Так и не так

Любое быстрое взаимодействие между человеками сводится к "так" и "не так", "нравится" и "не нравится", "правильно" и "не правильно".

Это естественно. И тут есть вот какой подвох.

Выговаривая кому угодно о пережитом "не так", выговаривающий сам приобщается к "не так".

Только отдавая своё внимание в сторону "так", можно правильно помочь ситуации.

Думается, именно об этом нам сообщал Михаил Афанасьевич Булгаков, устами профессора Преображенского, говоря, что террором ничего не добьёшься, и единственный способ обращения с живым существом - ласка. (1)

_____

(1) Лаской-с. Единственным способом, который возможен в обращении с живым существом. Террором ничего поделать нельзя с животным, на какой бы ступени развития оно ни стояло. Это я утверждал, утверждаю и буду утверждать. Они напрасно думают, что террор им поможет. Нет-с, нет-с, не поможет, какой бы он ни был: белый, красный и даже коричневый! Террор совершенно парализует нервную систему. — В ответ на вопрос о том, каким образом он смог приманить такого нервного пса (Шарика).


Рецензии
Добрый день. Мне кажется, «Так» и «Не так» недостаточно. Нужен «0». Разумные аргументы действуют не на всех. Иногда, сталкиваясь с животным поведением "венца творения", я просто не могу и не хочу участвовать в его перевоспитании. «Не так» вызовет его гнев, «Так» даст иллюзию одобрения, либо будет понято как слабость. Игнорирование в данном случае уместнее. Как считаете?
С уважением, Валерий.

Валерий Диковский   07.10.2020 08:54     Заявить о нарушении
Добрый день, Валерий. Разумеется, недостаточно "так" и "не так". Дело в том, что я говорю об автоматических эмоциональных реакциях, когда они возникают, о так называемых быстрых взаимодействиях. А Вы уже пишете о более медленной системе у человека, которая пытается всё взвешивать ;)

Под "нулём" некоторые подразумевают способность внимать без привнесения своих убеждений, непредвзято. Об этом я пытаюсь говорить в "Услышать ближнего".

Благодарю за вдумчивый отклик,

Феронин   07.10.2020 10:17   Заявить о нарушении
Другими словами (но как обычно упрощая, иначе придётся отдельно статью делать), Ваш "ноль" - это уже выход за пределы контекста "так"-"не так". Выход верный, соглашусь. Но как только Вы практикуете "ноль" (если успешно), контекста "так"-"не так" в принципе не возникает. Вместо этого возникает уважение. Способность видеть всякого "как есть". Осознание на новом уровне, что всему есть свои причины, что "случайность - непознанная закономерность". Это путь к слышанию, к любви, к созданию зоны безопасности (пользуясь терминами Dave Gray), когда человек может в Вашем присутствии раскрыться как есть. Да, верно, можно игнорировать. Действие - это уже отдельно от восприятия, если осознаётся. Но можно и пытаться увидеть возможность развить такое качество в наблюдаемом, которое поможет ему подняться до Вашего "ноля" (например). Снова-таки, не гарантия, что такой шанс предоставится, но можно (при желании) искать такой шанс, или даже создавать его.

Феронин   07.10.2020 11:42   Заявить о нарушении
Пожалуй, мне стоит почитать что-то по психологии, для того, чтобы лучше понимать Ваши тексты. Того же Дейва Грея, например. Я только слышал о нем, но не читал. Дело в том, что моя специальность (физика) довольно далека от психологии. Поэтому не стоит всерьез принимать мои «нули». Они основаны лишь на житейской практике.

Валерий Диковский   07.10.2020 12:55   Заявить о нарушении
Опыт и личные интерпретации не стоит недооценивать ;) А раз Вам близка физика. Рекомендую тогда ещё обратить внимание на "Квантовая психология", автор Роберт Уилсон.

Феронин   07.10.2020 13:59   Заявить о нарушении
Уважаемый Феронин. Вынужден обращаться по фамилии. Тогда давайте зайдем еще раньше. В человеке сиешаны природные, можно сказать звериные чувствп и чувство коолективп. Этт чувства в коллективных животных. Но в чедовеке в самойтбольшой степени и очень осознанно
Ведь это человеческое -свобода, это осознанная необходимость. То есть, самоограничение осознанно. Но животные инстинкты никуда не деваютс: желагие утолить голод, желание утолись половой голод, ревность и зависть к сопернику, ксенобофия, ненависть или родозрительность к чужакам. Это обычные защитные реакции для выживания. Уже потом их может ограничивпть воспиьание и сознание пользы коллектива. Так что то , что по Вашему так и не так. Существует на генном уровне. И поэтому скодько вы ни видите исторических примеров, никакой ласки вы не увидите. Только у Толстого непротивление злу насилием. Подскажите где в истории стран и народов такое было.

