Дар прозрения, пьеса для кукольного театра. второе

НАД ШИРМОЙ:  Школа с четырьмя партами
ПОД ШИРМОЙ Комната Бори. На стенах картины кораблей, маяков, странных животных, инопланетян. На полу разбросаны разные вещи: мяч, самодельный планер и т.д. Борис, мрачный, как туча, ходит из угла в угол.  Петя, преспокойно устроившийся с книжками в углу, время от времени поглядывает на друга с усмешкой.

Петька: Мы же всю макушку горы Мардук с тобой обшарили, а очков так и не нашли. Что это значит? Значит сон - это просто сон, никакой феи Георгины нету, а сказки бывают только в книжках…. В книжках…. Да… (снова утыкается в книгу.)
Борька: (оборачивается, с мукой в голосе) Петь, да пойми ты! Я должен, ДОЛЖЕН  заполучить эти очки, или с ума сойду от любопытства! О чём она говорила? Какой Дар Прозрения? Неужели есть на свете  что-то, чего мы, люди, не видим?
Петька: Таких вещей полно. Радиоволны например, излучение. Но, чтобы про них узнать, надо серьёзные книги читать, а не фигнёй страдать, как ты. Наука! Вот, кто знает ответы на все вопросы.
Борька: (презрительно) Наука, наука! Записался в исторический кружок и вообразил, что теперь знаешь всё на свете, да?
Петька: Не мешай. Мне текст Толкина проработать, дали…(тишина, Петька читает книгу. Вдруг оживляется и поднимает брови, как человек сделавший открытие). Ух-х, прикольно. Слушай… Вот духи увидели землю.. в первый раз. Усёк, да?  И полетели на неё. Глядь, а там один пепел, лава, камни и всё такое. То, что они видели, был только чертёж… План, понятно? Главный чувак им нарисовал! А самой земли ещё не было, её надо было слепить … такой, какой они видели!
Борька:(пока Петька говорил, сначала его не слушал, но постепенно, заинтересовавшись, подошёл и встал у того за спиной, огорошено глядя в текст) Стой... Петь, я понял. ПОНЯЛ! Я видел то, что должен сделать сам.  Сон показал мне, как можно смастерить волшебные очки: дух Цыганки танцевал, джинн Ахмедин бормотал заклинание, сочинённое феей Георгиной. Я всё помню! И очки я видел, тонкие, будто из проволоки. Я такие легко скручу. Теперь я сам сделаю талисман. Твоя книга надоумила меня!
Петька: (покачивая головой) Боюсь, Борис Локтев ты плохо соображаешь (потрясая книгой) Это - просто миф! Миф о сотворении мира! Так древние люди объясняли себе то, что не понимали. Никаких духов в природе нет! – это раз. Сон не может ничего тебе показать, он не энциклопедия – это два. А если ты начнёшь здесь дикие пляски, да ещё с бормотанием заклинаний – ООО! – да тебе родители врача вызовут!
Борька: А я никому ничего не скажу. Мама завтра на дачу уедет, а я останусь один. Вот тогда и займусь очками. У меня всё получится, вот увидишь!
Петька: Ладно, с тобой сегодня каши не сваришь. Пойду домой.
Будь здоров! (собрав книги, уходит)
Борька: Не веришь, ну и не надо (кричит вдогонку). А как очки готовы будут, небось, обзавидуешься! Захочешь посмотреть..
Петька: (высунувшись на миг, из-за двери) …как ты тут козлом прыгаешь? Интересно конечно. Но мне не до твоих пируэтов - книгу дочитать надо (со смехом исчезает)

