Сочинение

Михайл Иванович проснулся, как всегда, "с первыми лучами солнца", то есть ровно по звонку будильника в 7-00 утра. Откинув одеяло, он опустил ноги на пол и попытался нащупать тапки, не открывая глаза. Попытка вслепую не удалась, и он открыл глаза, заметил, что тапки по какой-то причине отсутствуют-Опять забыл на кухне- мелькнула мысль, -Ну ладно.
 Потянувшись, он встал, подошел к окну и раздвинул шторы. Комнату осветило яркое солнце-Прекрасный день, прекрасное начало нового дня. С этими мыслями он направился в кухню и, проходя мимо большого зеркала в прихожей, втянул выпирающий живот, потом выдохнул-Безнадежно- пригладил остатки волос на лысеющей голове и подойдя к плите, включил чайник.
Михаил Иванович собирался на работу. Уже много лет он работал в школе преподавателем русского языка и литературы. Он был преданным фанатом своего предмета, казалось, что, если бы такого предмета не существовало, то именно он бы его и придумал. Он работал в одной и той же школе уже почти 30 лет, придя туда сразу после института, молодым красавцем, чем смутил покой всего женского коллектива. Кроме него, конечно же, были преподаватели мужчины-Историк, физкультурник и трудовик-но они в силу возраста не могли привлекать столько внимания от женсовета, как они называли между собой женскую часть преподавательского состава, сколько доставалось ему.  Через какое -то время он встретил девушку, создал с ней семью, но прожив с ним около пяти лет, она ушла без объяснений, сказав, что так надо и она все решила. Он очень болезненно воспринял её уход и с тех пор искал утешение только в своём предмете, навсегда сохранив в своем сердце любовь к своей единственной женщине. Конечно, у него были небольшие романчики, но они лишь давали ему понять, что Она и только Она в его сердце остается единственной. Всю свою нерастраченную любовь он перенес на литературу и детей. Его уроки были лучшими, он устраивал не урок, а целое театральное действо. Когда он начинал рассказывать, даже самые хулиганистые ребята, умолкали и слушали, открыв рот.  С годами он потерял свою красоту, полысел, фигура, некогда вызывающая томные вздохи у женщин, стала приближаться к виду пончика, но одно оставалось не изменным- неугасаемое чувство юмора, и светящиеся глаза.
Позавтракав и облачившись в свой любимый (один из двух из имеющихся) костюмов, прихватив кожаный портфельчик, подаренный коллегами на юбилей, Михаил Иванович покинул квартиру.
На школьном дворе стоял привычный шум, который он так любил-ЖИВЁМ- с улыбкой подумал учитель. Наслаждаясь солнечными лучами, нежным ароматом весенней поры, он вошел в здание школы.
Первый урок у него в 11-в классе — это был его любимый класс, так как он был у них классным руководителем, начиная с пятого. Они росли у него на глазах, и он знал характер каждого из них. Что они любят, чем увлекаются. Не имея личной жизни, всю свою он отдавал им и ребята отвечали ему взаимным уважение и очень гордились, что у них такой классный, во всех смыслах этого слова, учитель. Михаил Иванович зашел в учительскую, поздоровался и подошел к шкафчику взять журнал. Долго находиться среди женсовета он не любил, разговоры о мужьях и прочих семейных радостях навевали на него тоску. Он покинул учительскую и неспешным шагом прошелся по коридору, вспоминая, как пришел в школу впервые в качестве учителя- Почему я всегда это вспоминаю-подумал он- Может потому, что это было так давно, а кажется, что и не было этих 30 лет.
 С таким настроением он вошел в свой кабинет. По привычке осмотрел все ли в порядке, не изменились ли портреты великих классиков мировой литературы, а то иногда у них появляются усики, или рожки. Класс шумел, как дружный пчелиный рой по весне. Он кашлянул- этого всегда было достаточно.
-Здрасте, Михал Иваныч- загалдели ребята.
-Рад всех вас видеть, мои друзья, особенно сегодня.
-Почему именно сегодня?- послышалось со всех сторон.
-Сегодня я хочу вам предложить интересную, на мой взгляд тему для сочинения. Она не будет касаться литературы и произведений, которые мы с вами проходили в стенах школы. Я не хочу, чтоб в сочинении были шаблоны, чтобы ответить правильно на высокий балл. Долой шаблоны-я не этому учил вас все годы. Я хочу ,чтобы каждый из вас написал о человеке, или персонаже, даже если он придуманный, но он вас вдохновляет, вы им гордитесь, фанатеете, как сейчас говорят. Напишите о нем, раскройте его образ, чем он притягателен, а если у него есть отрицательные черты- видите ли вы их. Может есть у этого персонажа то, что вы бы хотели развивать в своих качествах и наоборот. У нас два часа на это задание- мы объединим для этого урок русского языка и литературы. Так что оценки будут двойные.
