О пережитом

Из переписки.


Очень хочется с тобой поговорить, поделиться мыслями о ситуации в вашей семье, если ты не против.

Я эти дни размышляла о том, чем ты со мной поделилась (и очень благодарна за это). Переживала, конечно, молилась и думала, вспоминала аналогичные проблемы в своей жизни. Выделила в своём семейном опыте три серьёзных тяжёлых периода, когда существование семьи тоже висело на волоске. Два  их них также были связаны с потерей  у мужа финансирования/работы. Ситуации были очень похожи на вашу (это если со стороны смотреть, нюансы и особенности, конечно, уникальны в каждом конкретном случае).

Выходили из них по-разному, подолгу, через тяжёлые переживания и самоотречение (в конце концов) с моей стороны. Поначалу я, кроме обиды, ничего не испытывала. Как и что было в общих чертах или подробно – я пока тебе навязывать не буду. Если заинтересуешься – поговорим.

Само по себе состояние «переживания» недооценивается. Просто сокрушаться, переживая, сетовать – за что мне это, да как же так,  да почему – такое отношение к проблемам встречается повсеместно. И на первом этапе обнаружения проблемы так оно и представляется. Но дальше-то что? По мне, это осмысленная работа сердца и мозга, это пере-житие, прожитие, осмысление, осознание, анализ ещё и ещё, много раз возвращаясь  к обнаружению корней и причин проблемы.

Когда возникла подобная проблема в моей семье, совета ждать было неоткуда, очень многие семьи оказались в подобной ситуации, это были 90-е. Я просто стала искать работу и нашла её, практически переквалифицировавшись. Я ушла в декрет с младшеньким в 1990 г., до этого работала программистом в крупных вычислительных центрах. Пока была в декрете, наш ВЦ развалился, и в 1993 г. я устроилась преподавателем информатики в Технический лицей при универе. Р.А.в это время  числился на работе в проектной фирме, но зарплаты им выплачивать почти перестали, многие сотрудники поувольнялись, пили каждую «тяпницу» на работе, еле до дому доползали.

 Вот такая ситуация, он подтвердит, что так и было. Всё рухнуло у него, вся жизнь насмарку, так он считал. Да и всё вокруг. Для мужчины (у них психология очень отличается от женской, ты сама это знаешь, как специалист) это главное – самоутверждение в деле. Для женщин – семья, дети на первом месте. Но я тогда ещё плохо разбиралась в психологии, просто надо было чем-то детей кормить, вот и стала подыскивать работу, как раз стали открываться лицеи и гимназии, где не было учителей информатики совсем, их  тогда в ВУЗах ещё не готовили. И очень многие программисты, подобно мне, перешли в образование преподавать.

Это было очень, очень сложно – начать новый вид деятельности. Стоит упомянуть хотя бы то, что в ВЦ мы работали локально каждый над своим проектом, углублялись в тонкости и т.д. А в преподавании нужен широкий кругозор в данной сфере, большая эрудиция и доскональное знание каждого модуля учебной программы. Вот это всё приходилось постигать на ходу, как говорится, без отрыва от работы…

 А Р.А. в это время пребывал в депрессии, и все его сотрудники-друзья, вместе пили, каждую пятницу старшие сыновья  забирали его с работы под белы руки и доставляли домой.

Я никого не оправдываю и не хочу себя выставлять примером. Просто рассказываю часть истории нашей семьи, муж и сыновья вспоминают иногда со смехом, теперь легко смеяться, а тогда веселья не было.

Теперь думаю, что в той ситуации главное было – поменьше конфликтовать, помогать друг другу выстоять, сопереживать, стараться понять другого. Не могу сказать, что муж меня понимал, а так хотелось, до слёз.

О слове «развод» мы договорились ещё до свадьбы – ЧТО бы ни случилось в жизни, никогда не бросаться им и даже в мыслях не упоминать. В той ситуации выяснять отношения было бесполезно, потому что человек и сам не понимал, что происходит, что дальше делать, толку-то кого-то обвинять. Обстоятельства выше нас.

Надо объединять усилия, помогая друг другу. На то и семья, что человек не одинок.   
Но это наш опыт, я уже подчеркнула, что никому его не навязываю, просто делюсь.


Рецензии