Борька сердито сопит

***
Мама Борьки (выходит, нагруженная сумками): Борис! Я ничего не понимаю. Ты же раньше каждые выходные на дачу просился. Сил моих не стало твои штаны отстирывать! А теперь не хочешь?
Борька: Не-а.
Мама: На речку купаться?  Не хочешь?
Борька: Не-а.
Мама: И клубники не хочешь?
Борька: Не-а.
Мама: И по бабушке не соскучился?
Борька: Ннее… Не очень.
Мама: И…И даже Бобика не хочешь покрасить? Ты же каждое лето это делаешь.
Борька: (великодушно) Ладно уж! Пусть Бобик этим летом в своей серой шкурке бегает. Зато соседи пугаться перестанут.
Мама: Что же с тобой сегодня такое?
Борька: Так… Хочу дома побыть.
Мама: Ты меня удивляешь. Не заболел  ли? (щупает лоб) Вроде нет. Ой, у меня автобус через полчаса! (наскоро:) Ну, смотри, Борис. Отец поздно с работы придёт, так что один остаёшься. Надеюсь я, вернувшись, не найду вместо дома одни руины. Конечно,  спички я все выбросила, спирт вылила, плиту отключила, чайник соседке отдала…. Но ты всё-таки будь осторожен! У тебя, не ровен час, загорится что-нибудь такое, про что и не подумаешь. Ну, до вечера! (целует сына, тревожно оглядывает дом и уходит)
Борька: (облегчённо) Уф! (воровато оглядывается, вытаскивает из-за шторы ящичек с разными штучками.) Теперь, за дело! (ловко достаёт мамину юбку, шляпку, горшок, ложку и какие-то баночки, надевая юбку) Фея что сказала? Очки должны рождаться под звуки цыганской пляски. А цыганская пляска обязательно в юбке должна плясаться. Только бы мне вспомнить, как Радда это делала(пытается плясать, но ничего не получается ) А может, надо совсем ту цыганку изобразить? (проходится по дому в юбке и шляпке, теребит подол юбки, пытаясь подражать цыганке, наконец спотыкается и шлёпается об пол) Как это трудно…

И вдруг ему видится звёздное небо над горой Мардук, и появляется Радда.

Радда: Вспомни ту ночь! Вспомни, как пахли в твоём сне розы, как пели соловьи, как шептались горные травы…. Почувствуй мой танец! Он - в птичьем щебете, он в аромате роз…. Танцуй его так, как того хочет твоя душа!
Борька, как зачарованный, поднимается и под звуки цыганского бубна  Радды пляшет волшебный танец . Крутит проволоку, много раз гнёт её и вытирает пот со лба.
Борька: Дааа…. Только стёклышек волшебных в них ещё нет. Для стёклышек волшебный раствор нужен… (Достаёт горшочек и насыпает в него то, того, то этого, всё время помешивая.) Где бы нагреть?.. Эххх, хорошо, что мама микроволновку унести не догадалась! (Уносит горшок) А теперь - заклинание джинна Ахмедина! Ахмедин … Ну-ка, попробуем его изобразить! (прячется, и вдруг выскакивает из-за перегородки с грозным рычанием. Растеряно:) Что, не похоже?... Нуу, тогда я уж и не знаю, как быть! (Шагает из угла в угол.)

Ему снова видится звёздное небо,  и под звуки грома появляется Ахмедин.

Ахмедин: Ты, главное, думай о заклинании! Вспомни, в какой день родились у феи Георгины эти строчки. И ещё - ты должен хотеть, изо всех сил хотеть, чтобы волшебство получилось! Ну, читай!
Борька: ( вдохновенно читает.  Снова гремит гром:)
К ночи за море уплыл
Пламенный цветок,
Мимо острова — Луны
Льётся ярких звёзд поток…
Отвори врата природы,
Подари душе свободу.
Слепоте даруй прозренье -
Это духов откровенье!
Карам-Бере,Урико!
Нари-Нари-Абр-Гро!

За  ширмой слышен жуткий грохот.

Борька: Микроволновка!!! (Бросается вон)

Лёгкие взрывы. Звон битой посуды. Тишина…

Борька:  (Всклоченный и перемазанный появляется) Так  и знал, что перегрею!.. Зато очёчки целы…

Пение невидимой восточной красавицы. Борька поднимает и разглядывает на свет очки, точь-в-точь такие, как были у Феи Георгины. Торжественно водружает их на нос.

Борька: Ух ты, кааак…(смотрит вверх)Уххх!...(Смотрит вокруг) Ваааау! (смотрит вдаль, вытянув шею) Ого!