-Вы серьёзно? Действительно Любой персонаж?
-Да, и я очень не хотел бы, чтоб кто-то взял персонажа из учебника по литературе. Если вопросов больше нет, то предлагаю приступить.
Ребята открыли тетради, на минуту взгляд каждого из них стал задумчивым, но вскоре все дружно приступили к работе.
Михаил Иванович прошелся по классу, заметил, что один из учеников, Артем, сидит, задумчиво глядя в тетрадь. Он пришел в его класс в середине года, переехал с отцом из другого города, был очень спокойным молодым человеком, способным учеником, но так уже получилось, что Михаил Иванович не растил его с пятого класса и не смог его узнать за такой короткий промежуток времени, как не пытался. Чем живет этот парнишка? Что ему нравится?
-Всё в порядке, Артём? Какие-то сложности с выбором персонажа? —спросил он мальчика, подойдя поближе.
-Нет, все в порядке, я сейчас начну-и с этими словами Артем приступил к работе.
Михаил Иванович подошел к окну, -Как же хорошо с приходом весны-как заново рождаешься-Он сел за свое место, достал из портфеля сборник стихов Бродского и погрузился в поэзию.
Время летело быстро, первый урок закончился, пролетела перемена, ученики вернулись в класс и спокойно продолжали работать. К этому приучал он их сразу с пятого класса и был очень горд тем, что у него это получилось. Время отдыхать и время работать и никак иначе. Ребята писали сочинение, время от времени слышалось перешептывание, но общая атмосфера в классе была спокойная, полное погружение в рабочий процесс.
Михайл Иванович отложил книгу и начал наблюдать за ними-Ну вот... выросли, скоро экзамены, выпускной и разлетятся мои детки… Придут снова малыши-пятиклашки и все повторится сначала…Это мой лучший класс, хотя я всегда так думаю… Потом многие разлетятся по всей стране. А те, кто останется, будут приходить ко мне в гости, делиться своими свершениями… Многие приходят…Так это хорошо…
Внезапно звонок с урока прервал его мысли. -Ох ребятки, мои, отвлекся, задумался. Сдаем сочинения.
Класс зашумел, уставшие, но чувствовалось, что довольные они сдали свои работы и покинули кабинет.
Следующие уроки прошли по заранее запланированному плану. Были и чтения по ролям и мини сценки у пятиклашек- так он прививал любовь к чтению, развивал память и актерское видение персонажей. Был просмотр видео сюжета из романа «Война и мир» и «Анна Каренина». Незаметно школьный день подошел к концу. Оставалось самое интересное-чтение сочинений. Как же он это любил! Видеть рост в своих учениках раз за разом. Конечно, он знал, что мало кто станет филологом, журналистом, или учителем литературы- но самое главное ему удалось-научить ребят думать, выражать свои мысли, даже если они не вписываются в привычные каноны.
По пути домой он зашел в магазин и купил себе пачку любимых пельменей. Готовить не хотелось, хотелось погрузиться в двухчасовые труды своих учеников.  Быстро покончив со своим холостяцким ужином, он сел в любимое кресло, которое с годами приняло форму его тела, включил лампу на журнальном столике, вооружился ручкой с красной пастой и погрузился в проверку сочинений.
Темы были разные, персонажи тоже. Много персонажей было из сериала «Игра престолов» который он сам с удовольствием смотрел. Читая, он улыбался, или хмурился. Хмурился не потому, что тема была плохо раскрыта, а потому что не мог понять, как может понравиться такой персонаж, как Рамси, но прочитав до конца он расслабился-оказывается тут не персонаж нравился, актер, который так умело показал своего жуткого персонажа.-Слава Богу, -подумал Михаил Иванович, -я уж подумал, что нужно психолога пригласить. Одна из учениц написала про Путина- Ну что ж, не плохой кандидат для подражания. Кто-то писал про успешных миллионеров -Чтоб все мы так жили-Кто-то про известных фотомоделей, сделавших свою карьеру молниеносно. Одно он понял, что ребята знали, о ком пишут и понимают, что нравится и что нет. Он остался доволен, что дал им такую тему. Осталась проверить одно сочинение — это сочинение было Артема Савельева, ученика, который для него оставался пока непонятым. Он сходил на кухню и вернулся с чашечкой кофе. Раскрыл тетрадь и стал читать. С первых строчек он понял, что это сочинение отличается от всех, ранее прочитанных…
«Я хочу рассказать о человеке, который способен, подарить другому жизнь-самое ценное , что у него есть.-Только такой Человек достоин уважения, поклонения и восхищения. Совсем недавно я узнал очень многое из того, что от меня скрывал мой отец и моя мама. И наверно, я никогда бы этого никому не рассказал, но тема, которая предложена для сочинения, не оставила мне выбора потому, что я не знаю, кто более достойный персонаж для неё.
