Тот самый Барабашка

10 сентября 1988 года, Москва, ул. Лихоборская, дом. 2, комната в трехкомнатной квартире общежития молодых строителей. Обитатели комнаты - три подружки-провинциалки,  в разное время не поступившие в московские ВУЗы и застрявшие в столице малярами.  Фируза восемнадцати лет из Коканда, Флюза  двадцати лет из под Челябинска и Таня   двадцати четырех лет из Краснодара. По вечерам подруги традиционно пьют чай. Стук в дверь. Открыли. Никого. Вышли в коридор — никого, сунулись на лестницу — никого, обошли  квартиру (две комнаты  пустовали) - никого. Удивились и  продолжили чаевничать. Опять стук. Не успели привстать  дверь распахнулась, а за ней  … опять никого. Продемонстрировав изумленным маляршам пустой коридор, дверь с треском   захлопнулась, а потом  еще несколько раз неестественно быстро  открылась  и закрылась.  После этого на кухне засвистел чайник, который давно выключили. Девушки на всякий случай испугались,  ощетинились колюще-режущими  приборами и просидели так до утра.
На следующий день, к вечеру  стук  повторился, а дверь принялась биться о косяк. Позвали соседа, Юру.
- Сквозняк, - объявил тот радостно и зажал дверь полотенцем.
- Теперь все будет в по… -  не успел договорить Юра, как  дверь  задергалась и загремела так, будто в нее колотился   злющий здоровенный мужик.  Вынули полотенце - грохот прекратился.  Юра развел руками.
Отдадим девушкам должное — они испугались. Но рассудили  здраво: кто или что бы это ни было, с ним надо поладить.
- Ты кто? Чудовище? - робко спросила Флюза.
В ответ постучали.
Из всех троих самой продвинутой в общении с духами оказалась именно Фируза, поскольку еще на родине, в Коканде,   баловалась с подружками спиритизмом. Она и предложила  способ общения.
- Давай говорить. Я спрашиваю,  ты стучишь. Стукнешь раз, значит, «да», два раза – «нет». Согласен?
В ответ - один громкий удар.
- Согласен!
И началось общение по бинарной системе: «да-нет». Правда, со временем Барабашка   (это имя,  ставшее синонимом российского полтергейста, придумал режиссер программы «Очевидное-невероятное», Алексей Горавацкий)  ввел в оборот третий сигнал — мелкую дробь, символизирующую раздражение и отказ от ответа. Стуки свободно мигрировали по квартире  - от двери к стенам, со стен на потолок, с пола за шкаф, а то и вовсе - под стол или кровать.  Отвечал Барабашка  осмысленно. Более того, он знал ответы на вопросы, которые мог знать только задававший  или не знал никто из присутствовавших, и ответы эти на поверку оказывались точны.  О  себе он поведал немного, поскольку  спрашивающие были ограничены всего  двумя частицами - «да», «нет». Он – некое  существо,  вроде подростка. Живет  в  мире, где все  подобны ему, но он как бы «выпал» оттуда, «заблудился» и  не знает, как вернуться обратно. Ему всего полтора года, у него две руки, хвоста нет. Ему нужно периодически отдыхать, так как он тоже устает. Девушек выбрал потому, что они добрые.
Барабашка действительно вел себя как ребенок - кидался тапочками по извилистой траектории, щипался, блокировал дверь, «катался» на ней, стучал в такт музыке, как профессиональный барабанщик. Но и пользу временами приносил. По  просьбе Ферюзы  включал и выключал утюг, вставляя и выдергивая вилку. А, если на кухне закипал чайник,  Барабашка сигнализировал  стуком. А еще несколько раз по утрам девушки  находили на кухне неумело приготовленные   бутерброды.
Через неделю малярши рассказали о Барабашке своему прорабу Н. Ю. Буканову, депутату райсовета. Разумеется, он не поверил, но дал себя уговорить, пришел в общежитие и стал задавать вопросы:
-  Сколько комнат в квартире, где живет моя мама?
-  Сколько человек я отправил сегодня на улицу Зои Космодемьянской?
-  Сколько лет моей дочери?
-  Сколько лет я работаю прорабом?
Получив правильные ответы на все вопросы он изумился и, пользуясь статусом депутата, позвонил в  научно-популярную тогда телепередачу «Очевидное — невероятное». Съемочная группа во главе с Горавацким прибыла молниеносно и два месяца снимала диалоги  с Барабашкой. Сенсационный  сюжет   показали по ТВ в декабре 1988 года. И, хотя ведущий, Сергей Капица, комментировал сюжет с весьма кислым видом (я свидетель),  Барабашка прославился на весь Союз.

