Из оперов - в писатели

(Из цикла «Курские правоохранители в литературе»)

КАРТАВЫХ
Вячеслав Иванович

(род.18.11.1948)

Поэт, баснописец, прозаик.

Родился Вячеслав Иванович Картавых в селе Малый Змеинец Щигровского района Курской области семье офицера-фронтовика, орденоносца в непростые послевоенные годы. Здесь, как пишет сам, прошли детские, «с отнюдь не  детскими проблемами», годы, когда он остался без родной матери, умершей в декабре 1949 года.
Послевоенное время на Курщине, где с осени 1941 по весну 1943 года похозяйничали немецкие оккупанты и их сателлиты почти со всей Европы, было трудным, холодным и голодным. Но советское государство не оставили мальчишку на произвол судьбы. Были даны и кров, и хлеб, и среднее образование, позволившее твердо встать на ноги и самостоятельно идти по взрослой жизни.
Непростое детство, как отмечает сам, «определило выбор будущей профессии. После службы в армии, учебы в школе милиции и окончания юрфака института, проживая в Харькове, многие годы посвятил борьбе с преступностью, «насилием и злом». Работал в милиции, в уголовном розыске – одном из самых сложных, опасных, но уважаемых подразделений всей правоохранительной системы.
За тридцать лет работы в уголовном розыске, как пишет в биографической справке о себе, лично раскрыл более 500 убийств, разбоев, грабежей и иных особо тяжких преступлений, принял участие в ликвидаций сотни организованных преступных группировок (ОПГ) и в задержании особо опасных преступников. А это говорит не только о его высоком профессионализме, но и силе духа, физической подготовке, храбрости и личном мужестве. Не каждый готов на противоборство с вооруженным ножом или пистолетом бандита…
Выйдя в начале девяностых, определенных в России как «лихие девяностые», в отставку в звании полковника милиции, Вячеслав Иванович Картавых нашел себя и на гражданке. Создал и возглавил в Харькове благотворительный фонд противодействия насилию и наркомании «Спаси и сохрани», в котором ныне занимает пост президента. Другим его детищем, тесно связанным с литературной деятельностью, стал издательский проект, в котором он также является руководителем.
Вячеслав Иванович Картавых – член Союза писателей Украины, автор книг «Организованная преступность в Украине», «Неповторимые минуты» (2010), «Соловьиное детство» (2011), «Брыкливый Пегас», «Сыск районного масштаба» (2012) «Розыск справедливости» (2014), «Новые басни и пародии» (2015), «Закон – дышло» (2016), «По законам криминального мира» (2018) и других.
Жанровый диапазон творческой деятельности писателя широк и многокрасочен. Пишет стихи и прозу – очерки, рассказы, повести, романы, в том числе детективные. Многие его произведения, как в прозе, так и в стихотворном исполнении – баснях, пародиях, – проникнуты юмором, иронией, сарказмом. Порой сарказм доходит до гротеска.
Если одна их первых его книг «Организованная преступность в Украине», изданная в Харькове в нулевые годы, является образцом остросоциальной публицистики и авторского видения развития преступности на Украине как в советское, так и постсоветское время, основанное на личном знании этой проблемы, и относится к информационно-деловой, весьма близкой к научной литературе, то последующие книги все же относятся к художественной литературы.
Немного нарушая хронологию издания книг, обратимся к «Соловьиному детству». В этом автобиографическом издании автор рассказывает не только о собственном детстве, но и показывает социальный срез сельской жизни пятидесятых и начало шестидесятых годов, нравы селян, ребячьи игры с частыми драками. А еще здесь представлена история села, что уже интересно с краеведческой точки зрения. Всего лишь небольшой отрывок из предисловия: «От деревни Теребуж были отселены на вольные земли несколько родовых семей (имеется в виду вторая половина XVII века. – Н.П.). Так возникли деревни Косоржа, Косиновка, Ачкасово, Малый Змеинец, Большой Змеинец и другие. Это были владения помещиков Марковых, которые обустраивали эти деревни: строили церкви, школы, библиотеки, провели железную дорогу от станции Охочевка до станции Колпны Орловской области».
А еще в конце этой книге, изданной тиражом в 1000 экземпляров и снабженной цветными иллюстрациями, приводится список жителей Ачкасова и Малого Змеинца, погибших в годы Великой Отечественной войны. И в этом, вне всякого сомнения, еще одно ее достоинство – память поколений.
Как видим, малая родина не отпускает автора и на Украине…

Книга «Неповторимые минуты» издана в Харькове тысячным тиражом в твердой обложке. В ней на 256 страницах несколько десятков стихотворений разной тематики, как сказано в краткой аннотации, большей частью проиллюстрированных небольшими черно-белыми рисунками. Тематическая направленность произведений четко определена в названиях шести разделов, в названиях которых уже присутствует авторская ироничность: «Друзьям, товарищам, оппонентам, поклонникам», «Любовь и все такое», «О давнем и грутном», «Прогресс – движение вперед», «Время и труд горы сотрут», «Мы дети природы».
Чтобы почувствовать стилевой слог автора, знание им техники стихосложения, поэтических норм и приемов, а также идейно-художественное, эмоциональное и философское наполнение стихотворения, несколько примеров.
Люди – спутники жизни, друзья.
Они свои имеют орбиты.
Но рассчитать, к сожаленью, нельзя,
Когда с орбиты сорвутся и будут сбиты.

