1. Познань, Вильнюс, Даугавпилс

              От короны к вирусу и цурюк.


   Границы между Европой и Россией закрыты. Воздушные, железнодорожные и автобусные перевозки запрещены. А ехать нужно. Ежегодные посещения родителей и детей важны для них и для меня.


    Поэтому решаю купить дешевое авто и на нём до Белоруссии. А там как-нибудь просочусь пешком….

   Машину, а этот раз, удалось взять большую. Целая Мазда 6. Если кто понимает. Мне-то по-фиолетовому – иномарка лишь бы. И цвет не отталкивающий – серый. Значит, в кустах мой ночлег не будет выделяться. Юра, мой старинный приятель, продавец и автомеханик, оформил куплю и номера за один день.

   Никогда не раздумываю долго перед стартом, и в этот раз наутро я уже вырулил на автобан. По пути прошу о встрече – созваниваюсь со старым одноклассником по руднику, а теперь берлинцем Ваней. Договариваемся о встрече и совместной прогулке вдоль протестующих и демонстрирующих очередное недовольство понаехавших в столицу Германии. Хотя бы глазком глянуть на жизнь кипучую столичную. А то мы в Тьму Таракани – сиречь Вестфалии, на Дюссельдорфщине, ничего не ведаем.  И вот я уже въезжаю в Берлин и тут же звонок. Сын Ивана зовет папу на помощь – сломалась машина. И папа Ваня разворачивает мои оглобли…. Ну что ж, не увижу лиц знакомых своих, это минус, но плюс – в следующий раз наука мне – не напрашивайся на визиты. Незваный одноклассник хуже званого. И я разворачиваюсь в сторону Польши. Благо она уже рядом. Но выехать из Берлина это вам не въехать – два часа в пробке!   


                Первая встреча


   Пора сделать паузу.  Торможу на парковке и  машу руками, приседаю, марширую как почётный караул. Это моя зарядка и два любопытных поляка, закусывают рядом с польскими фурочками, воззрились на меня. Говорю им на русском: «Чего смотрите? Дорастёте до моих лет, и вы будете за здоровьем следить». Они весело откликаются по-русски. Оказались настоящие хохлы. Не те укры, а наши, что не обижаются на прозвание хохлами. Виталий из Нежина и Андрей. Им по 44 годика и они замолачивают в Польше денежки разъезжая на небольших фурах. По 1000 евро в месяц. И так три месяца, а потом месяц на родину. Узнав, что я не понаслышке знаю о делах на Украине, а гонял туда машины, сразу реагируют – и нам бы пригнали! А что, я согласен, но только до границы. Вот так, не выехав из Дойчланда, уже работу нашел. Язык до Киева не довел, но до границы вполне возможно прокачусь.
   - А по какой цене вам машины?
   - А по 6-7 тыщ евро.
   - А не дорого?
   - А мы не лаптем щи хлебаем. Работаем! У нас кто стонет, а кто живёт! Я вот, добавил Виталий, работал главным экономистом. 20 лет. Ныл – мало денег. Выучился на шофера и рад! Хрен с ним -  с креслом. Семье хватает и хорошо.
   Напоили чаем вкусным.


   Вот я, ага, уже и через границу прорвался и даже въехал в Познань. Ставлю машину и иду на прогулку. 

Есть в городе новые здания и даже заметной архитектуры, есть и старинные, но не особо. Памятник изобретателю колеса стоит тут же. И недалеко от него памятник-же велосипеду. То есть мир, похоже, обязан нашим всем именно познерам. И даже известным блогером и французом. Может быть на памятниках этих даны иные пояснения, но польский язык мной не читаем. Могу догадываться.

Примечателен городок заросшими крапивой и прочим бурьяном парковками. Как увидишь вдали улицы заросли – знай  - это парковка. Много уютных ресторанчиков. Они, как правило, или в полуподвальчиках или во дворах. Даже в арках дворовых.

Слухи доходили, что поляки, мол, русских очень не любят. Ну-ну. Вот убедился на центральной площади «Калинку» баянист с гитаристом изображают. Вокруг толпа наших. И никто их не кусает. Громко подпевают и даже пытается один тряхнуть вприсядку….

   Девушки тутошние не скажу что красотой отличаются, но некоторые умело одеваются! Полубальные платья на улице попались мне несколько раз. И два раза вычурные вечерние причёски. Здорово!