Я родился с серьезной патологией сердца, врачи не много шансов давали на то, что я проживу долго. Отец и мама боролись за мою жизнь, делали все, чтобы продлевать ее, все что говорили врачи. Отец много работал, чтобы обеспечить должный уход и медикаменты. Со мной всегда рядом была моя мама. Она могла успокоить, поддержать, я не помню, чтоб когда-то ее не было рядом. Она была удивительной женщиной-умной, красивой, доброй веселой-казалось, что ее ничего не может сломить. Она помогала мне всегда и во всем, а какие она пекла пироги с брусникой… Никогда не забуду этот вкус и аромат..»
Михайл Иванович на минуту вспомнил, что и его жена пекла ему пирог с брусникой, который он так любил… Но сейчас сочинение его так увлекло, что он поспешил прогнать эти воспоминания
«Мама посвятила мне свою жизнь, всю, без остатка. Она отказалась от своих увлечений, своих желаний. Единственным желанием стало для неё, чтоб я был здоров, чтоб я жил интересной жизнью. Мы ходили с ней на выставки, в театры. Она привила мне любовь к живописи, и, хотя сам я не рисовал, но картины мне очень нравились. Я восхищался полотнами великих мастеров.
  Пять лет назад ситуация с моим здоровье ухудшилась и единственно что оставалось-найти донора и сделать пересадку сердца. Родители и врачи искали донора, но это было сложно и долго. Я лежал в больнице, впервые мамы не было рядом, в реанимацию не пускали. Я не знаю, сколько я был в реанимации, но когда я открыл глаза, то узнал, что меня прооперировали, нашелся донор и я буду жить.  Потихоньку я набирался сил и скоро из реанимации меня перевели в обычную палату. Я так ждал встречи с родителями, но в палату папа пришел один. Я спросил, где мама и папа сказал, что мама приболела, боится, что заразит меня, а сейчас этого нужно избежать. Я видел, что папа осунулся и выглядит постаревшим лет на 10, но тогда подумал, что это из- за меня… Я просил, чтобы мы позвонили маме, так хотел услышать её голос, но папа телефон оставил в машине. В больнице я оставался еще неделю и за это время мне ни разу не удалось позвонить маме, папа только передавал от нее привет и говорил, что она меня любит.
Когда папа забрал меня домой, я понял, что мамы дома нет уже давно. В комнатах не было её аромата, из кухни не доносились запахи её божественных пирогов. Я посмотрел на отца и увидел слезы в его глазах.
-Сынок, -сказал мне отец- мамы больше нет.-Она погибла, попала в аварию. Я не мог сказать тебе раньше, ты должен был окрепнуть, я боялся потерять и тебя.
Мой мир, который казалось сейчас должен был стать таким прекрасным, с рожденной надеждой на новую, здоровую жизнь рухнул мгновенно. Я ушел в свою комнату с ощущением того, что меня подставили, что это сон, который с первыми лучами солнца канет в небытие, я проснусь, а мама рядом. Но этого не случилось ни на следующий день, ни через день, ни через месяц… Потом отец отвез меня к маме на могилу. Она улыбалась мне с фотографии, улыбалась своей доброй улыбкой, и я заплакал впервые, осознав только тогда, что это не сон, что жизнь, которая дала мне новую жизнь, эта же жизнь забрала у меня маму… Как близок я тогда был к пониманию того, что же произошло на самом деле. Но о событиях тех дней я узнал недавно и именно эта правда, которую от меня скрывали так долго стала причиной того, что я захотел об этом рассказать в сочинении.
Недавно отец дал мне письмо от мамы, которое она написала мне и просила отца отдать мне его, когда мне исполнится 17 лет. Из этого письма я узнал, что она не была мне родной мамой, моя мама, которая родила меня, умерла при родах. С моим отцом она познакомилась, когда мне был один годик. Своих детей она не могла иметь, из-за этого она рассталась с первым мужем, которого очень любила. Во мне она нашла отдушину для своих чувств, позже полюбила и моего отца. Когда она поняла, что я могу умереть и не дождаться донора, она приняла решение, которое и спасло мне жизнь. Она написала три письма. Одно мне, одно отцу и одно предназначалось тем, кто должен её найти. В этом письме было написано, что её тело должны доставить в больницу по указанному адресу, там ждут сердце для мальчика. Что решение она принимает добровольно и просит ни в чем не обвинять водителя машины, который её собьёт. В записке были указаны контакты отца, все мои данные и её данные, включая группу крови.