Слышна ВОЛШЕБНАЯ МУЗЫКА Феи Георгины.

Борька (подпрыгивает в такт и поёт, глядя в небо):
Вон цветёт из вышины
Солнечный цветок.
Скачут по небу слоны,
А за ними - наш… щенок!!
(разглядывая) Ой, какие они все белые, мохнатенькие! Хе-хе, а Бобику белый цвет, оказывается, идёт…. Надо его в следующий раз белой краской покрасить! (Смеётся, смотрит в другую сторону)
Ой, а бабочки в саду
Собрались на бал!
Эй, кузнечик на пруду,
Смотри, чтоб хорошо им вальс cыграл!..

Слышен скрежет кузнечика в ритме вальса. Борька вальсирует, пока не падает, перекувырнувшись, на пол. Видит свою груду игрушек.

Борька: Ооо! Настоящий космодром!! «Нептун-2» готовится к старту… Гагарин - младший нервничает. Не трусь, Юрка!
Писк снизу: Да я не боюсь, Борь! Так, волнуюсь чуть-чуть.
Борька: Вот это дааа! Я-то думал, что играю, а это настоящий космодром…. И полёт настоящий…

Заходит Петька

Петька: Ты чего на карачках сидишь? Колдуешь так что ли?
Борька:  (оборачиваясь) Уже наколдовал! Смотри!(Протягивает ему очки.
Петька силится преодолеть любопытство и принять ехидный вид, но это ему не удаётся. Подходит и берёт очки.) Странные какие….(Надевает) Ух, Борька-а! Ты сейчас как средневековый рыцарь….  Знаешь, такой…. В шлеме, в кольчуге. Красиво прямо! Ты, наверное, какой-нибудь сказочный герой! Богатырь!
Борька:  (указывая на игрушки): Ты лучше сюда посмотри.
Петька: (ещё больше обалдевает:)Вот этто да-а! Космическая станция! Это там сам Гагарин?!
Борька:  (со скромной гордостью) Нет, это мой воспитанник. Но я его в честь Гагарина назвал. Завтра к Нептуну летит.
Петька: Ух, какая техника…  (внезапно остывает, делается серьёзным, снимает очки и отдаёт их Борьке:) Только зря всё это. Я тебе как другу советую – спрячь  лучше эти очки и не надевай. А то неприятности будут.
Борька: ПОЧЕМУ!?
Петька: Ну, как тебе сказать… Нехорошо, когда ты видишь что-нибудь, чего другие видеть не могут. Люди не любят тех, кто думает иначе, чем они. Слишком умных, что ли…
Борька: Ну ты сказал! Ты же сам много читаешь и узнаёшь разные вещи, про которые не знают другие ребята.  Разве тебя не любят? Наоборот -уважают больше!
Петька: Читать - это другое. То, что в книжке – и это уже думаешь не только ты, это думает какой-нибудь важный писатель…. Если кто-нибудь возмутится, скажет, что ты, мол, дурак - можно сразу возразить: «А это слова великого писателя»… А эти очки… Их же ты один придумал!
Борька: Да не я! Сон…
Петька: А кто в твой сон поверит? Сон - не книжка.
Борька: (рассердившись): Ну, нет! Ты что решил, меня на смех поднимут за то, что я такие замечательные очки сделал? Есть ещё справедливость на свете!
Петька: А вот надень их завтра в школу - увидишь, что будет.
Борька: (с вызовом) Ну и надену!

***

Звенит звонок, ребята рассаживаются на ширме, держа в руках письменные принадлежности. Входит учительница.

Инна Дмитриевна: Тишина. Уберите с парт всё лишнее, начнем зачётную работу. Зарубин! Тебя это тоже касается.

Ребята возятся. Воцаряется тишина.

Инна Дмитриевна:(листая журнал) отвечает … Локтев! (Борька встаёт) Локтев, а ты почему в таких огромных очках пришёл? У нас здесь не маскарад. Сними немедленно!
Борька: (убеждённо) Нет, Инна Дмитриевна, это не просто очки, они волшебные! Сквозь них мне все тайны природы видны.