    Двух часов прогулки мне хватило, и в сумерках я уже на автобане и ищу ночлега. Он находится на парковке без заправки, но с туалетом. Крадучись переползаю через поребрик и ставлю машину за кустиками на площадке, а палатку еще дальше – у забора и под ёлкой. Запах обалденный! Это потому что я уже в Польше. Не раз мной подмечено – в лесу под Берлином сломи хвоинку и пожуй – мякина. Через двести километров такая же хвоя уже имеет вкус и запах.

   Ужинаю объедками взятыми из дома. Нина насовала вкусностей и их нужно истреблять. Заваливаюсь в палатку и смотрю фильм «Про созвездие стрельца». Движение прекращаю в темноте – езда должна доставлять удовольствие! Тем более первый день. Спать буду только в палатке – здоровей буду.


                Познань и далее

                Перед рассветом
   Шум дождя мне не приснился. Он идёт. И я забираюсь с ногами в багажник машины и кипячу на примусе воду. Овсянка сэры! Кофе растворимый, объедки остатков и уже нужно скручивать палатку. Мокрую загружаю в машину и пусть сохнет в пути.
   В парковочном туалете течёт горячая вода. И я рад. Опять делаю гимнастику и отвечаю «здрасьте» человеку в тельняшке стоящему на пути. Ответ русский.
   Наш чел – хохол. Старший мичман штурмовой роты на Северном флоте, служба в спецназе ГРУ. Потом служба на Украине и по всем горячим точкам мира. Крым русский. Душка парень, что еще надо! Учит сыновей – не ной, не проси – работай и всё у тебя будет как у батьков.
    Пенсия у него 3700.


                Варшава и Вильнюс


   В Варшаву хочется, но как представлю въезд длительный, а потом выезд часовой, так и расхочется…. И уже не впервой с этим городом такое! В струях дождя жму на педаль и еду так до столицы Литвы. Там планирую найти тот хостел, где когда-то ночевал. Но не срослось и, покружив по знакомым местам, решил искать загородный ночлег по дороге в Латвию. Вильнюс очень красивый город и я рад, что в свое время тут побродил пешком, а нынче автокруизом вдоль и поперёк напомнил себе о местах пройденных. Город по-прежнему чистый. Много блондинок. Очень длинные светофоры!! Заправил машину чтобы хватило до границы – 20 литров дизеля.


   Мотелей придорожных для меня не нашлось и, побуксовав в придорожной канаве деревенской дороги, поставил палатку на площадке для фур. Невдалеке от городка Утена. В уголке площадки под прикрытием своей машины. Вход, можно сказать, прямо из палатки в багажник. Маленько тяпнул снотворного, кино перед сном и очнулся уже утром.
    Овсянка и кофе.


                Даугавпилс и  граница


   Даугавпилс курортный. Но вокруг его нет объездной дороги и фуры идущие в Россию прут по городу. Мало того, дорога через город не прямая, а кишкообразная. И избавление жителям не светит. Никакого дорожного строительства я не заметил. Зато море светофоров! И люки на дороге. Хотя они и ровненькие, но уже не Европа…. Наследие СССР.
    На выезде слева стоит монумент. Срочно фото и экскурсия по кладбищу. Долго брожу среди могил советских солдат лежащих тут с 1944 года. Списки воинских частей, братские могилы, памятник, и много индивидуальных захоронений. Пришла мысль – а ведь не припомню я таких могил в России! Вот во вражеской Литве в идеальном порядке содержатся русские могилы, а у нас сплошь и рядом братские захоронения и длинные списки, якобы лежащих там. Если ты не генерал, то и не положено тебе своей могилы. Лежи во рву. Родина не забывает никого и ничего. Ей по-ровну.  В эту поездку повидал я таких монументов достаточно – по всем местам где шла война проехал и видел две! Две одноместных могилы – генералу Ефремову, предшественнику Власова на должности командующего 2й ударной армией, и министру железнодорожнику, забыл фамилию, в Ярославской области. В остальных случаях это были памятники со списками в/ч.

   Примечателен памятник на кладбище Двинска, так звался раньше этот Даугавпилс, четырём летчикам совершившим в сорок первом году на восьмой день войны двойной таран. Что это за двойной таран предстоит выяснить. На памятнике четыре портрета. Двое в лётчицких шлемах и двое в матросских бескозырках.