Это начальные строки из стихотворения «Спутники жизни» из раздела «Друзьям. Товарищам…», а следующие из стихотворения «Глаза», включенного в раздел «Любовь и все такое»:
Нет краше сиянья девичьих глаз,
Что цветом синее лазури, –
Они маяками светят для нас
Сквозь штормы грозы и бури.

Из этого же раздела и строфа из стихотворения «Что такое любовь?»:
Любовь, как Бог, – никто не видит,
Но все напрасно ждут чудес…
А Бог или судьбой обидит,
Или захлопнет дверь небес.

В ином ритмическом ключе, но непременно с философским уклоном и авторской самоиронией написаны строки авторского размышления о старости в стихотворении «Ты за ней не ходи (раздел «О давнем с грустью»):
Золото не олово –
Так скажу я вам. –
Серебро на голову,
Желтый лист к ногам.
Год от года мостиком
Все быстрей, быстрей…
Шесть десятков с хвостиком –
Стаей журавлей.
Не предел усталости,
Осень – не зима.
Не ходи за старостью –
Подойдет сама.

Если в книге «Неповторимые минуты» Вячеслав Картавых в большей степени лирик и ироничный философ, пишущий о любви, дружбе, различных ракурсах нашей быстротекущей жизни, природе, трудовой деятельности человека, добре и зле, патриотизме и чести – извечных, но не стареющих темах, то в «Новых баснях…» – изумительный сатирик. Вячеслав Иванович остро подмечает и, главное, умело и ярко передает читателю отрицательнее явления в общественной жизни, в характерах и действиях людей. И здесь он – продолжатель лучших традиций отечественной, русской культуры баснеписания и сатиры. Примером этого может быть любая басня, в том числе и «Бобер и автомат»:
Бобер придумал автомат
Для разработки древесины:
Березы, ели и осины
Валил – и был безумно рад…
Но после пуска автомата
Бобра уволили…
По сокращенью штатов.
И у людей бывает иногда:
Для пущей эффективности труда,
И рвенье проявляя, и заботу,
Ты можешь вовсе потерять работу.

В предисловии к этой книге Алексей Бинкевич, член Национального союза писателей Украины и Союза писателей России, среди прочего пишет: «В лице В. Картавых мы приобретаем баснописца, способного разглядеть и выставить напоказ весьма нелицеприятные стороны нашего бытия»… Следуя традициям, наш автор действует решительно по отношению ко времени, дающие ему столь великолепные темы и сюжеты для творческого вдохновения. Он – сатирик, который в нравоучительном или гротескном тоне позволяет себе говорить с обществом, выпячивая его недостатки, пытаясь словом, как хирург скальпелем, вскрыть нарыв, угрожающий здоровью социума».
Книги Вячеслава Картавых «Сыск районного масштаба», «Розыск справедливости», «Закон – дышло», составившие серию под названием «Опера. Воры. Начальники» и представляют большой интерес для любителей детективной литературы, но к «легкому криминальному чтиву» их не отнесешь, ибо в основе сюжетов и сюжетных линий реальные факты и события из милицейской практики автора.
По сути, многостраничная трилогия – в своей совокупности это один большой автобиографический, социально-бытовой, в какой-то мере историко-эпохальный роман, в котором Вячеслав Картавых представлен в образе главного героя, выпускника средней школы милиции Вячеслава Курских – неутомимого поборника справедливости. А криминальная составляющая – всего лишь специфический фон, на котором происходят многогранные и многовекторные события. Время действия – семидесятые, восьмидесятые и девяностые годы, место действия города и села Советского Союза, в основном – Украинской Советской Социалистической Республики. 
Роман «По законам криминального мира» является продолжением трилогии. И если в предыдущих книгах речь больше шла о внутреннем мире правоохранительных структур, о взаимоотношениях начальников и подчиненных, о некоторых моментах оперской кухни, способствующей раскрытию неочевидных преступлений, то в новом романе внимание уделено внутреннему миру криминального социума. Впрочем, и здесь автор не забывает о торжестве добра над злом, нравственности – над безнравственностью.
До 2019 года Вячеслав Иванович несколько раз приезжал на малую родину и к курским писателям, дарил свои книги, делился творческими планами, сетовал на разобщенность братских славянских народов.
Несмотря на то, что в Киеве у власти ныне находятся последыши гитлеровского приспешника Степана Бандеры, ярые националисты, Вячеслав Картавых остался приверженцем русской культуры и русского мира в целом. Именно поэтому, владея украинским языком, он пишет свои произведения на родном с детства русском – языке Пушкина, Крылова, Лермонтова, Некрасова, Толстова, Есенина и Евгения Носова.
К сожалению, курские читатели с творчеством Вячеслава Ивановича Картавых почти не знакомы – сказалось разделение нас, писателей и читателей, государственными границами.
Но дело все же поправимо: в Курской областной научной библиотеке имени Н.Н. Асеева можно найти и прочесть отдельные книги нашего земляка – авторский подарок писательской организации и городу Курску, в котором он не раз бывал в пору своего отрочества и который не раз фигурирует в его произведениях.


Рецензии