Придумывая строчки на ходу...

(Из цикла «Курские правоохранители в литературе»)

СТРАХОВА
Татьяна Ивановна

(род. 11.05.1949)

Поэтесса, прозаик.
Член Союза курских литераторов с 2013 года.
Член Лиги курских писателей с 2019 года.

Родилась Татьяна Ивановна Страхова (в девичестве – Воротникова) Рудкино Гремяченского района Воронежской области. Родители: мама – Воротникова Екатерина Ивановна, отец – Воротников Иван Ефимович. Оба из казаков. Через год родители переехали сначала в пос. Летнеозерский, а потом в пос. Обозерский Плесецкого района Архангельской области, где прошли детские и школьные годы Татьяны и трех ее младших братьев.
В школе, как и многие, занималась в различных кружках, участвовала в оформлении классных стенгазет и спортивных соревнованиях по баскетболу, волейболу и лыжам. 
После школы уехала в город Саратов. Работала на номерном заводе электроагрегатного машиностроения. В 1971 году поступила на учёбу в Саратовский юридический институт им. Д.И. Курского, который окончила в 1975 году. В институте пела в ВИА «Колорит».
Затем более 20 лет служила в Плесецком РОВД Архангельской области: сначала следователем, затем инспектором и начальником ПДН. Вышла в отставку в 1999 году в звании подполковника милиции.
Во время службы в органах внутренних дел вышла замуж за армейского прапорщика и с1981года с ним стала жить в городе Мирном. Писала стихотворные сценарии для детских утренников, а профилактические статьи и стихи публиковала в местных газетах «Плесецкие новости» и «Прионежье». Выступала по радио.
В Курске проживает с 2006 года. Работала в военном комиссариате Сеймского округа. С 2014 года на заслуженном отдыхе.
Литературным творчеством увлекается давно. Из юности дивной, когда будущей поэтессе было только 18 лет, сохранилось стихотворение, в котором такие строки:
Вокруг – весна, и травы пахнут сладко,
Резвятся стаи птиц у нас в саду,
А я иду, смахнув слезу украдкой,
Придумывая строчки на ходу.

Придумывание строчек на ходу, на бегу, на лету – стало не просто юношеским увлечением, переживаемых в эту пору многими девушками и юношами, а частицей ее жизни. До знакомства с курскими литераторами и писателями. До вступления в Союз курских литераторов, печаталась в газетах, журналах, коллективных сборниказ «Васильки на погонах» (1995) и «Российский колокол». За подборку стихотворений, посвященных российской армии, стала, по-видимому, единственным в Курской области обладателем престижной литературной медали А.С. Грибоедова (2010).
Вступив в 2012 году в Союз курских литераторов (СКЛ), учрежденный осенью 2010 года по инициативе  председателя правления КРО СПР Н.И. Гребнева, в скором времени стала душой коллектива Курского городского отделения СКЛ. Яркая внешне, веселая по характеру, оптимистически настроенная женщина, она не только активно выступала на заседаниях секций поэзии и прозы, читая свои новые произведения, принимая участие в дискуссиях о роли современной литературы в культурной жизни страны, но и регулярно публиковалась в литературном альманахе «Курские перекрестки» – печатном издании КГО СКЛ.
Среди первых опубликованных в альманахе произведений Татьяны Ивановны стихотворение «23 февраля», конечно же, посвященное защитникам Отечества и, судя по простоте изложения, написанное для детей:
Завыли ветры февраля.
Сорвался лист календаря.
Краснеет праздничная дата –
Посвящена она солдатам.

Но рядом с ним было и более серьезное, и более значимое в идейно-художественном и эмоциональном плане стихотворение «А я смогла бы?..», посвященное матери, в далеком уже 1941 году юной девушкой ушедшей на войну, чтобы защитить Отечество от немецких захватчиков и их союзников-фашистов из так называемой цивилизованной Европы.
А я смогла бы так же, как она,
О нашей с вами Родине радеть?
В семнадцать, когда грянула война,
Шинель на плечи хрупкие надеть?

