Предисловие к сборнику Альфреда Хохрякова

     ПРЕДИСЛОВИЕ К СБОРНИКУ АЛЬФРЕДА ХОХРЯКОВА «ЖИТЬ –   ЭТО ТАК ИНТЕРЕСНО»)
                (Череповец: Северная окраина, 2020)

      Альфреда Хохрякова не стало. Это горькая утрата для нашего череповецкого литературного объединения, для череповецкой поэзии, а может быть, и для всей нашей русской поэзии. Как выразился другой, всенародно признанный и любимый поэт, проживший короткую, но бурную, насыщенную событиями жизнь: «Лицом к лицу лица не увидать: большое видится на расстоянье». Тот поэт родился 21 сентября, 3 октября по новому стилю, а этот, наш, чуть позже, 7 октября,  естественно по новому стилю. Поэтов разделяют 4 дня и многие годы: Сергей Есенин родился ещё в позапрошлом веке, в 1895 году, а Альфред  Хохряков – в веке прошлом, в 1937 году; разница между датами рождения – 42 года, а между сроками ухода поэтов из жизни – 52 года (роковые даты – 1925 и 2020).
       И завёл речь я о соотношении поэзии Сергея Есенина и Альфреда Хохрякова не с той целью, чтобы возвысить второго, а потому, что пытаюсь осознать сущность подлинной поэзии, связь её с временем, в котором жили творцы и которое было для них отведено. Эту небольшую книжку, составленную его другом, череповецким поэтом Александром Кругликовым, я рассматриваю как первую, робкую попытку достойно представить творчество А. Хохрякова в виде своего рода избранного. Конечно, составитель не может не быть субъективным, он и вправе быть субъективным, хотя, на мой взгляд, в сборник обязательно  должны были бы войти такие, к примеру, стихи Альфреда, как «Август», "Летний дождь", «Эхо». Список я могу продолжать.
      Альфред Хохряков не был профессиональным поэтом и не имел филологического образования. По образованию он был технарём и долгие годы работал конструктором на заводе железобетонных изделий. Для становления его как поэта ему многое дало самообразование, не зря у него  была со вкусом собранная большая домашняя библиотека, включающая, между прочим, и солидные филологические словари, а также общение со многими творческими людьми Череповца – поэтами, художниками, музыкантами (Александром Русановым,  Александром Кругликовым, Николаем Алексеевичем Кузнецовым, Николаем Витальевичем Кузнецовым, Александром Рулёвым-Хачатряном, Николаем Рассохиным, Валентином Шагиновым, Еленой Мекк и др.).
    Мне также довелось долгие годы общаться и дружить с Альфредом Хохряковым. Познакомились мы с ним в начале 90-ых годов, когда он только начинал всерьёз заниматься стихотворчеством, и на моих глазах проходило его становление как настоящего поэта. Мы разбирали и оценивали стихи друг друга, радовались, если у кого-то из нас были творческие успехи, солидные публикации. Оценщиком Альфред был очень строгим, мерилом оценки для него были лучшие классические образцы поэзии. Его строгие, но порой также одобрящие и ободряющие оценки самодеятельного стихотворчества до сих пор с благодарностью вспоминают многие участники (и участницы) Череповецкого ЛИТО.  Вспоминаются и новогодние конкурсы коротких стихов, которые организовывал и проводил Альфред и в качестве переходящего приза вручал небольшую бронзовую статуэтку Владимира Высоцкого.
     Что можно отметить в поэзии Альфреда Хохрякова, в той или иной степени достойно представленной в публикуемом первом его посмертном сборнике? Говорить об этом сложно, поскольку ещё не пришло время и не нашлось достаточного внимания пристально и глубоко оценить творческое наследие поэта. Главное, на мой взгляд, в поэзии А. Хохрякова – это жизнеутверждение, жизнелюбие, философское отношение к жизни. Оно проистекает из того, что он постоянно и активно общался с природой - с рекой, с лесом, с огородом и садом - был заядлым рыболовом, грибником, ягодником, дачником, любил лыжные прогулки и велосипедные поездки, много фотографировал. И все это, естественно, отображено в его стихах – живых, жизненных и жизнеутверждающих. Но наш поэт не только реалист, не только естествоиспытатель, он ещё и философ, испытавший много  трудностей в жизни, принимающий жизнь такой, какая она есть, осмысливающий суть бытия. А ещё Альфред Хохряков – поэт-романтик. Он, как яркая личность, имел немалый успех у женщин, однако в известной степени был однолюбом: его подлинной, верной, глубокой  любовью была Поэзия.
     Писал Альфред Николаевич в основном в традиционной, классической манере, к суперновшествам и уточнённым изыскам в стихотворчестве относился скептически. Не все в стихах А. Хохрякова (в том числе представленных в этом сборнике) совершенно в стилистическом, стихотехническом и лингвистическом планах. Некоторые его стихи неровны, что-то режет мой испорченный филологией, изящной словесностью слух.  Но важно, что  стихи это ненадуманные, не банальные, самобытные, живые, искренние. И  лучшие из них должны войти в золотой фонд русской поэзии, отобразившей Дух Времени и Человеческий Дух и, хочется верить, будут востребованы истинными ценителями поэзии - и нашими современниками, и в будущих поколениях. 

                Николай БУШЕНЕВ


Рецензии