Сказка на Рейне

Сказка на Рейне

      Было время, в нашем далёком детстве середины 20-века, когда не знали ни Интернета, ни мобильных телефонов (даже обычный - являлся редкостью в квартире), ни, страшно сказать, даже телевизора. По вечерам, когда уже сделаны уроки и за окном темно, мы садились с книжкой возле печки и улетали в другой мир. Мысли и ощущения переносились в страну волшебных историй. Там были не серые коробки жилых кварталов, а островерхие замки с узкими окнами на вершинах скалистых гор и тихие городки с широкими ставнями на небольших окнах и массивные входные двери в каждом доме. По сказочным улицам ездили не дымящие грузовики, а расписные кареты; ходили не простые люди в одинаковых серых костюмах, а горожане в расшитых камзолах и панталонах; еду готовили не на керосинках и примусах, а на огне домашнего очага. В этих городах добрые феи приходили к хорошим детям, а в замках, что высились на окрестных холмах, отважные принцы побеждали злых ведьм и освобождали заколдованных красавиц.
      Чуть повзрослев, мы поняли, что мир этот придуман талантливыми сказочниками и в действительности не существует, как  не существует Деда Мороза или полянки с 12-тью месяцами. Это было разочарование. Но как братья Гримм, Ж. Пьеро, Г.Х.Андерсен независимо друг от друга создали такую страну? Значит, они сами жили в каких-то полусказочных городах. Так рассуждают многие подростки, которым так не хочется, по мере взросления, расставаться с этим волшебным миром, где в отличие от реальной жизни, добро всегда побеждает зло. Поэтому далеко в нашем сознании остаётся что-то от сказочной страны.

      Попав впервые в городки Западной Европы, начинаешь всё это вспоминать и понимать, что великие сказочники, хотя и были великими выдумщиками, отразили в своих фантазиях реальные места, превратив их в волшебный мир. Объездив все интересные места «Чёрного леса» в Германии; осмотрев многочисленные замки, костёлы и вдоволь побродив по узким улочкам-переулкам, начинаешь желать душевного расслабления. Хочется особой природной красоты, способной вытеснить из сознания все эти каменные лабиринты. Если вы поведаете об этом встречным туристам или сможете объяснить в турагентстве любого городка, то получите однозначный ответ:
 - Ну, это просто. Езжайте на Рейнские водопады,  а когда налюбуетесь этим неистовством воды, загляните в прилегающий городок. Там не каменные джунгли, а совсем что-то другое.
Вот мы и на водопадах. Для их достойного описания надо обладать, как минимум, талантом Паустовского. Тут естественное буйство воды (а не просто падающий поток) часами не отпускает тебя. После этого оглушительного рёва стихии очень хочется побродить где-то в тишине. Тогда-то дорога и приводит в маленький городок всего с трёхтысячным населением и длинным названием Штайн-на-Рейне. Это поселение известно с 9-го века, хотя в состав Швейцарии вошло только в 15 веке.
      Первое приятное удивление – огромные автостоянки на десятки машин у входа в старый город. Припарковавшись, начинаешь двигаться по асфальтовой дорожке к высоченной стене с редкими окнами, явно не существовавшими с самого начала. Вход в замкнутое пространство сказочного города, как и положено, через арку, обложенную камнем, над которой высится башня с часами. Асфальт, вместе с пребыванием в настоящем времени, заканчивается. Под ногами грубая брусчатка, и ты уже в 15-м, ну, максимум, в 16-м веке. Ещё до того, как осмотришься вокруг, взгляд упирается в неизменный атрибут средневековых городов – небольшой каменный бассейн, куда падает  тонкая, по-альпийски прозрачная, струя воды из трубки-крана. Тут брали воду хозяйки и слуги из близлежащих домов, тут узнавали последние местные новости, тут сплетничали о соседях, мужьях, обсуждали цены на городском рынке. К такому уличному бассейну ходила Золушка, чтобы до прихода злой мачехи натаскать достаточно воды и для стирки, и для уборки. Сегодня этот элемент быта утратил своё утилитарное назначение, поэтому почти всё пространство вокруг струи щедро украшено яркими цветами.