   И вот тут описан подвиг экипажа бомбардировщика:

 .Самолет Игашева был крайним, замыкавшим боевой порядок эскадрильи на левом фланге. На него и навалились три «мессера». Отбиваясь расчетливо и хладнокровно, воздушный стрелок и стрелок-радист сбили один вражеский истребитель, но и машина Игашева была подбита и загорелась. В те трагические минуты экипаж не дрогнул и не покинул самолет. Схватка продолжалась. Один из гитлеровских истребителей, рассчитывая на легкую добычу, приблизился к бомбардировщику. Улучив момент, балтиец консолью своего крыла ударил машину врага, и та рухнула в озеро. А огонь делал свое дело, и тогда, собрав оставшиеся силы, Игашев направил едва управляемый горящий самолет с полным боевым грузом на скопление танков и автомашин. Эхо мощного взрыва разнеслось над Двиной...
Так впервые в истории авиации был совершен двойной таран — один в воздухе, второй на земле.
Весь экипаж погиб, кроме Игашева, который каким-то чудом остался в живых. Командир был захвачен немцами в плен. Согласно немецкого списка казненных: расстрелян гитлеровцами на полигоне Хебертсхаузен, рядом с Дахау, не ранее 8 октября 1941 года.

   Их было четверо – экипаж торпедоносца.
 


      Прошёл границу. Латышскую с собакой и заглядыванием во все машинные дырки. В зеркало на палочке пограничница увидела землю и траву под бампером. Попросила очистить – вдруг там криминал! Этот грунт сцарапал на обочине когда буксовал….

    Кроме меня границу проходили еще трое. Один с немецкими номерами. Андрей. 44 года. Уезжает из Мюнстера навсегда в Пермскую глухую деревню. Родовую. До неё 12 км бездорожья и даже топи. Купит дешевый дом и огород. Везет в багажнике разобранный прецизионный токарный станок. Будет в деревне точить малюсенькие детали и продавать их в интернете. Показал мне одну – стоит 500 евро, а размер с кулак – набор шестерён для этого же станка.

    Навстречу пробивается джип. Битком набит домашними вещами. Кто таков? Француз. Жил 18 лет в Новосибирске. Свой коттедж в Заельцовском парке. (там, в этом парке, бедные не живут. Если только слуги обкомовские?) Теперь едет в Канны. Семья летит самолетом. Погранцы потирают руки – предвкушают работу по разгрузке его мебели  и носильных вещей.  Говорит по-русски хорошо, но я не сразу понял – едет он в Канны или из Канн. Та же беда и с моими шпрахами – не могу понять по-немецки – он приехал или уезжает?

Продолжение:http://proza.ru/2020/10/11/1887


Рецензии
Вспомнился Высоцкий: «На братских могилах не ставят крестов и вдовы на них не рыдают...». Да сколько их по России и Европе! Видела недалеко от Вены, ухоженная, мы оставили деньги, чтобы продолжали ухаживать. А под Питером около Пулково копали рвы, в которых после снятия блокады хоронили и наших и немцев. Папа рассказывал, их посылали на эти работы. Служил с 43 по 50 год. Было не до отдельных могил тогда, наверное. А наш институт проектный проектировал много мясокомбинатов, сырзаводов и молочных заводов в Прибалтике в 70-80 годы. Вот и в Утене тоже. Вспомнила: Рижский холодильник, Выру, Валмиера, Алитус, Пыльва, Лиепая...

Людмила Петрова 3   04.01.2021 13:33     Заявить о нарушении
Читаю ,,Ванька ротный,, и становится понятно отчего нет наших отдельных могилок - главное для нас не человек, а Родина и Партия + электрификация и социализм. Мы и по сей день винтики.
А благодаря нынешней моде на попов, в Германии на самом большом кладбище советских солдат звезду на памятнике заменили на крест👎

Юрий Игнатюгин   08.01.2021 02:19   Заявить о нарушении
Юрий, насчёт замены звезды на крест, тоже, думаю, не надо ничего менять. Что было то было. А вот про память: в Кронштадте восстановили Морской собор на Якорной площади. Очень красивый. Внутри по всему периметру висят доски с фамилиями и именами погибших моряков в сражениях и во время штормов. Каждый раз восхищаюсь. На братских могилах тоже восстанавливают списки тех, кто там похоронен. Есть энтузиасты и неравнодушные!

Людмила Петрова 3   10.01.2021 10:20   Заявить о нарушении
Глубокоуважаемая моя, борящаяся за звание ,,лучшая чительница бредней игнатюгинских,,!
Я тоже бывал в Морском соборе!
http://proza.ru/2018/09/17/1630

Юрий Игнатюгин   10.01.2021 12:29   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.