портрет на заказ

Портрет на заказ

Вчера я вступил на эту тропу...
Что сказать? Тяжело. Мне говорили: «Не обращай внимание на толпу, на это стадо! Они поорут - и забудут! Перетерпи. Деньги хорошие, картина останется. А потом все привыкнут! Привыкли же к «Черному квадрату»! Привыкли к кубистам? Ну и успокойся!»
Но это оказалось тяжело. А ведь вчера было только начало. Вчера все было камерно. А к вечеру это уже выплеснулось в народ. И загудели соцсети. Я захожу - меня какими только словами не называют! Как с этим жить?!. Я не хочу!
За что такие помои?
Я написал портрет. Да, он необычный, как меня и просили там, наверху. Но я художник! Я имею право на свое вИдение!
... Если честно, я бы изобразил ее иначе, будь моя воля.
Она же гениальная, этого не отнять! Тут все: талант, одиночество, неуживчивый характер...
Я взял бы за основу ее роль в том душераздирающем спектакле, где ее бросают дети, а она их благословляет! Да, седые волосы собраны, пышная седая волна волос, пучок, шаль на шее. И боты. Войлочные боты, выше щиколотки. Это было бы так трогательно. Боты придали бы незащищенности ее образу. И наряду с этим я бы показал ее силу, ее насмешливость, даже и человеконеприятие где-то. Взгляд. Взгляд бы все показал. О, я знаю, как я бы сделал!
Что об этом теперь говорить? Реальность иная.
Я изобразил ее с папиросой и в неряшливом виде. Карикатура. Комедийная актриса. И краски... Не те краски я бы взял! И стол этот... Да, стол... Курить-то она курила, но не пила же! Зачем водка на столе? Они настояли!
В общем, когда открыли картину там, в ее доме-музее, то....
Они молчали! Все приглашенные молчали! И только босс стал орать, как здорово, подталкивать меня вперед и хвалить меня! Он мне и вручил тот злополучный букет.
А знаете? Многие пришли с цветами. И молча с ними же и ушли. Унесли цветы! Постояли, посмотрели. Кто-то хмыкнул, кто-то многозначительно закашлял. И ушли.
А, да! Работники музея!
Они что-то шептались. Куда-то бегали. А мне ни слова не сказали. Проигнорировали.
Вы думаете, мне нужно это было? Этот позор? Это презрение?!
Я спросил у него:
- Зачем это все? Ты же видишь, что происходит. Давай снимем этот портрет, я унесу его!
А он посмотрел на меня, как на идиота. А спросил правильно:
- Ну положим, ты вернешь деньги за заказ. А неустойка? Потянешь?
Не потяну я неустойку. И деньги за заказ уже частично истрачены.
Как мне жить?
Как жить, когда проклинают люди? Может, Юшевичу позвонить? Он тоже этим промышляет.
- Яков? Ты? Привет. Поговорить бы.
- Привет, привет! Слышал, видел! Поздравляю! Деньги хорошие, молодец! Я бы посочнее сделал бы, но мне в этот раз не повезло!
- Яш, я... Тут критика такая, соцсети гудят. Как будто электростанция взорвалась, а не портрет повесили.
- Да, видел! Это слава, мой дорогой!
- На ... мне эта слава? Как с этим жить?
- Чудак! Да спокойно жить! Тебя никто не увидит! Пошумят - перестанут. Ты о новом заказе слышал? Хотят опять тебе дать.
- Слышал. Не хочу.
- Отдай мне!
- Бери.
Вот и поговорили. Яша не парится!
А мы с ним учились вместе. Оба в середнячках ходили.
Был среди нас Юрка.... Вот тот - гений. Абсолютный гений.
Спился гений. А я - ни то, ни се - не спился. Гения не признали, а я оказался нужен! Значит, в этой жизни все решает не талант! Нужно другое. Я не знаю, как это назвать, потом подумаю! Но это не шутки! Мой коттедж, мои деньги! Кстати!
- Яша!
- Ау?
- Я возьму тот заказ, я передумал.
- Ну ясен перец - такие деньги!
Да, деньги! Я нужен. Мне платят! А эти... Погавкают и успокоятся. Может, гением потом признают! А не признают - плевал я на них с балкона четвертого этажа своего коттеджа.
Я прав. Я художник. Я вижу, как хочу! А кому не нравится, тот пусть идет на... рынок! И покупает себе хрен с редькой.
Спать... Без соцсетей поживу. Здоровее буду.

Н. Ж.


Рецензии
Помню, помню событие (изделие культурки точнее), что побудило взяться за перо... Богомерзкий памятник ну точно не является искусством и ну явно кем то был профинансирован... Проблема чистого искусства и бедности она не нова. Хороший художник никогда не продавался. Тот же Микеланджело жил на деньги сильных мира сего, Медичи, Кардиналы и даже Папы римские... Но не перестал быть собой. Его вот, понимаешь,невозможно было заставить делать то, что он не хочет. Не то сейчас... Но всяк, кто решил служить Мамоне, но не Богу Искусств должен понимать, что настанет и часть ответа за проданный дар.

Александр Владимирович Кузьмин   15.11.2020 13:45     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.