Здесь не только авторское присутствие, но и философская глубина размышлений, чем, кстати, отличается настоящая поэзия от любительского сочинительства и рифмовки строк. Кстати, это стихотворение было помещено в сборник «Зарницы Огненной дуги», изданный в этом же году в Курске «Славянкой» в честь 70-летия победы в Курской битве.
Походив на заседания секций, пообщавшись с такими литераторами-поэтами, как Вадим Шеховцов, Владимир Рябинин, Наталья Прокофьева, Сергей Князь, Борис Останков, Т.И. Страхова вскоре встала в их ряд, заняв ведущие позиции среди  городских литераторов. А в КГО СКЛ в то время состояло на учете не менее трех десятков поэтов и прозаиков.
Поприсутствовав на мастер-классах, проводимых поэтами Валентиной Коркиной, Юрием Першиным, Алексеем Шитиковым, Вадимом Корнеевым и Юрием Асмоловым, выслушав критические замечания и наставления старших и более опытных коллег, начинающая поэтесса основательно взялась за повышение уровня своего поэтического творчества и серьезному отношению к работе со словом. Причем так взялась, что уже в 2013 году издала сборник стихотворений и прозы «Разноцветный серпантин», а в следующем – «Арабески любви».
Оба сборника вышли в мягких цветных обложках с фотографией автора на тыльной стороне обложек и краткой биографической справкой, тиражом по 100 экземпляров каждый. В первом сборнике было 150 страниц, во втором – 160. Основу каждого составляли лирические стихи разных лет и разной тематической направленности – от любви и нежных слов о мате до размышлений автора о человеческом бытии, а небольшие рассказы (в первом – один, во втором – пять) являлись своеобразным приложением, словно поэтесса желала показать читателю, что она и с прозою на «ты».
Сборник «Разноцветный серпантин» редактировала Юлия Таратина, которая в предисловии «Особый свет поэзии Татьяны Страховой», процитировав отдельные строки из некоторых стихотворений, отметила главное: «Лучшие ее стихи – как лирические, так и гражданские – воодушевляющие и поэтичные, богатые внутренней музыкой и интонацией. – А несколько ниже: – Стихи мелодичны, а в некоторых угадываются мотивы наших народных песен». Говоря об отдельных персоналиях произведений, Ю. Таратина подметила: «Лирическая героиня Татьяны Страховой – натура возвышенная, способная любить, сопереживать и восхищаться», – и в качестве примера привела такие строки:
Разбросались пухом тополя,
От него нигде спасенья нет,
Словно снегом убрана земля,
Но у снега – грязно-серый цвет.