Класс хихикает.

Никита Зарубин: У экстрасенса одолжил? Самое - то… на контрошу по географии…
Инна Дмитриевна:(резко) Тихо!.. Не вешай мне лапшу на уши, Локтев. Дай сюда очки! (осматривает очки со всех сторон, пробует смотреть сквозь них и, пожав плечами, возвращает) Шпаргалки нет…. Странно. Я была уверена…( листая книгу) Локтев ответит сколько континентов на планете Земля?
Борька: (радостно) Семь!
Инна Дмитриевна: Подумай хорошенько, Локтев.
Борька: Семь, точно семь!
Инна Дмитриевна:(ехидно) Ну-ка, перечисли все!
Борька: Евразия, Африка, Австралия,  Антарктида, Северная Америка, Южная Америка, иии… Атлантида!
Никита: Атлантида?
Леночка: Атлантида? Каа… ак…, Инна Дмитриевна…
Петька: Что ты мелешь?
Инна Дмитриевна: Что ты выдумываешь, Борис? КАКАЯ Атлантида?
Борька: (быстро) Это такой континент был много - много веков назад. Он и сейчас есть под водой! Я смотрел карту… Старую – старую, она в кладовке лежит…. Тот, который давным-давно её чертил, хотел добавить седьмой континент – Атлантиду, но побоялся, ведь про неё никто не знал. А он знал, что Атлантида есть, он был учёный…. Через волшебные очки можно разглядеть на карте континент, который не нарисовали, но хотели. Это как невидимый след…
Никита: Нифига себе! Правда?
Борька: Ну, да. Его звали Дмитрий Зуев. Потом, его в ГУЛАГ упекли. За вольномыслие….
Инна Дмитриевна:: Локтев, откуда у тебя такая информация?
Борька: Да я же говорю – очки! Через них всё видно.
Инна Дмитриевна:(жёстко) Твой дурацкие выдумки заводят тебя слишком далеко, Локтев.
Ты не только пытаешься сорвать урок, рассказывая нам тут сказки, ты путаешь своих товарищей. Благодаря тебе у ребят сохранятся ложные знания
По очень важному предмету. Садись.
Леночка: (робко) Инна Дмитриевна, а если это правда?
Инна Дмитриевна: А ты читала подробную историю в учебниках, Лена? Нет? Тогда и обсуждать нечего. Знания должны быть достоверными (сурово, печатая каждое слово) А Локтеву должно быть стыдно за эту бессовестную ложь.
Борька: (со слезами в голосе) Но Инна Дмитриевна, я сказал правду! Я не врал!
Инна Дмитриевна: Значит, ты просто на солнце перегрелся. Тишина! Следующий вопрос. Отвечает… Зарубин (Никита встаёт) Скажи нам пожалуйста, Никита, что такое ветер?
Никита: (тарабанит, как по книжке) Ветер – это воздух, который перемещается из области высокого давления в область низкого!
Борька: (перебивая) Но ведь это совсем неточно! Никита не сказал много важного: какой по характеру ветер, почему он бывает добрым, бывает сердитым, а иногда бешеным. Не сказал, отчего он так любит путешествовать….
Леночка: Ты так говоришь, будто ветер живой!
Борька: Конечно живой! Ветер - он знаете кто? Он как весёлый вихрастый мальчишка - любит летать по всему земному шару, бывает сразу в разных местах…. Хоть мальчишка, но старый и мудрый. Знаете сколько ему лет? Столько же, сколько земле! Он всё знает, что с тех пор делалось на свете. Ух, как с ним поболтать интересно!!!
Никита: Вот здорово! А как ты узнал?
Петька: Да это всё твои очки, да?
Леночка: Ой, мальчишки, какая прелесть! Ветер живой, на нас похожий! Я бы тоже с ним поболтала!
Инна Дмитриевна:А ну, замолчали все!! Локтев! Если ты ещё раз помешаешь нам своими глупостями, ты выйдешь из класса! (В классе возмущённый шум)
Борька: Инна Дмитриевна, да вы сами наденьте мои очки, выгляните в окошко . Увидите какие чудеса на свете есть. И ветер увидите. И поймёте, что я прав!
Инна Дмитриевна: Твоя шутка неостроумна. Я не собираюсь терять время, играя в твои дурацкие игры. Следующий вопрос…. Леночка Меньшова (Леночка робко встаёт) Что такое погода?
Леночка: Погода - этто…..это….
Инна Дмитриевна:(Со вздохом, видя, что Борька тянет руку) Хорошо, Локтев, можешь помочь Леночке.
Борька: Ой, погода, Инна Дмитриевна, это такая девица – красавица. Она наряжаться любит. Иногда летом идёшь, смотришь – румяная, вся в цветах, а лицо светится, как солнышко. А на другой день смотришь: растрёпанная, в спортивном костюме, глаза так и сверкают. Тучи держит в охапке, а из них дождь-дождь!!
Класс: Ух, ты! Прикольно!! Оказывается погода – девочка! А какая она ещё бывает? Борь, расскажи!

