Былинные земли. Чаша Грааля в долине Vla A. Ч. 44

(Продолжение)

                "Кто от родной земли отказался, тот и от Бога своего отказался"
                (Федор Достоевский)


ЕЩЕ РАЗ О БИТВЕ НА УЛЛЕ
                               
Если рассматривать всю протяженность Уллы – от Лепельского озера (бывшее Белое) до пристани на Западной Двине, то можно выделить две ее составляющие, две части. Одна – это западная, вплоть до Чашник, а вторая – последующая, восточная, но с измененным курсом. В Чашниках произошел крутой поворот – плыла река прямо, на восток, и вдруг, будто наткнувшись на препятствие, поменяла направление. Сплетя клубок немыслимых движений, взяла курс на север.

Сподобиться на такое могла, конечно, только природа, естественная среда. В результате образовалась невероятная излучина в виде огромной чаши, внутри которой раскинулись плодородные поля.

В середине XYI века чаша сыграла роль петли, аркана. В ее «сети» попали оруженосцы – люди Иоанна Васильевича Грозного.

Во время выдворения опричников из междуречья в Чашниках останавливался Стефан Баторий. Есть сведения, что именно туда ему доставили послание русского царя. С чем обращался Иоанн Васильевич, что хотел сказать королю новообразованной Речи Посполитой, к сожалению, неизвестно. Можно только догадываться, что переписка касалась бывших "вотчинных" земель самодержца.

После Городенецкой битвы 1190 года западная экспансия приобрела наступательный характер, что не вписывалось в восточные планы. Московский царь считал междуреченские земли своей «вотчиной», и в ходе Ливонской войны попытался осесть на бывшей Полоцкой земле. Заняв город на Двине, он расположился в Сушанском выступе – на Ушачских озерах, перерезав движение по торговым коммуникациям. По мирному соглашению с Великим княжеством Литовским, Грозный строил оборонные укрепления, чтобы предотвратить захват рек тевтонскими рыцарями. И даже город возводил, названный Кречетом. Но опричники настолько распоясались, чувствуя превосходство, что грабили и разоряли мирных жителей, разбойничали.

Терпение лопнуло. Выходец из монивидовского Поулья, а им был гетман великокняжеский Радзивилл Рыжий (Рудой), собрал войско, чтобы покончить с обидчиками.

Битва произошла под Чашниками, окрестности которых включали в себя бывшее радзивилловское поместье (сам гетман к тому времени переселился ближе к Вильно – в Тракай).

Событие переросло в эпохальное, так как изменило карту мира. Оно отозвалось в Европе, и привело к устройству нового европейского гоударства – Речи Посполитой. Религия стала доминирующей силой в преобразованном королевстве. Право частной собственности окончательно утвердилось, и капитализм укрепил позиции.

За полтысячу прошедших лет средневековая битва на Улле обросло невероятным количеством интерпретаций и превратилась в быль, затуманив первооснову. Сегодня точно неизвестно, как и где она случилась. Если почитать польский Словник, изданный под патронажем варшавских ученых и заверенный царской цензурой, то и там нет конкретных данных. В одном случае сказано, что случилось это в 1564 году «поблизости Чашник», а в другом – «на иванских полях» в 1563 году. Однако удостоверяется, что погиб воевода Шуйский, русский князь, и много бояр полегло. Это непреложный факт.

К сожалению, а может, к счастью, никто никогда не находил экспонатов, которые свидетельствовали бы о грандиозных жертвах. Сообщается, что первым обратил внимание на них Стрыйковский, рыскун-разведчик в армии Стефана Батория, якобы узревший человеческие кости. Однако было это уже спустя некоторое время, после выдворения грозновцев из междуречья, да и верить чужестранцу особо не приходится. На географической карте Риччи Заннони, итальянского мастера, изданной в Париже, место побоища указано несколько отлично – напротив Иванских полей, однако за рекой, и год совершенно иной: 1567-й.

При каких обстоятельствах произошло побоище, тоже неясно. В российской историографии встречается утверждение: кода «деловцы (строители, - авт.) Копиё почаше делать». Копиё преподносится как крепость на Суше. Однако тут тоже ряд сомнений. На них указывал лепельский историограф, член Московского археологического общества Михаил Кусцинский. К тому же, Суша (современное местечко по дороге Лепель – Улла) определена на расстоянии 20 вёрст от Лукомля. А это не так. На самом деле будет в два раза дальше. Да и фраза «Копиё почаше делать» вызывает совершенно иные ассоциации. «Почаше» можно рассматривать в связи с Чашниками, а Копиё могло оказаться совсем в другом месте. Кстати, Поулье, которым владели Монивидовичи, окажутся в радиусе 20 вёрст от Лукомля. А там сохранились остатки мощных каменных стен. На карте 1795 года между Лукомлем и Поульем можно увидеть еще одно селение из серии «иванских» - Иванъ полъ.

Карамзин в «Истории державы Российской» писал, что город Копиё «поставлен быть… к Виленскому рубежу». Рубеж лежал по Улле, где сейчас находится современная Межица и сформировалась разграничительная черта между Полоцким и Виленским поветами еще с 1190 года.

Что в Чашникском районе произошло сражение, бесспорно. Подтверждается анализом «Писцовой книги», составленной по заданию московского царя в период его пребывания в Сушанском выступе. В начале экспедиции, в 1563 году, Василий Низовцов, а затем и другие, обследовав рубежи, включали в сферу Полоцкого повета правый берег Уллы – аж до Толпинской дороги, а это Белица и Черея. Лукомль же выделялся неопределенностью – на него тоже рассчитывал Грозный, однако лукомляне не стремились в сферу восточно-северных интересов. Лукомль проявлял независимость, и его называли отдельным поветом, что ставило в один ряд с Вильно и Полоцком.

Первое описание рубежей происходило летом 7071-го года (1563-й по новому стилю), а последующие – спустя некоторое время, с характеристикой внутреннего положения: сколько и каких волостей, и кто хозяева земель, кому принадлежат отдельные деревни и веси. Так вот, вторая картина совсем иная. Она свидетельствует, что Грозному не удалось навязать свое присутствие за пределами Уллы, конечными явились Иванская и Селецкая волости. Ни заречные Чашники, ни Смольянцы, не говоря уж о Лукомле, не вошли в грозновский охват. Можно предположить, что Радзивиллу удалось отстоять правобережье.

(Продолжение следует).

На снимке: Улла в течении к Иванску, левый берег очень крутой.


03.10/20


Рецензии