Первая картина Третьяковской галереи

Павел Михайлович Третьяков в начале своего увлечения живописью  отдавал предпочтение работам  голландских мастеров, но с  1856 года  начал коллекционировать произведения русских художников. Первой картиной  его будущей коллекции и стала  работа русского художника Василия Григорьевича Худякова "Стычка с финляндскими контрабандистами". 

Картина, написанная 25-летним художником (1853),  была показана в Москве на выставке, организованной Московским художественным обществом в Училище живописи и ваяния. Художественные достоинства картины и оригинальность сюжета понравились художественным критикам и широкой публике и привлекли внимание  П.М. Третьякова, уже начавшего думать о создании картинной галереи. 

10 мая 1856 года, будучи в Петербурге, П.М.Третьяков специально посетил  мастерскую Худякова (тогда уже академика) и купил картину, выдав за неё  задаток,  но обязуясь заплатить остальную сумму в ближайшее время. Художник написал расписку о получении им за картину 450 рублей.  Так как расписка была передана  Третьякову 10 мая, то именно эта дата (по нов. стилю 22) стала считаться  днём основания Третьяковской галереи. 
Остальные деньги были переданы Худякову 14 мая.

Но не только картина заинтересовала  Павла Михайловича.  Ему стала интересна сама личность художника. Не имея возможности общаться напрямую (Худяков  с 1856 по 1860 годы путешествовал по Европе) они стали переписываться, обсуждая в письмах насущные вопросы русского искусства  и,  в первую очередь,  живописи. Принимая советы  известного художника, молодой коллекционер купец-Третьяков повышал своё художественное образование. 

В одном из писем Василий Григорьевич писал: "Милостивый Государь Павел Михайлович! Случай, который доставил мне приятное удовольствие познакомиться с Вами, надеюсь, будет верным залогом и на будущее время, когда, быть может, придется возвратиться мне из чужих краев; и всегда мне очень приятно будет вести переписку с любителем, молодым, сочувствующим всему изящному и прекрасному".

Василий Григорьевич  Худяков родился 24 декабря 1826 года в селе Акшуат Корсунского уезда Симбирской губернии в семье крепостных крестьян сенатора И.П. Поливанова. Художественное образование  получил сначала в "Школе  рисования в отношении к искусствам и ремеслам", основанной в Москве в 1825 году графом C.Г. Строгановым, а потом продолжил обучение в  Московском училище живописи и ваяния (МУЖВ).  В Школе и в Училище Василий стал одним из лучших учеников. 

Ещё обучаясь в Училище,  Худяков посылал свои работы  в Императорскую Академию художеств, за которые  был награждён  Большой серебряной медалью и званием художника с правом на чин XIV класса (низший класс в табели о рангах). 

Посылая своего крепостного учиться, помещик  И.П. Поливанов обязался  дать ему вольную,    если он окажет успехи в учении.  Убедившись в художественном даре  холопа, Поливанов подписал Худякову вольную.

В 1848 году Василий Григорьевич  переехал Петербург  и поступил вольноприходящим учеником в Академию художеств. Полученная от Академии Большая серебряная медаль давала ему право на получение аттестата на звание  свободного художника, чем Худяков и воспользовался. По правилам Академии он уже не мог участвовать в конкурсе на Большую золотую медаль, но, по-видимому, ему это не помешало.

Он стал писать разножанровые картины на исторические и религиозные темы, выполнял  на заказ портреты высокопоставленных особ, выставлялся  почти на каждой академической выставке, где его  картины  охотно покупались любителями живописи и коллекционерами.  В частности, картину Худякова "Гонение христиан на Востоке" приобрёл сам император Николай I (для подарка греческому королю Оттону).

С 1850-го по 1855 годы  Худяков занимался росписями Исаакиевского собора в Петербурге, храма имения Топорнина в Симбирской губернии,  сельской церкви в имении князя Михаила Кочубея в Саратовской губернии, храма в Тульском кадетском корпусе.