      Перед тем, как поднять голову и оглядеться, стоит глубоко вдохнуть, чтобы, как говорится, дух не захватило. Вокруг окна со средневековыми ставнями, увитые зеленью и цветами. Всё межоконное пространство занято изумительными фресками с разнообразными сюжетами. По обе стороны улицы входные двери – арки и почти над каждой присутствует вывеска-символ. Вот пивная кружка у входа в питейное заведение, вот сапог над обувной мастерской. Чуть далее – стройный журавль с кольцом и надпись, сообщающая, что это кузница предметов искусства из золота и существует она с 1673 года. Большая блестящая рыба указывает на ресторан. Всё дышит повседневной жизнью горожанина-труженика, работа которого неотделима от чувства эстетики. Однако, главное украшение города – это, уже упомянутые, фрески на фасадах – красная книга на каменных домах. Это вам не росписи в культовых сооружениях, где, в основном, присутствует одна тема – жизнь святых. Местные картины отражают всё многообразие жизни города: тут и библейские сюжеты, и иллюстрации к мифам древнего мира, и изумительные сцены из жизни природы. Основная же тема творчества безвестных художников минувших веков – ежедневный быт горожан. Перед нами десятки картин о соседях Золушки, Храброго портняжки и Спящей красавицы. Вот два портрета солидных мужчин, Справа – судья или другой какой-либо чиновник. Во всяком случае, явно представитель местной власти. Он держит в одной руке меч, а в другой, свиток с печатью. Это бумажная грамота, ведь недалеко в городе Базеле до сих пор действует фабрика по изготовлению бумаги, заложенная ещё в 14-м веке, т.е. почти за 100 лет до начала подобного производства в России. Слева – состоятельный горожанин, облачённый в шляпу с пером и накидку. В его руках оружие, что-то типа арбалета, а на плече – небольшое знамя. Возможно, какой-нибудь местный герцог или барон. На другом здании видим четвёрку лошадей, запряжённых попарно цугом, везущих карету, в которой едут мужчина и женщина. Видимо, какие-то принц и принцесса местного значения. Чуть поодаль, уже совсем другая сцена – охота на вепря. Тут, вместо величавого спокойствия, - динамизм события, сочетающийся с реалистической прорисовкой всех деталей. Это вообще могло происходить в нескольких сотнях метрах от городских стен, где непроходимый лес подступал почти вплотную к городским стенам. А вот совсем другой сюжет о природе – сказочный Пеликан расправил крылья над гнездом с тремя птенцами, а на груди у него капли крови. По древней легенде, в долине Нила разразилась страшная засуха. Самка пеликана целый день летала над полями, но не нашла даже маленькую рыбёшку. Обессилевшая, вернулась в гнездо, где ждали голодные дети. Малютки тыкались в её перья, не находя никакой еды. Тогда птица ударом клюва разорвала свою грудь, чтобы птенцы могли напиться крови. Маленькие жизни были спасены. Не случайно пеликан является символом донорства. В России с конца 18 века на пуговицах мундиров чиновников благотворительных учреждений была изображена эта благородная птица. Сегодня же в России победителю конкурса «Учитель года» вручается хрустальная фигура пеликана, как знак самопожертвования и любви к детям. Красивая легенда, но орнитологи не подтверждают это. Просто во время брачного периода на груди у птицы появляются розовые перья – это, видимо, и послужило источником предания.

