Анита и Белочка. крыши

Официально предупреждаю юное поколение: не все подвиги сорвиголовы-Аниты следует повторять. Надеюсь на благоразумие читателей.

Тётя Маша







Рассказ первый. КРЫШИ.





-Эй, Белочка-а!
- Доброе утро, Анита!

Так они приветствовали друг друга. Одна жила в башенке с красной маковкой, от которой перекинулся горбатый мостик, другая ночевала прямо на перилах этого мостика. Естественно, расставались они только поздним вечером, когда солнце закатывалось и не было больше сил скакать по улицам, играя в догонялки. И встречались на следующее утро.
- Как тебе там спалось, а?!
- Ничего. На рассвете птички расщебетались, так разбудили. И роса чуть-чуть шёрстку подмочила. А в общем…
- Нуу, распричиталась, старушка! Погнали-ка на речку! Там сегодня пацаны купаются. Спорим, я ущипну за нос самого драчливого, и мне ничего за это не будет?
- Вот глупости, спорить. Лучше давай посмотрим, сумеет ли кто так ловко проплыть на спине, как я?!

Белочка была доброй, и никого не хотела обижать, даже с драчливыми мальчишками ладила. А ещё она про себя боялась, как бы кто не надрал её любимой Аните уши, вот почему удерживала девочку от слишком отчаянных выходок.
Но Анитке был сам чёрт не брат, а уж каких-то там мальчишек она не боялась и подавно:

-Фьюуу! Да ты никак струсила? - Ухмылялась она презрительно.- Дрожишь, пушистый хвост? Аааа!! Не дрейфь, всё равно никому из этих головастиков за мной не угнаться. Больно дохлые. А я — как заберусь на соснуу! Лови кто хочет — не поймаешь!

***

В этот жаркий день они решительно не знали, чем заняться. Ребята, утром побежавшие на речку, вдруг все куда-то пропали, и Анита с Белочкой проплавав с полчаса, вволю побрызгавшись и навизжавшись, одни слонялись по пыльным, залитым солнцем улицам.  Они сунулись было во дворец, чтобы от нечего делать попросить дядю Васю(то есть короля) угостить их конфетами с фруктовой тянучкой. Но парадная дверь сегодня была заперта, а на воротах висела записка.

«Меня сейчас нет, дорогие. Новую прялку для бабы Ани и гончарный круг для Федосеича оставил у кладовщика. А вы, ребята, приходите в деревню, коли надумаете проведать старика.

Ваш Васильич»

Разобрала по складам Белочка. Анитка пренебрежительно сморщилась:

- Во халтурщик! - Она расхохоталась и присвистнула: - Все короли, как короли, сидят на тронах и правят. А наш — фу ты!- только и знает в деревне на печке лежать!
- Не лежит он, - тихонько возразила Белочка, -а работает. Наш дядя Вася умнее всех других королей. Он по деревням ходит и со старейшинами советуется, потому и знает всё про всех: кто о чём вздыхает, кому чего не хватает, кому помощь нужна, кого похвалить, кого…
- Похвалить-поругать-по-шее-надавать! Подумаешь! Зато мне теперь не с кем сыграть в шашки на щелбаны!
- Ну… Сыграй со мной.
- Фууу, ты маленькая! Заработаешь щелбан, сразу — брык в обморок! Знаю я тебя. Так играть не смешно и не интересно!

***

Обходя углы маленького, заросшего, ничем не примечательного скверика, они наткнулись на лестницу, прислонённую к стене обшарпанного дома. Кажется, рассеянный трубочист, отправляясь дальше по делам, забыл прихватить её с собой.
Глаза у Анитки загорелись особым, фосфорическим блеском:
- Залезем?
- Цок..куда? - Оторопела Белочка.
- Как — куда? Конечно на крышу!