Леонид Колос   30.06.2021 20:05   Заявить о нарушении
Леонид, я понимаю Вашу мысль. Сам думал с такой позиции, когда осмысливал идею о том, что с животными только ласка нужна. Предположу, что здесь требуется уточнять контексты. Вот Вам парочка ниже.

1 Булгаков намекал на то, что террором ничего не добиться. Не нравился ему террор, и это можно понять.

2 вероятно, речь всё-таки о чём-то таком (а не вообще), где именно лаской добиваются наилучших результатов.

Феронин   01.07.2021 23:47   Заявить о нарушении
всякое нужно при своих обстоятельствах. а потом аукается. и насилие и ласка. например. когда большевики проигрывали белой армии, Троцкий создал армию на других началах, мобилизация с институтом заложников, строжайшая дисциплина, за нарушение реперессии. и такая Красная армия. победила. но мы еще застали дедовщину в армии - это отголосок построения армии по рабовладельческому принципу. как говорит пословица мечом можно сделать многое, но на нем нельзя сидеть. с другой стороны армия место для прямого подчинения. А армии восточного типа, где командир - бог, место для злоупотреблений. и мы видели примеры как небольшая но иначе организованная армия разбивает ту, где приказы и поступки командиров не обсуждаются.

Леонид Колос   02.07.2021 11:24   Заявить о нарушении
"всякое нужно при своих обстоятельствах" - вот именно, поэтому нужно посмотреть на конкретный контекст времён Булгакова, и понять, какие свои обстоятельства побудили Булгакова к вот такому высказыванию, и это будет правильный например

Феронин   02.07.2021 20:47   Заявить о нарушении
не согласен. есть высказывания на все времена. например. что ближе к теме - "перекуем мечи на орала" и мысли Булгакова о которых идет речь такого же порядка. он только эти вечные мыли по-своему выразил

Леонид Колос   02.07.2021 22:19   Заявить о нарушении
Ваше право. Я за смысл, а он появляется только при наличии контекста. Не все высказывания являются настолько глубокими, чтобы их можно было считать принципиальными истинами, но даже принципиальные истины требуют хоть какого-то контекста. В противном случае мы придём к разговору на уровне веры, во что хочу, в то и верю, каждый в своё. Каждый имеет право верить, но это не всегда делает беседу продуктивной. Поэтому само высказывание "есть высказывания на все времена" не является достаточным основанием, в моих глазах, для позиции "не согласен". Для начала, было бы корректнее, уточнить, не согласны с чем конкретно, в чём именно, по пунктам. Если желания уточнять нет, я пойму.

Феронин   02.07.2021 22:45   Заявить о нарушении
поясню о чем я когда сказал не согласен. у многих писателей мысль заложена в сюжете. хотя внутри повествования есть и емкие высказывания, которые потом цитируются. например того же Булгакова, что разруха не на улицах. а в головах. Это кратко и верно.и это уже вышло из контекста произведения. Слово стало крылатым, и уже не важно по какому поводу оно написано.

Леонид Колос   03.07.2021 06:28   Заявить о нарушении
Да, это верно, выражение стало крылатым. И, тем не менее, оно выросло из той самой конкретной разрухи, происходящей вокруг автора в конкретных обстоятельствах. Да, автор умница, создал универсальный, применительно к людям принцип - между прочим, прямо сейчас я пользовался этим выражением в своём последнем тексте, ещё не прочтя Вашего комментария.

Осталось, справедливости ради, внимательнее посмотреть на мысль автора по поводу ласки к живым существам. Что можно создать только лаской в живом существе, и ничем иным, кроме ласки, это не создаётся. Только давайте учтём, что разруха в головах - не буквальное выражение. Быть может, и ласка не так буквальна, уверен, Вы это понимаете, а я просто ставлю акцент, для обозначения общей площадки в диалоге. Какого рода небуквальная "ласка" по отношению к живым существам (тоже, вероятно, не столько собакам, сколько каким-то людям, на которых намекает автор) - сработает лучше, чем террор? В чём сила "ласки" и слабость террора? Когда любовь к лидеру создаёт больше, чем страх лидера?

Феронин   03.07.2021 10:43   Заявить о нарушении
Я сталкивался с примерами когда иначе не скажешь, что беспорядок в голове. Как-то давно назначили меня начальником отдела. У отдела большой архив с проектами. То один производитель работ, то другой обращается с вопросами, которые можно решить только, поглядев проект. И вот мои новые подчиненные ищут. Никакой системы в архиве. На поиски день уходит. А тем более, мне как найти, новичку в отделе? И пришлось мне сидеть вечерами и выходными, чтобы систематизировать. А когда эта работа была сделана и мои подчиненные привыкли, что можно легко найти нужный документ. У них в мозгах это устоялось. И чуть что в перечень дркументов. И по полкам все стали расставлять аккуратно, чтобы не нарушитб порядок.

Леонид Колос   03.07.2021 12:36   Заявить о нарушении