      Следующий сюжет вообще поражает своей необычностью. Обнажённые мужчина и женщина (что само по себе странно для эпохи средневековья) привязаны к столбу посереди города. Их не жгут, не бьют, а просто выставили на всеобщее обозрение. Думается, это был один из методов воспитания населения, а эти несчастные обвиняются в прелюбодеянии и были пойманы в момент нарушения норм христианской морали.
      Фресок очень много, но красоты и настоящего искусства не может быть в избытке. Создавая свои шедевры, великие сказочники, несомненно, использовали не только народный фольклор, но и образы, и жанровые сцены, запечатлённые на стенах подобных городков.
      Не хочется отводить взгляд, чтобы из 15 века не вернуться в наш сумасшедший двадцать первый, Когда же в одном из окон этих волшебных домов случайно замечаешь фигуру современного человека – просто досада берёт: ну, зачем он испортил всю сказку.
     В конце центральной улицы – венец городского пейзажа – здание местной ратуши. Вот уж где обилие фресок 16-18 веков. В самом здании разместился музей истории города. Так что, если есть желание и время, то можно узнать многое из того, что не прочитаешь ни на одном интернетовском сайте. Перед самой ратушей -  небольшая площадь. Вот тут и собирались горожане, чтобы послушать местные указы или посмотреть на заезжих артистов. До города Бремена, где обитали самые сказочные музыканты, отсюда далековато (около 600 км на север), но менестрели из ближайшей округи бывали часто.

      Ещё одна реальность, пришедшая из книг детских сказок – это дома с каркасами из огромных деревянных балок, бывших когда-то вековыми соснами Чёрного леса. В архитектуре подобный стиль называется фахверковая конструкция. Несущая основа тут – сами балки, что видно с наружной стороны стен, и это придаёт зданию необычный вид. Пространство между балками обычно заполнялось глиной, кирпичом и даже соломой. Жёсткий каркас из вертикальных стоек, горизонтальных балок и диагональных раскосов придаёт зданию жёсткость и прочность. Появился такой стиль в Германии в 15 веке и стал очень популярным в средние века по всей Европе (от Британии до Польши). Поэтому и название происходит от немецких слов «фах» - секция, «верк» - сооружение.
      Почти на каждом фасаде дома можно увидеть небольшие, полностью закрытые, балкончики в виде полукруга или полумногоугольника. Такой архитектурный элемент называется «эркер», что, в переводе с немецкого, означает «фонарь». Выступающий из плоскости дома эркер позволяет увеличить площадь помещения и улучшить его освещённость.
      Мостовые боковых улочек, спускающихся к реке, имеют вогнутую форму. При отсутствии канализации в средневековых городах дождевые и талые воды устремлялись вниз, смывая все нечистоты. Сейчас эти улочки идеально чистые, пустынные, даже немного жутковато идти – так и кажется, что кто-то выскочит из-за массивной железной двери, вставленной в каменную арку.

      Пешая прогулка, даже по сказочному городку, отнимает немало физических сил, но наполняет восторженными впечатлениями. Если второе необходимо увезти с собой, то первое надо немедленно восполнить. На центральной улице много различных кафе, но более романтично свернуть на одну из упомянутых очень-очень узких улочек, вправо от пешеходного променада. Через какую-то сотню метров окажетесь на набережной величественно-спокойного Рейна. Как будто и не его воды низвергаются с альпийских скал бушующим потоком всего в нескольких километрах отсюда. Вот также величественно-спокойно можно посидеть под ажурными навесами в одном из небольших ресторанчиков, ощущая свежесть водного потока. Как и во всей Швейцарии, цены тут ненизкие, но качество еды отменное. Особенно удаются местным поварам протёртые супы и нежнейшие некошерные отбивные.
     Подойдя к воде, получаешь возможность прямо из рук покормить белых лебедей. Птицы так привыкли к людям, что выбрасывают свои длинные шеи на маленький пирс, чтобы схватить кусочек хлеба.
      Много ещё можно рассказывать об этом уголке в предгорьях Альп. Именно тут как бы происходит материализация наших детских представлений о сказочном месте, где жили Золушка, Белоснежка, Кай и Герда.
 


Рецензии
Много чего видел Рейн....

Андрей Бухаров   13.08.2023 21:23     Заявить о нарушении
Спасибо за прочтение.Успехов.

Геннадий Шлаин   14.08.2023 00:01   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.