Редактором сборника «Арабески любви стал ведущий поэт Курского края Юрий Петрович Першин – талантливый ученик Н.Ю. Корнеева и Е.И. Носова, мастер философской и парадоксальной поэзии. Отметив в предисловии к сборнику, что вторая книга Т. Страховой – «это продолжение традиций, заложенных ею в первой книге», что «это верность и самой себе, и своим темам», Ю. Першин выделил в поэзии автора «естественность и целостность». Он же наградил поэтессу таким эпитетом, как «светлый человек» и заявил весьма категорично: «Напрасно было бы думать, что Татьяна Страхова – поэтесса восторгов и живет только упоением жизни…».
Стоит заметить, что оба редактора в своих предисловиях к сборниками сосредоточили внимание на стихах, оставив без комментариев прозаические произведения автора, хотя рассказы «По прозвищу «Гусак», «Свинухи», «Змеиные истории» и другие не только показывают новые грани литературных способностей автора, но и читаются с интересом, ибо написаны хорошим литературным языком.
Сборники были изданы на средства автора и, естественно, никаких гонораров, кроме, возможно, морального удовлетворения, не принесли. А вот в советское время даже небольшие стихи, напечатанные в районной газете, вознаграждались небольшими гонорарами. Об этом не раз рассказывали Михаил Еськов, Леонид Наливайко и Юрий Першин, начавшие публиковаться в середине шестидесятых годов прошлого века. А уж полученные ими гонорары за первые небольшие персональные книжки, изданные в Воронеже, исчислялись тысячами советских рублей. Правда, тогда было трудно издаться, но если уж кто издался, то сразу чувствовал себя настоящим писателем и мог ходить с гордо поднятой головой. Не было проблем и с распространением тиража: он мгновенно расходился по библиотекам и магазинам Центрально-Черноземного региона. Теперь же, когда читательский интерес заметно притуплен отношением властей и государства в целом, а еще и Интернетом, автор должен был сам думать, как поступить с полученным тиражом: то ли попытаться продать книги – только кто их в век бездуховности купит, – то ли раздарить. Последнее делалось чаще и продуктивнее. Вот и Страхова свои первые книги дарила коллегам по литературному цеху, родственникам, друзьям по прежней работе, а также курским библиотекам.
Активная жизненная позиция Татьяны Ивановны, систематическое участие ее во всех мероприятиях, проводимых Курской писательской организацией и Союзом курских литераторов, выход сборников привели к тому, что в скором времени на ее поэтическое творчество обратили внимание известные поэты Юрий Першин и Вадим Корнеев.
Впрочем, если следовать хронике событий в литературной жизни Татьяны Страховой, то необходимо отметить, что в 2014 году по инициативе председателя правления КРО СПР  Н.И. Гребнева при писательской организации был учрежден Литературный лицей, членами которого стали учащиеся курских школ, а их наставниками – некоторые наиболее подготовленные литераторы, имеющие педагогический опыт. Одним из таких наставников и руководителем двух отделений Литературного лицея – «Яркая полоса» и «Золотые пёрышки» – стала Татьяна Ивановна.
Занимаясь с детьми, Татьяна Страхова не забывала и о собственном творчестве. Почти в каждом выпуске альманаха «Курские перекрестки» были подборки ее стихотворений. Но знаковым моментом в ее творчестве стал все же сборник «Я не философ», выпущенный в свет в 2015 году в Курске Издательским домом «Славянка» (некогда учрежденным журналистом и писателем Н.И. Гребневым и помогающим начинающим авторам в «рождении» их книг). Небольшое предисловие к нему написал Юрий Першин, который, естественно, был и редактором.
Сборник «Я не философ», в отличие от предыдущих, был издан в твердой цветной обложке, но традиционно уже с портретом автора на тыльной стороне и приличным по нынешним временам тиражом – 100 экземпляров. Это в советское время тиражи книг провинциальных поэтов и прозаиков исчислялись тысячами, а в современной демократической России с ее рыночной, комерческо-потребительской экономической основой и идеологией, когда государству литература, по большому счету стала обузой, тираж в 100 экземпляров  является едва ли не верхом надежд и устремлений автора. Ведь издавать приходится на собственные деньги, так как современные жуликовато-вороватые бизнесмены в спонсоры не очень-то спешат. Вот и этот сборник, как и предыдущие (и последующие) был издан на средства Т.И. Страховой, а точнее, на ее пенсию и пенсию мужа, отставного армейского офицера, сочувственно относящегося к литературному творчеству супруги.
В сборнике на двухстах страницах около 40 стихотворений, размещенных в 11 тематических разделах, и три рассказа, в сюжетную основу которых легли реальные события из богатой милицейской и жизненно-бытовой практики автора. А о тематической составляющей стихотворений можно судить по названиям разделов: «Материнской тропой», «Севера мои, Севера…», «Мы все из детства», «С любовью к собратьям по перу», «Нетленное», «Оскомина любви», «Зимняя канитель», «Мыли вразброс» и другие. Легко понять, что автора волнуют темы материнства и детства, дорогие ее сердцу северные места и природа, нетленные, незабываемые события Великой Отечественной войны и, конечно же, любовь – самая вечная и самая великая тема всех поколений поэтов и прозаиков.
Открывает сборник, задает тон всему его содержанию и одновременно с эти показывает авторскую позицию небольшое стихотворение «Я не философ», в котором есть такие строки:
Я не философ. Теорем и догм
Доказывать вам в жизни не берусь,
Но я – поэт, поэзия – мой дом;
Живут в том доме радость, боль и грусть.

Итак, программная установка дана, а нравится она кому или не нравится, дело уже второстепенное. Кстати, авторская позиция зацепила поэтическое нутро Ю. Першина, заставив его пофилософствовать над этим, отметив «честность и целомудренность» главными достоинствами автора.
Заявив в одном из стихотворений, что «материнской тропою по жизни идет», Татьяна Ивановна в следующем задается вопросом: «А я смогла бы так же, как она, / о нашей с вами Родине радеть? / В семнадцать, когда грянула война, / шинель на плечи хрупкие надеть?». Казалось бы, простые строки, тяготеющие к публицистике, но в них, если вдуматься, не личный вопрос какого-то индивида, а идейно-нравственная позиция поколений. А потому в этом есть и элементы настоящей поэзии, и поэтическое мастерство и зрелость самого поэта. Жизнь же показала, что поколения молодежи, в том числе и последнего времени, взращенной на «пепси» и «попсе», состоят не только из столичных московских тусовщиков, вертихвосток и жигало, проституток и бандитов, но и из тех, кто сражался за Родину на Северном Кавказе, защищая русский мир, участвовал добровольцами в Донбассе против украинских нациков, отстаивал справедливость в Сирии, спасая ее государственность от международных террористов, а также от нападок США и прочих псевдодемократов.   
Патриотизм, служение Родине у Татьяны Страховой в крови – так уж она была воспитана семьей и советской школой, институтом и многолетней службой в органах милиции. Поэтому тема патриотизма в стихах для нее не надуманная искусственная, а естественная потребность, и она здесь логична и искренна. Ясна ее и гражданская позиция, когда, говоря о современной российской жизни, отмечает: «В основе – демократии начала, / но жизнь людей гораздо хуже стала». Кратко, но в самую «точку».
Говоря о поэтическом творчестве Татьяны Ивановны, необходимо отметить, что многие ее стихи весьма лиричны, напевны и музыкальны. Читаешь их и вдруг замечаешь, что невольно начинаешь делать это распевно, мелодично. В качестве примера можно привести такие строки:
В саду моем притихшем
Заиндевели ветки,
Садовые дорожки
Присыпаны снежком.
Мое четверостишье –
О трех словах заветных –
Забылось понемножку,
И растопился ком.