Она написала мне-«Сынок, я так люблю тебя, ты самое ценное, что было в моей жизни. Единственное, о чем я всегда жалела, что не я подарила тебе жизнь, но теперь я знаю, что могу это сделать и делаю это не задумываясь. Я всегда хотела быть с тобой и теперь так и будет. Я всегда буду с тобой. Жизнь так прекрасна я дарю её тебе, родной мой сыночек!»
Сказать, что письмо было для меня шоком-ничего не сказать…Конечно время лечит и я смирился со смертью любимой мамы, но теперь я переосмыслил очень многое. Есть много персонажей, которые выставляют свою жизнь, свои геройства напоказ. Меценаты, помогающие тем, кто нуждается, опять же- кто демонстративно, кто скромно-да, все это хорошо, правильно, важно и нужно. Но есть те, кто тихо, молча просто дарят жизнь, которая у каждого одна. Смогу ли я когда-то поступить так же- я не знаю. Но то, что значит быть Человеком, с которого хочется брать пример, я сумел понять.»
В конце сочинения Артем нарисовал небольшой портрет-миниатюру юной девушки с лучезарной улыбкой. Михаил Иванович смотрел на портрет, ему начало казаться, что он видит призрак и тетрадь выпала из его рук. Он подскочил с кресла, бросился к шкафу, нашел старый альбом с фотографиями, торопясь пролистывал страницы и наконец нашел. На него с фотографии смотрела его жена, именно такая миниатюра была нарисована в конце сочинения. Глаза наполнились слезами, из горла вырвался крик отчаяния. Катя... Катюша моя…. Он понял, почему она ушла, она знала, как он хотел ребенка и узнав, что не сможет этого ему дать решила уйти. Вероятно, она думала, что он построит свое счастье с другой, сможет вырастить не одного малыша, сможет в полной мере реализоваться как муж и отец… Его захватили воспоминания о ней. Он вспомнил, как она любила рисовать- легкие наброски, зарисовки, она делала постоянно, даже на обычных записках, где просила купить что-то к ужину, если задерживалась на работе, всегда рисовала что-то забавное, что поднимало ему настроение. Он вновь вспомнил её запах, тонкий цветочный аромат летнего сада. Её глаза, серые с легким оттенком голубого, когда в них отражалось солнце. Как она любила жизнь, как радовалась мелочам- утреннему свету, бабочкой, порхающей среди городской суеты, звездам, украшающим ночное небо и полной луной с «печальным выражением лица»-так ей казалось…Он очнулся от воспоминаний, когда зазвонил будильник.
-О, Боже, утро? - неужели…
Он поднялся, прошел в ванную, умылся, оделся и не позавтракав пошел в школу.
-Я должен проверить, может это совпадение, такое чудовищное совпадение- думал Михаил Иванович по дороге на работу.
Уроки, которые были у него первыми он провел, как во сне, ученики не узнавали своего учителя, перешёптывались в недоумении. Кто-то спросил всё ли у него в порядке, не заболел ли он. Он что-то ответил, рассеянно, чем еще больше укрепил подозрения учеников-С учителем что-то не так. Но дети, есть дети проблемы взрослых долго их не терзают.
Наконец наступило время урока в его классе.  Он раздал ребятам их сочинения, задержался на минуту возле Артема и попросил остаться после урока на несколько минут. Эти 45 минут урока для него казались вечностью. Позже он даже не мог вспомнить о чем он рассказывал, стараясь отвлечься от сочинения Артема, о том что его мучило, о том , что он так хотел прояснить для себя.
Когда прозвенел звонок и Артем подошел к учительскому столу, Михаил Иванович посмотрел на ученика и спросил- Артем, скажи, твою маму звали Екатерина Сергеевна?
-Да, но откуда вы знаете? Вы не могли этого знать.
-Твой рисунок в сочинении …-Он вынул фотографию из кармана пиджака- Это она?
Да, но как она к вам попала?.. тут мама совсем еще молодая она была такой, когда с папой познакомилась. Вы знали её??
-Она была моей женой много-много лет назад… я очень её любил.
В классе повисла такая тишина, что казалось умерло все…
-Скажи, Артем, я слышал, что после таких операций человек меняется, словно живет не только своей жизнью, но и жизнью человека, чье сердце ему даровано. Чувствуешь ли ты что-то подобное?
-Я рисую, чего раньше никогда не умел делать, но рисовала мама…думаю, вы об этом…. Я пойду, Михаил Иванович, перемена кончается.
-Да, конечно, иди Артем. Я не смог оценить твоё сочинение, но почему-то думаю, что ты этого и не хотел.
Артем улыбнулся, кивнул головой и вышел из класса.
Учитель смотрел ему в след, теперь этот парнишка не был для него тайной. В груди этого парня билось сердце женщины, которую он любит, всегда любил, которая навсегда для него останется единственной.

03.10.2020


Рецензии