В 1851 году В.Г. Худяков получил звание "назначенного в академики".  Это звание  позволяло выполнить произведение на тему, заданную Советом Академии художеств,  для получение звания академика. В том же году Худяков создал Портрет ректора Архитектуры А.И.Мельникова, за который был признан академиком (в 25 лет от роду).

В 1857 году в целях повышения самообразования  Худяков уехал за границу, побывал во Франции, Германии, четыре года прожил в  Риме и Неаполе.  В Италии в 1860 году  Худяков написал по заказу  графа Г.А. Кушелева-Безбородко  картину из римского народного быта "Игра в шары",  за которую  Академия присвоила ему звание профессора.

Картина "Игра в шары" выставлялась на академической выставке 1860 года. Авторитетный  критик того времени П.М. Ковалевский, обозревающий выставку, писал:  "Картина г. Худякова "Игра в шары" может называться просто лучшим произведением выставки. По ней можно учиться. Она делает громкое имя художнику... Образцовый ее рисунок, сила колорита и сочность письма, характерность лиц и полнота сочинения возвращают к самым счастливым дням деятельности первого учителя русской живописи (имеется в виду  К.П.Брюллов).

В одном из писем Александры Павловны Боткиной, дочери П.М.Третьякова,  имя Худякова  названо в числе самых близких приятелей  Павла Михайловича того времени. 
В 1860 году администрация Московского  общества любителей художеств предложила  Худякову стать преподавателем в  Училище живописи и ваяния, он принял предложение и переехал в Москву.  В Москве у Худякова и у москвича Третьякова появилась возможность чаще видеться и общаться.

Александра Павловна Боткина отмечала, что в начале 1860-х годов Худяков был для ее отца авторитетом ,  Павел Михайлович "ценил его суждения и вкус, доверял ему свои планы, но, тем не менее, душевная близость между ними не была достигнута".

Но, как пишет Александра Павловна в  своей книге "Павел Михайлович Третьяков в доме и в жизни",  "С Худяковым у П.М. были более сложные отношения, чем с другими художниками-современниками. Худяков был старше Третьякова, вернулся уже из Италии, получил звание академика, приглашен в УЖВ (училище живописи и ваяния) преподавателем, тогда как другие приятели П.М. только еще собирались ехать пенсионерами АХ за границу".

В 1850 году  В.Г. Худяков написал одну из своих лучших работ - портрет А.С. Каминского, будущего выдающегося русского архитектора, а тогда еще ученика Академии художеств.

Павел Михайлович был знаком с А.С. Каминским. Они встретились в Риме в 1860 году, когда Третьяков путешествовал по Италии, а Каминский находился в Риме на стажировке. Оба понравились друг другу и подружились, у обоих было сходство взглядов, интересов, да и небольшая разница в возрасте (три года) способствовали укреплению   дружбы. Увидев у Худякова портрет Каминского, Третьяков выкупил его для себя.
Вернувшись в Россию, Александр Степанович Каминский стал бывать в доме Третьяковых, где познакомился с сестрой Павла Михайловича Софьей и в  1862 году женился на ней.
 

Павел Михайлович часто спрашивал мнение Худякова, как специалиста, при покупке той или иной картины, и Павел Михайлович следовал его советам. Но вскоре Худяков и Третьяков стали чаще расходиться во мнениях. Например, Худяков негативно отзывался о художниках  Пукиреве, Крамском, Ге, Перове, чьими  работами Третьяков пополнял свою коллекцию.  Приятельские отношения между Третьяковым и Худяковым стали ухудшаться и вскоре сошли на "нет".
 
Причина разногласий лежала в том, что большинство художников, чьи картины Третьяков приобретал, были передвижниками, то есть выразителями критического реализма в живописи. В своём творчестве они обнажали неприглядное дно народной жизни, показывали социальное неравенство, народные бедствия и лишения, то есть  то, что   Худяков, бывший крепостной,  не мог принять.  Он был художником-академистом и считал, что живопись должна быть "высоким искусством".  Третьяков же, напротив,  приветствовал современную реалистическую живопись, развивающуюся в соответствии с новыми законами текущего времени. 