Они задрали головы. Где-то высоко-высоко, где летали чайки и голуби, а белая с рыжими пятнами кошка следила за ними, мечтательно замерев в прыжке — там виднелся край крыши.

- Ммм.. Мы-мыы.. Мы можем сорваться и упасть на асфальт. То есть я, конечно, не упаду, я к высоте привыкла, а… Ну в общем…
- Ты что, решила, что Я могу грохнуться?!
- Но ведь…
- Да как тебе такое в голову пришло!!! - Анита от возмущения стала красной, как помидор.- Я, я!? Да я с трёх лет на подоконнике.. стойку на руках делаю!!
- Нет, я вовсе не то хочу сказать!- Испуганно зацокала Белочка.- Давай… Давай поиграем в прятки а? Смотри сколько здесь высокой травы.
- Лучше в догонялки!
- Да, да! Давай!
- Только… На крыше. Там интереснее. Всё, я полезла, а ты давай за мной!
- Нет! Анита!! Постой, давай поиграем здесь! Если хочешь, подёргай меня за уши… И за хвост… Аниточка, ну пожалуйста!
- По-моему ты просто трусишка.
- Трусишка? Я? Ну это уж нет.

Белочка, сверкнув чёрными глазками, принялась решительно карабкаться вверх по лестнице. Анита еле поспевала за её воинственнно вздрагивающим хвостом.

- Скок-скок-скок!
Из Москвы в Бангкок!
Раз-два-три!
Под-ноги-не-смотри!-

Командовале девочка.

- Ну? Видишь ты крышу?
- Ви-жу… Красная, черепичная и две башни наверху.
- Далеко до неё?
- Пять ступенек!

Пыхтя и отдуваясь, как пара сердитых ежей, они вскарабкались вверх по черепице, кое-как уселись на конёк.

-Оооо… Смотри, ты только посмотри!..

Они оглядели открывавшийся глазам простор. Скверик, скамейки и кошка- всё это казалось маленьким-премаленьким, как игрушечным и лежало прямо под ногами. Вокруг расстилалось море крыш. Синих, зелёных, жёлтых и оранжевых, деревянных и черепичных, с маковками и без, плоских и покатых. Над ними стелились клубы дыма, выходящие из закопчёных кирпичных труб. А там, далеко-далеко, где кончались крыши — там виднелся синий простор моря с разноцветными треугольниками парусников и маленькими пятнышками рыбацких лодок. Голубое безоблачное небо раскинулось надо всем, будто купол гигантского цирка, а солнце казалось удивительно близким, словно бы присевшим на край соседней крыши.

- Представляешь, как здорово будет здесь друг за другом гоняться?!

Крыши соседних домов сходились очень тесно, и перепрыгивать с одной на другую не составляло труда. Белочка, хихикая, мчалась по покатым склонам, изредка оглядываясь на свою подружку, которая с хохотом и грохотом скакала следом, приводя в панику голубей. Стуча по черепице босыми пятками, Анитка перепрыгивала чердачные люки, кричала «Эгей!» в водосточные трубы, спотыкалась, падала и летела кувырком. Никогда в жизни ей не было так весело! В какой-то момент девочка потеряла из виду ту, которую преследовала, но тут же заприметила её. Вернее- её хвост, ярким пятном выделяющийся на фоне серой крыши.  Стараясь производить как можно меньше шума, давясь подступающим к горлу смехом, Анитка подобралась вплотную к трубе, из-за которой, чуть-чуть вздрагивая, выглядывал красно-рыжий кусочек меха…
- Попалась!!!- Она с торжествующим воплем схватила хвост.
- Мяу?- Испуганно подскочила Белочка и обернулась.

Девочка села от неожиданности, ободрав ногу о битый кирпич. Перед ней была рыжая кошачья морда с обвисшими усами.

