает моя дочь Минашкина (Баландина) Елена Константиновна у которой, теперь уже самой, не мало благодарных выпускников.
                ***

В июле 2018 года мы, выпускники Высоковской школы 1968 года, отметили золотой 50 летний юбилей нашего выпуска. Мы побывали тогда в нашей школе, пообщались с директором - Аксаной Александровной Шеленковой, которая встретила и поздравила нас с юбилеем, рассказала о жизни школы, достижениях учителей и учеников. Мы походили по таким знакомым нам школьным коридорам, постояли в спортивном зале, которого тогда во время нашей учебы еще не было, посидели в классе, сфотографировались, повспоминали наши школьные деньки, друзей, которых с нами уже нет, ну и конечно же, наших любимых учителей. Как будто и не было этих 50 лет.

                И вот сегодня -

Мы вновь пришли к тебе,
Зови на чай!
В год твоего восьмидесятилетья,
Ты нас как мать своих детей

Встречай -

Желаем тебе счастья, долголетья,
Свершений, новых взлетов и побед,
Чтобы без форсмажорных потрясений
Жила,
Без жестких испытаний, бед,
В земле, которую воспел Есенин -

Наша Высоковская школа!

Наша родная школа, мы взрослеем, неизбежно старимся, а ты все такая же молодая и прекрасная в свои 80. Уже не одно поколение Учеников и учителей сменилось, пройдя через твои пороги учебные классы и кабинеты. Снова и снова, приводя в твои стены своих собственных детей и внуков, мы кланяемся тебе в пояс. Спасибо что ты была, есть и, надеемся, долго еще будешь в нашей жизни.

Высоковская школа -
Связала вместе нас,
Высоковская школа,
Уже в который раз
Идем к твоим порогам
В свой самый первый класс.

Ты не суди нас строго
Твой свет в нас не угас!

Константин Баландин. Ученик Высоковской школы Выпуск 1968г,


Рецензии