В январе 1862 года Василий Григорьевич Худяков  подал  в администрацию  Училища прошение об уходе с должности преподавателя.  Официальная причина ухода была в том,  что ему, известному художнику, академику, не предоставили  мастерской, где он мог бы  работать над исторической картиной "Осада Новгорода".

Архивные документы показывают, что к такому решению Худякова подтолкнул рапорт инспектора  и преподавателя  Училища  Зарянко Сергея  Константиновича, направленный в Совет  МХО. В рапорте излагались доводы,  позволяющие отказать художнику Худякову в предоставлении  мастерской. 

Также  Зарянко  изложил   в рапорте своё возмущение в адрес Худякова, который  из двух предложенных училищем кандидатур  (В.Г. Пукирев и Н. Удалов), предпочёл  отдать свой голос за последнего. Худяков объяснил свой  выбор в пользу Удалова <i>"преимущественно из участия к его бедствию"</i>, тем самым проигнорировав  кандидата Пукирева - воспитанника Училища.

Училище удовлетворило просьбу Худякова. Уезжая в Петербург,  он  попросил у Третьякова взаймы  1000 рублей, и Павел Михайлович, известный своей благотворительностью в отношении художников,  одолжил ему эту сумму. 

Дальнейшие дела  у Худякова складывались неважно. Новая социальная живопись набирала силу, а сухой академизм, воспевание античных героев становились невостребованными. Интерес к картинам Худякова падал, да и выглядели они чаще слабыми, что вызывало критические замечания о том, что он выдохся и исписался.  Василий Григорьевич страдал. Он  стал терять поклонников, заказы становились редкими,  художник стал испытывать материальную нужду.

Когда П.М. Третьяков  напомнил о долге,  то у Худякова не нашлось денег. В знак уплаты он переслал в адрес Третьякова  картину "Тайное посещение" и два этюда итальянского периода, один из которых, этюд "В Олевано, близ Рима"  Третьяков оценил в 150 рублей и оставил себе, а остальные картины отослал обратно.  Было ясно, что приятельские  отношения между коллекционером и художником закончились окончательно. 

В  1870 году Худяков создал  свою последнюю работу  -  "Царица Сююмбике, покидающая Казань".  Эпическое полотно выполнено на высоком уровне  академической живописи,  оно лучшее творение художника, но, к сожалению,  неоценённое современниками. 
Долг  Худяков отдать так и не смог.  В 1871 году в возрасте 45-ти лет он заразился холерой и умер. Похоронен в Петербурге.

Оставшиеся от долга 850  рублей Третьякову выплатил брат художника Худяков Михаил Григорьевич,  купец 2-й гильдии. Полученные деньги Третьяков пожертвовал в Приют вдов и сирот русских художников.

Комиссия от Академии художеств произвела опись имущества академика Худякова и получила итоговую сумму в  2127 рублей 40 копеек. Из картин в опись вошли картина "Проводы царицы Сююмбике" и эскизы на религиозные сюжеты.
Вот так скорбно закончилась жизнь выдающегося  русского художника, прошедшего путь от талантливого самородка из недр крепостного народа до вершин русской живописи.

О картине Шильдера.
Ранее считалось, что третьяковская галерея началась с приобретения  в 1856 году двух картин:  первая  – вышеупомянутая работа Худякова,  вторая  -  "Искушение" работы Николая Густавовича Шильдера.  Но в 1856году  "Искушение"  ещё  писалось художником, поэтому   Третьяков купил её в процессе создания.  Окончательно картина была готова  только в 1857 году, а в галерею она попала в уже  в 1858-м.
Так что,  картина Худякова "Стычка с финляндскими контрабандистами", купленная им в 1856 году,   -  первая картина, с которой началась  Третьяковская  галерея.



Илл.: Худяков В.Г. Стычка с финляндскими контрабандистами. 1853. Холст, масло. 95,6х133,6. Государственная Третьяковская галерея.


Рецензии