003. Притча о завистнике и мудреце

Глаза заядлого завистника будут век сторожить тебя,
Подмечая ошибки и умаляя благородные поступки.
Он встретит тебя с (потаенной) злобой, хотя при этом с улыбкой (на лице).
Сердце его заперто, в нем то, что в нем.
Заядлый завистник проявляет вражду без должных на то причин.
Обвиняя в преступлении, он не примет оправданий и доводов

«Любого человека можно сделать довольным, кроме завистника.
Этот не успокоится, пока не лишит другого благ, из-за которых завидует ему».
«Я не видел притеснителя, тирана, который в то же время был бы сам настолько притеснен.
 Это — завистник. (Бедняга) он постоянно опечален успехами других и учащенно дышит», — сказал ‘Умар ибн ‘Абдуль-‘Азиз[33].
«Лицемер в лицо человеку (которому завидует) льстит, в его отсутствие злословит, клевещет и порочит, а когда того постигает беда — радуется этому».
«Завистник, когда увидит благо другого, — изумлен и поражен, а когда видит ошибку и промах — злорадствует».
«Завистник сердится и гневается на другого, когда нет на то причин, и проявляет жадность к тому, чем сам не владеет».
«Не утруждай себя, стараясь пробудить любовь и уважение к тому, кто завидует тебе. Он все равно не поймет твое благородство по отношению к нему».
«Когда желает Всевышний поставить властвующим над другим того врага, который его не помилует, то выбирает именно его завистника».
«Однажды у аль-Хасана, сына имама ‘Али, спросили: «Возможно ли, чтобы верующий завидовал другому?» Он ответил: «Вы ведь помните про детей Я‘куба (Иакова)? Да, возможно такое. Зависть поселяется в душе человека, но не навредит ему, если не начнет он проявлять ее через нанесение другому вреда руками или языком».
«Зависть — это рана, которая не заживает.
Завистнику предостаточно того, с чем он сталкивается (испытывая душевную боль)».

Бакр ибн ‘Абдулла рассказывал, что жил один человек, который был вхож к некоторым царям. Когда он бывал у них, то вставал рядом и тихо говорил:               
«Спеши наградить человека за благородный поступок, но не спеши наказывать плохого. Он все равно свое получит (рано или поздно будет наказан)».
 Видя, как к этому человеку прислушиваются, и завидуя его положению, некто решил навредить ему. Придя к царю, он сказал: «Тот человек, который стоит рядом с тобою и что-то шепчет, говорит людям, будто изо рта царя исходит зловонный запах». Царь поинтересовался: «А как мне это проверить?» — «Ты в очередной раз пригласи его к себе и обрати внимание на то, что он прикрывает нос, когда приближается к тебе». Покинув правителя, злопыхатель отправился к тому мудрому человеку и пригласил его в гости. Тот согласился. Вся еда была приготовлена на чесноке. Откушав, мудрец отправился к царю и, как обычно встав рядом с ним, сказал: «Спеши наградить человека за благородный поступок, но не спеши наказывать плохого. Он все равно свое получит (рано или поздно будет наказан)». Правитель сказал: «Подойди поближе». Тот приблизился, но при этом прикрыл рот и нос, чтобы не докучать царю неприятным запахом чеснока.
Царь удостоверился в донесении, сделал вывод и написал письмо одному из подчиненных. Обычно он был благожелателен в своих приказаниях, например, изъявлял желание вручить кому-нибудь вознаграждение или подарок, данное же письмо звучало по-иному: «Когда придет к тебе этот человек, сделай из него чучело, набитое соломой, и пришли мне». Мудрец взял письмо и по просьбе царя отправился отнести его. По дороге он встретил щедро накормившего его новоявленного друга, который спросил:
– Что это у тебя?
– Письмо правителя, в котором, наверное, указано о подарке для меня.
– Подари мне это.
– Пожалуйста, оно твое, — сказал без какого-либо злого умысла мудрец.
Тот с радостью отправился к месту назначения. Прибыв туда, передал письмо. Узнав о его содержании, он начал было говорить, что это на самом деле не его письмо, но приговор царя был приведен в исполнение. Кожу набили соломой и отправили во дворец.
На другой день наш герой как обычно пришел к правителю, чему тот явно удивился.
– А что с письмом? — спросил он.
– Я подарил его тому человеку.
– Тот человек приходил ко мне и говорил в твой адрес не очень хорошие вещи, будто ты наговариваешь на меня, — молвил царь.
– Я таких слов о вас не говорил, — ответил мудрец.
– А почему же тогда ты закрывал нос и рот рукою, когда приблизился ко мне? — в недоумении спросил повелитель.
– По той причине, что упомянутый нами человек накормил меня тогда чесноком, и я не хотел досаждать вам его запахом.
– Ты правдив в своих словах. Занимай свое прежнее место. Злодей же получил по заслугам, — подвел итог повелитель.



В Священном Коране сказано:
«И не постигают злые козни (интриги) [не настигают] никого, кроме как тех, кто строит их [то есть фактический вред возвращается обратно. Копающий яму другому сам же в нее и попадает]» (см. Св. Коран, 35:43).
Теми, кто на самом деле пострадает, являются сами злодеи, коварные хитрецы, завистники. Мы не всегда это можем заметить, так как ограничены местом и временем.


Рецензии