- Чаво надо? - Морда ощетинилась, и из мохнатой лапы, поднятой для обороны, вылезли острые когти.- Давно по ушам никто не лупил?
- Я… Ты...- Анита испуганно глотала слова.- Об-б-б-озналась я…
- Пшшшла прочь отсюда!- Котяра, вздыбив рыжую шерсть, грозно наступал на неё, шипя и скалясь.- Кышшш, шшшпана!
- Ах я ещё и шпана?!- Придя в себя, Анитка наконец обрела дар речи.- Тоже мне тигр нашёлся! Расфуфырил свой хвост, спрятался и сидит… А я виновата! Фига ты тут делал? Шпионил, да?
- Пфы, - Котяра уселся на хвост и принялся вылизывать свалявшуюся шерсть,- очень мне оно надо- за тобой шпионить. Я Мурку жду. Обещала на свиданку выйти, да, видать, продинамила…
- Так тебе и надо, ловелас драный!
- Ну-ну,- глаза рыжего кота недобро сверкнули,- не груби старшим, а то схлопочешь. А Мурке я больше рыбных голов носить не буду — больно хитрая… Пускай сидит, одна свой «китикет» лопает!
- Васька, домой!- Раздался хриплый окрик откуда-то снизу. Домой говорю, слышь чертяка?
- Хозяин зовёт,- зевнув, почесал ухо Васька.- Пойду, а то влетит опять... Бывай, - он лениво поднялся и исчез в чердачном окне.

Где же Белочка?
Анита обследовала ближайшие крыши и наконец обнаружила Белочку, сидящую на карнизе рядом с хорошенькой беленькой киской.

- Видишь, ему нравится, что я красивая и покладистая, что делюсь с ним сосисками и паштетом… А мне хочется, чтобы он меня любил! Любил, понимаешь? Чтобы утешал, когда меня оставляют одну на целый день, мурлыкал на ухо перед сном, скучал…
- Вот ты куда забралась!- Анита возмущённо упёрла руки в боки.- С кошками лясы точишь, пока я тебя по всем водостокам ищу!
- Не с кошками, а с кошкой. Знакомься, это Мура. А это Анита, моя подружка.
- Та самая, которая хотела сыграть с королём в шашки?
- Да, та самая. Анита, пожми Муре лапку.
- Нет, спасибочки, с меня когтей на сегодня достаточно,- Анитка передёрнула плечами.- Ты будешь играть?
- Пойду я,- печально дохнула кошка.- За сочувствие спасибо, но только грустно мне… До свиданья, Белочка.
- Чего она?- Анита мотнула головой вслед уходящей Мурке.- Рыбьей костью что ли подавилась?
- Да нет, - Белочка вздохнула,- вспоминала какого-то Васю Серые Лапки, который угощал её сардинками… Несчастная любовь…
- Ну, пошли дальше!

***

Они перелезали с крыши на крышу и на другую крышу, заглядывали в окна, рассматривали людей, казавшихся отсюда до смешного крошечными.
- Гляди, гляди, девчонка через скакалку прыгает! Ну точно — блоха подскакивает! Ха-ха-ха!..
- А ты посмотри вон туда, видишь? Там в саду наш знакомый Бобик бегает. Правда, с высоты на крысу похож?

Солнце, садясь всё ниже и ниже, наконец коснулось морской глади, потемневшей на закате. Только пурпурная дорожка, оставляемая солнечным диском, сияла ярко-ярко. Какой длинный день!..
- Расскажу кому-нибудь с нашего двора, какую красотищу мы отсюда наблюдали- не поверят!- Хмыкнула Анитка, болтая ногами на краю водостока.- Лентяйки, дальше песочницы и качелей носа не кажут. А мы-то… Ого какой путь сегодня провернули! С кошками болтали… Голубей кормили.. Прятались.
- Да, прямо настоящее… путешествие. Кстати, а скоро станет совсем темно! Не пора ли нам возвращаться?
- Да… А где мы?
- Как… где, я думала, ты знаешь.
- Откуда?!