Инна Дмитриевна встаёт, как полководец, и со всего маху грохает указкой об стол. Воцаряется тишина.

Инна Дмитриевна: Ученик шестого «А» класса Борис Локтев сорвал сегодня урок географии,  а также зачётную работу. За зачёт Локтев получает единицу без права исправления. Остальные благодаря ему остаются на седьмой урок, писать зачетную работу.
Никита: Борька! Из-за тебя ужастик не посмотрю!!! Чтоб тебя с твоими сказками.
Леночка: Седьмой урок…. Б…Борька…. Тьфу на тебя!
Борька: (растерянно) Так я не виноват…. Я правда видел всё, про что рассказал. И…. Вам же нравилось. Что же вы теперь злитесь?
Никита:(со злостью) Нравилось – нравилось…. Да какая нам вообще разница, какой он, этот ветер или погода?! Какое нам дело до какой – то Атлантиды?! Нам от неё ни холодно, ни жарко!
Петька: Мы вон из-за твоих чёртовых рассказов оценки не получили, ещё целый урок должны тут сидеть!
Никита: Да лучше б мы пошли в это время чипсов натрескались, а потом телек дома посмотрели,  пока родителей нет!
Леночка: А ты всё испооооортил!

ЗВОНОК

Инна Дмитриевна:(Сухо) Борис Локтев, мы все ждём, когда ты покинешь класс. (Борька понуро плетётся к двери.) Впрочем, постой. Дай-ка мне свой дневничок.


***

КОМНАТА БОРЬКИ  Мама перелистывает его дневник и качает головой.

Мама: Ох, Боря, Боря (чуть не плача) Что мне с тобой делать, ну скажи? Бог с ней, с микроволновкой… Новую купим. Но вот это наказание мне за что? (поднимает вверх дневник, он весь густо исписан красными чернилами)

Борька, стоявший ссутулившись, лицом к стене, медленно поворачивает свою физиономию. Вздыхает

Мама: (листая дневник) «Постоянно мешает уроку…. Дерзит учителю. Не подготовился к зачётной работе…. Своим нелепыми рассказами влияет на учеников, портит им успеваемость….» Какая муха тебя укусила? С какого перепугу ты стал прямо в классе фантастику сочинять?
Борька: Не сочинял я!
Мама: (строго) Ну брось придуриваться. В твои волшебные очки я не верю, ясно?
Борька: (всхлипывая) Вот…. Родная мать не верит! Куда мне такому деваться?
Мама: (смягчаясь) Ладно, ладно, перестань. Плакать не надо. Допустим, ты и правда что – то видишь через свои очки. Ну, или тебе так кажется…. Но зачем же это всё на уроке рассказывать?
Борька: Так ведь  это правда!
Мама: Ну хорошо, правда…. Для тебя. Но учительница – то у вас спрашивает то, что вы на уроке проходили! Вот ты ей про это и отвечай.
Борька: А то, что я сам узнал – как?
Мама: Держи про себя! Это будет твой секрет.
Борька: Ну, ладно, я попробую. Только мне иногда трудно вспомнить, что я узнал из учебника, а что через очки увидел.
Мама: (сердясь) А ну – ка хватит выдумывать! А то вот возьму и отберу эти очки твои. Тогда мигом разберёшься, что к чему.
Борька: (испугано хватаясь за очки) Нет, их я не отдам!