29 сентября на место происшествия прибыли мы с папой и писателем-биологом, Игорем Винокуровым (Мирзалисом). Дома была только Фируза. Аскетическая обстановка советского общежития. Небольшая комната с тремя  убогими кроватями, стол, платяной шкаф, несколько стульев, все. Сели, расспросили девушку и стали общаться с игривым духом. Сначала стуки (как сейчас помню) шли из под стола. Ага, ногами стучит по полу - решили мы с папой и предложили Ферузе оторвать ноги … от пола. Стуки продолжились. Ага, суставами  щелкает — решил Винокуров и попросил разрешения подержать девушку за щиколотки. После некоторого колебания разрешение было получено. Ничего подозрительного Игорь Владимирович не обнаружил. Стуки из-под стола не прекращались.  Тогда папа предложил всем встать и отойти от стола.  Продолжились.  Потом стуки переместились под кровать. Я лично туда заглянул  - пусто, даже не пыльно. Причем, когда садишься на кровать, явственно ощущаешь пятой (пардон) точкой легкие снизу удары. В конце визита стуки переехали на потолок над шкафом. 
О чем говорили - помню смутно. Вопросы задавал папа и все из секретной  темы, которой занимался. Кажется, это были характеристики крупных «изделий». Помню только, что папа кивал и периодически приподнимал левую бровь, что было у него признаком  высочайшего удивления. В конце он спросил Барабашку:
- С каким счетом закончится  послезавтрашний футбольный матч между Советским Союзом и Бразилией в финале Олимпийских игр в Сеуле? Сколько забьет Бразилия?
Один удар.
- Сколько забьют наши?
Два удара.
Я аж подпрыгнул.
Из дальнейших вопросов  выяснилось, что один гол будет забит бразильцами в первом тайме,  один гол наши забьют с пенальти, и один гол забьет полузащитник.  Самое потрясающее, что через два дня  мы действительно победили бразильцев со счетом 2:1 (представьте было такое чудо). В первом тайме с углового забил нападающий бразильцев Ромарио. Во-втором -   во вратарской площадке снесли нашего нападающего, Михайличенко, и полузащитник, Игорь Добровольский, забил пенальти.  Второй гол в ворота Бразилии в дополнительное время забил вышедший на замену нападающий, Юрий Савичев.
Всю беседу и стуки мы записали на портативный магнитофон, но запись не получилась. Непонятным образом вся пленка вывернулась наизнанку  магнитной стороной наружу.
Больше мы в Лихоборах не были. Там стало тесно и без нас.  В общежитие началось  паломничество. Приходили соседи, аномальщики, разномастные представители власти, партийные функционеры. Как правило, интересовались количеством букв в именах, фамилиях и отчествах, номерами телефонов. Получали правильные ответы (по числу ударов) и пораженные удалялись. А в октябре Барабашкой занялись серьезные люди из академии наук  и  министерства обороны. До военных, наконец, дошло (в том числе и благодаря настойчивости моего папы), что а) неконтролируемые перемещения неизвестной природы в командном (не дай Бог) пункте запуска баллистических (не дай Бог) ракет могут обернуться катастрофой мирового масштаба, б) в Лихоборах имеет место универсальный источник  знаний, в том числе  секретных.
Сначала исследования проводились в открытом режиме. В квартире  установили круглосуточные инфракрасные мониторы, которые действительно зафиксировали размытый контур странного существа, напоминающего человека, ростом чуть больше метра. Одновременно  там поселили научного сотрудника в штатском. После  ночи, проведенной  в квартире, белье, на котором он спал, оказалось изрезано  сверху донизу словно бритвой. Линию разреза как реальный «вещдок» потом изучали под электронном микроскопом. После этого девушкам для продолжения исследований предложили переехать в «специально оборудованное помещение». Спросили разрешения  Барабашки, тот согласился.  Уже в машине Фируза спросила:
- Барабашка, ты с нами?
В ответ в днище «Волги» последовал удар такой силы, что машина подпрыгнула, а водитель едва не потерял управление. На этом следы Барабашки и его спутниц  теряются в недрах Комитета государственной безопасности.  Полагаю, у этой организации было много вопросов  к всеведущему духу и, вполне возможно, его информацию приняли как руководство к каким-то действиям.
А через несколько дней на Лихоборке, в опустевшей комнате с потолка пролилось несколько ведер неизвестно откуда взявшейся воды.  А еще через три года социалистическая империя рухнула. Но я НИ НА ЧТО не намекаю.
P.S.  В Интернете можно найди видео, где Сергей Горовацкий жалуется, что почти все видеоматериалы по Барабашке из архива Гостелерадио бесследно исчезли.


Рецензии