Испуганные глаза Белочки метнулись вокруг. Закат догорал. С неба медленно уходили краски: золото сменялось алым, алое- фиолетовой синевой, а синева переходила в мягкую ночную тьму, медленно окутывающую притихший город. Парусники исчезли, во дворах давно перестали лаять собаки, голуби с чайками куда-то испарились. Вокруг них раскинулось всё то же море крыш: остроконечных и плоских, покривившихся, маленьких и больших. Все до одной- совершенно неузнаваемые.

- Что будем делать? - В ужасе прошептала Белочка.
- Давай просто пойдём назад? Ну, откуда мы сюда залезли.

Они двинулись в обратный путь. Крыша за крышей, труба за трубой, один черепичный склон за другим… У Белочки давно отнимались лапки, но она молчала, покорно следуя за подружкой. Только сердечко её стучало тревожно…

- Вот тут я тебя в первый раз поймала…
- Нет-нет, это было не здесь! - Белочка разволновалась уже не на шутку:- На том месте ты оставила след, наступив в свежую шпаклёвку. Потом мы на нём толстое дерево нарисовали… И солнышко, и речку, помнишь?.. А здесь шпаклёвка гладкая…
- Точно! И вон той большой коричневой башни напротив не было. Это что получается, кто-то перевернул крышу? И где теперь искать наши рисунки?..
- Нет, это совсем другое место. Мы заблудились… - Белочка заплакала.
- Не реви, дурёха! И хорошо, что заблудились. Это же настоящее приключение!! Будем искать дорогу домой.

Но часа через два это новое приключение уже не казалось таким замечательным.
Над крышами развернула свои чёрные крылья ночь. Тучи быстро заволокли небо и звёзд не было видно. Темно, хоть глаз выколи…

- Пойдём! Чего ты села?- Анита сердито пихнула Белочку в бок.
- Я больше не могу…
- Волоком мне тебя что ли тащить?!
- Не надо… Останусь здесь, пусть меня кто-нибудь съест…
- Ещё чего! Он тебя съест, а мне что тогда делать? Есть его? А если он слишком большой окажется??
- Тебе-то зачем.. есть?- Пискнула Белочка сквозь слёзы.
- Как- зачем? Чтобы достать тебя из его желудка! Я здесь без тебя оставаться не согласна, даже не думай. Поднимайся, пошли!

Следующая крыша оказалась остроконечной, скользкой, удержаться на её коньке было нелегко.

- Ну, здесь мы с тобой точно не проходили. Я бы запомнила… Вон и зацепиться не за что!
- Тогда прыгай на ту, соседнюю.
- Но она тоже совсем незнакомая… Я никогда не видела таких… С кругленькой башенкой на верхушке…
- Вот на эту башенку и заберёмся!
- Зачем?
- С неё виднее, что вокруг!

Они вскарабкались по кирпичу на самый верх.

- В жизни мы здесь не гуляли..
- Это уж сто пудов! Эту вот башню-лилипутку я как пить дать впервые вижу!
- И жёлтую кривую стену…
- И этот мостик.. Ой!

Обе как по команде замолчали и уставились друг на друга.

- Наш дом?..
- Не может быть… А ну давай спустимся!

Обе бросились вниз. Белочка- перескакивая с  карниза на карниз, Анита — ловко, по-обезьяньи цепляясь за водосточную трубу.
И оказались на очень-очень знакомой маленькой площади, где стоял жёлтый с кирпичной башенкой дом. Анитин дом.

- Как же это мы его не узнали! - Шумно радовались подружки, разглядывая дом со всех сторон.
- Это потому что с крыши на него никогда не смотрели. Оттуда всё выглядит по-другому: и люди, и дома, и машины. Вообще… Мы с тобой как будто в незнакомой стране побывали! - С удивлением воскликнула Анитка, почесав измазанный в саже нос. - Под самыми облаками!


Рецензии