***

Звенит звонок. Ребята рассаживаются по партам.

Инна Дмитриевна: По местам! Сегодня я, как и обещала, расскажу вам о некоторых цветах, которые растут в наших широтах (подозрительно смотрит на Борьку и продолжает) Что – то вы будете говорить мне сами. Вы ведь, читали учебник? ( снова подозрительно прислушивается, удовлетворённо кивает и вытаскивает из коробочки цветок шиповника) Кто скажет, как называется этот цветок? ( все поднимают руки) Леночка!
Леночка: Шиповник!
Инна Дмитриевна: И какого он цвета? Боря!
Борька: (рассеянно) Не знаю

Класс смеётся

Инна Дмитриевна:(раздраженно) Как это не знаешь? У тебя же глаза есть? Какой цвет ты видишь? (трясёт цветком)
Борька: (забывшись) Ой, я вижу так много цветов, Ин Дмитриевна! И розовый, и фиолетовый, как мечта, и солнечного цвета капельку, и….
Инна Дмитриевна: Так…. У Бориса начался очередной приступ вранья. Кто верно ответит на вопрос?
Борька: (с обидой) Да не вру я! Там правда есть все эти цвета! Я через очки….
Инна Дмитриевна: (выйдя из себя, стучит указкой, поднимая её, как дрессировщик хлыст) Локтев, немедленно прекрати этот цирк, я….
Борька: (заворожено) Ой, Инна Дмитриевна! Вы сейчас знаете, на кого похожи? Старуха Шапокляк! Точь -  в -точь!

Класс разражается хохотом. Инна Дмитриевна, потрясённая такой наглостью, хватает ртом воздух.

Борька: (горячо) Да вы не сердитесь Инна Дмитриевна, вы хорошая!
Я же знаю, вы сами, с детства мечтали стать волшебницей!
Инна Дмитриевна: (срывающимся голосом) Локтев, замолчи….
Борька: А потом решили стать учительницей географии, чтобы всем рассказывать, что волшебства на свете нет (быстро). Только, Ин Дмитриевна, чудеса и сказки, они не виноваты, что из вас волшебницы не вышло…. (тихо) Просто  у вас таланта нету.

С минуту в классе стоит жуткая тишина. У учительницы дрожат губы. Она с трудом берёт себя в руки, лицо её становится каменным.

Инна Дмитриевна:(чужим, суровым голосом) Борис Локтев, покинь пожалуйста  класс.
Я уже говорила с директором о твоём исключении из школы. Сегодня  поговорю ещё раз. Так или иначе, на моём уроке…  тебя больше никогда не будет.

Быстро выходит из кабинета.



***

Встреча учительницы с родительницей. Инна Дмитриевна держится надменно и отчуждённо. Мама растеряна и убита горем, вытирает глаза.

Мама: Как же нам быть? Вы хоть посоветуйте, Инна Дмитриевна! Ведь совсем, нормальный ребёнок был! Добрый, ласковый…. Учился с удовольствием. А может, вы его обратно возьмёте?
Инна Дмитриевна: Я против этого. Мальчик ведёт себя неадекватно,  его фантазии становятся всё более дикими. Это может травмировать остальных  детей.
Мама: Так, ему же учиться надо….
Инна Дмитриевна: Ничем не могу помочь.
Мама: Горе какое на меня свалилось…. Единственный сын в уме повредился...(плачет)
Инна Дмитриевна:(смягчается, видя горе матери) Послушайте, я дам вам адрес одной школы -  интерната… Там всяких берут! Попробуйте сына туда пристроить! Ведь, между нами говоря, в голове у него и впрямь что – то неладное делается. (пишет адрес и протягивает его маме)
Мама: Спасибо вам за всё, Инна Дмитриевна.
Инна Дмитриевна: Всего доброго.


Рецензии