Детство и дедство

                Щерви и пр.

  - Деда, а я кошелёк нашёл. Случайно. Он под кровать закати… засунулся как-то. А я уборкой занимался и нашёл. Только в нём почему-то не сто рублей, а двести. Первые сто, это я знаю, фея-бабушка за зуб положила. А вторые… Вторые, наверное, фея-мама, больше некому: папа в детские игры не играет. Ты – тоже.
   Не знаю, как папа, а я точно не играю.
   А сегодня были вкусные шашлыки. И всё остальное, которого было не меньше, чем шашлыков, и тоже вкусное. В честь дня рождения бабушки Т. Заяц наелся от пуза и засобирался домой.
  - Ты уходишь? Что такое?
  - Ой, наелся – больше ничего не лезет.
  - А сладкий стол? Торт будет…
  - Торт? Да, его я упустил из виду. Остаюсь.
  - Но я, вообще-то, могу тебе твою долю к вам принести.
  - Нет, пожалуй, останусь.
  - Ну или иди, а мы тебя позовём, когда дело до сладкого стола дойдёт.
  - А что? Вариант.
   И ушёл. А за столом рядом со мной сидела наша старинная знакомая, которой мой отец приходился крёстным. Я когда-то о ней рассказывал. Это та самая, которая пьёт только за здоровье Путина, но всегда, когда вообще пьёт. Клянётся, правда, что каждый день, но кто же ей поверит? Обе дочери её и пять внуков в разной степени давно обитают в Канаде. Дочери, естественно, давнее всех. А внуки – кому когда повезло родиться.
   И она за столом, будучи человеком общительным, весёлым и юморным, принялась рассказывать о первых школьных шагах своей младшенькой. Назовём её Ирой, поскольку разрешения на оглашение данных я не получал. Ну, не совсем первых шагах – об учении-мучении дитяти в младших классах. Потом-то всё стало на свои места и умная девочка, окончив школу на все пятёрки, получила серебряную медаль только из-за того, что золотых всем желающим не хватило, а у её родителей не было на то ни денег, ни даже мыслей. А университет – с красным дипломом. Но то было потом.
   А сначала было так.
   Девочка Ира пишет щерви вместо черви. Учительница исправляет «щ» на «ч» и снижает оценку. Девочка приносит всё это домой и, не дожидаясь маминых вопросов на засыпочку, с порога заявляет:
  - Мама, ты представляешь, эта учительница, она вообще ничего не понимает!
  - Ира, ты сейчас о чём?
  - Ну, вот. – Ира протягивает маме тетрадку.
  - Так правильно же! – Удивляется мама, подразумевая, что учительница правильно исправила.
  - А я что говорю? Конечно правильно! – Отвечает дочка, подразумевая, что правильно написала она.
  - Тогда почему ты сказала, что учительница ничего не понимает?
  - Ну ты даёшь! Она же исправила «щ» на «ч»!
  - А как надо? – Уже изнемогает от желания расхохотаться бедная мама.
  - Щ. – Ничтоже сумняшеся, настаивает дочь.
  - Здрасьте! А проверочное слово какое?
  - Щервь!
   Мама зависает ввиду отсутствия убедительных или хотя бы вразумительных контраргументов. Дочка, пользуясь минутным замешательством матери, удачно проскальзывает в комнаты.
   Или вот, математика. Никто не помнит уже, в каком классе, а я вообще сегодня впервые услышал. Дочка пришла из школы.
  - Ира, что ты получила по вчерашней контрольной?
  - Ой, мама, ты представляешь, Ворона получила четвёрку и закатила истерику! Со слезами!
  - Понятно. А ты что получила?
  - Со слезами, представляешь? Просто рвала и метала!
  - Да бог с ней, с Вороной, ты что получила?!
  - Я? Три. Но ты представляешь, Ворона…
   Думаю, ребёнок всю дорогу репетировал перевод стрелок. Но с этими мамами номер никогда не проходит. Сейчас, уже сама являясь дважды мамой, спуску своим детишкам не даёт и проверяет всё от буковки до буковки, от циферки до циферки. Но это сейчас. А тогда…
   Ну и на закуску – природоведение. Тема – Беловежская пуща. Об этом случае мне уже бабушка Т. на днях рассказывала, так что я был морально подготовлен. Действующие лица и исполнители: дочка, мама и папа. Впрочем, папа был скорее бездействующим лицом, чему мама, по её словам, была в тот момент только рада.
  - Выучила параграф?
  - Да.
  - Рассказывай.
  - Белозёрская чаща.
  - Что? Беловежская пуща!
  - Ну да, Белозёрская чаща.
  - Иди учи снова и, пока не выучишь, не возвращайся!
   Ушла.
   Пришла.
  - Готова?
  - Да.
  - Рассказывай.
  - Белозёрская чаща. Зим…
   …
   Ушла.
   Пришла.
   …
   Ушла.
   В общей сложности всё это повторялось до десятка раз и папа, учитывая его взрывной характер, проявил тогда несвойственное ему недюжинное терпение.
   Пришла.
  - Выучила?
  - Да.
  - Давай, рассказывай.
  - Белозёрская чаща…
  - Да что ж такое?! Беловежская пуща! Повтори!
  - А я что сказала? Беловежская пуща.
  - Продолжай.
  - Зимой в лесу красиво. Там живут зубры и дубры.
  - Кто?!!!
Зубры и дубры.
  - Кто такие дубры? – Спросила мама и её глазами поддержал папа.
  - Да как вы не понимаете?! Дубры – это маленькие и зелёненькие! А зубры – это большие и коричневые!
   Ну а старший сын старшей сестры этой Иры отлично отучился в школе, предложил себя пяти университетам и из всех пяти пришли положительные ответы. Он выбрал самый престижный из них. Со временем там требуется, чтобы они выбрали себе ещё один предмет для обучения. Так как он хорошо владеет русским, парень решил схитрить. Его и выбрал.
   Но на его беду русский у них преподаёт… русская из С.-Петербурга. И бабушке он с катастрофой в голосе заявил, что русский теперь самый сложный из изучаемых им предметов, а мама вот писала ему сочинение, он прочитал и вскричал: «Да ты что, ма? Преподавательница ни за что не поверит, что это писал я! И стал добавлять запятые в ненужных местах и исправлять буквы, где это было возможно. Без фанатизма – лишь бы поправдоподобнее выглядело.
   А вот самая младшая его сестричка по-русски говорит чуть лучше, чем её бабушка по-английски. А бабушка по-английски говорит вообще никак. Хотя уже который год примерно по шесть месяцев проводит там. И оправдывается: «Смотрю на внучку и понимаю: не каждому дано. И чего от меня тогда требовать?»


Рецензии