Правда, этот пример не четверостишье, а восьмистишье, что само по себе говорит о знании автором техники стихосложения, а еще в нем хороший образец музыкальности, ярко приукрашенный наличием целого ряда шипящих звуков «з», «ж», «ш» – несомненный пример аллитерации; а частое повторение гласных «е», «о», «и» – пример  ассонанса.
Кроме того, в стихах Татьяны Страховой из данного сборника можно увидеть и иронию, и философские размышления  о современной действительности, о нашем бытии.
Что же касается рассказов, то в сборнике их три – «Жили-были два брата», «Казус на болоте» и «Угарный газ». Два первых связаны с милицейской, правоохранительной темой. При этом, хоть оба и имеют детективную начинку, но все же первый рассказ не столько о сотрудниках милиции и их работе по раскрытию преступления – убийства, сколько о личностных и социальных ориентирах, о человеческом бытии, о нравственности и безнравственности, о духовности и бездуховности.
В мягких, ненавязчивых тонах подан образ участкового инспектора милиции Фролова, жизненный и профессиональный опыт которого, не дал оперативно-следственной группе остановиться на одной, на первый взгляд, перспективной версии, лежащей на поверхности преступного события, и, в конечном счете, помог найти настоящего преступника.
Второй рассказ больше похож на милицейскую байку, в гротескном виде изображающем милицейскую службу, где трагедия и комедийная ситуация рука об руку. Впрочем, судя по всему, он основан на реальных событиях и реальных действиях отдельных сотрудников одного из территориальных подразделений УВД Архангельского облисполкома.
Из жизни взят сюжет третьего рассказа, в котором достаточно и горького и комичного. Но это наша действительность…
В целом рассказы написаны автором в реалистическом ключе, читаются легко и несут в себе ощутимый положительный воспитательный заряд.   
В двадцатых числах ноября 2015 года в здании Курской областной научной библиотеки проходил 2-й съезд курских литераторов, в подготовке и в работе которого Татьяна Страхова приняла живейшее участие. Мероприятия съезда – официальная часть, секционная работа, литераторов, семинар да и просто общение курских литераторов и писателей между собой и с коллегами из Москвы, Орла, Белгорода. Брянска, Воронежа – как бы подводили черту под прошедшим этапом литературной жизни Курской области и ставили задачи на будущее. В целом же, вот так буднично, почти незаметно для современников, творилась история курской литературной жизни… И одним из творцов этой истории являлась поэтесса и прозаик Т.И. Страхова, родившаяся в Воронежской области, но ставшая курянкой не только по прихоти судьбы, забросившей ее в наш край. но и по духу, ибо именно на Курщине она стала настоящим литератором.
Литературная жизнь в области, поднятая неутомимой и неистощимой энергией председателя КРО СПР Н.И. Гребнева на всероссийские вершины (КРО СПР заняла первое место в России), подразумевала не только индивидуальные и коллективные встречи коллег по перу, не только практические занятия на секциях поэзии, публицистики, художественной прозы и краеведения, сочинение и публикацию произведений, но и участие литераторов наравне с членами СПР во всевозможных литературных конкурсах, проводимых как в области, так и в стране. И здесь, в первую очередь, нужна личная инициатива авторов. Инициативы Татьяне Ивановне было не занимать. Поучаствовав в конкурсе, проводимом Министерством Обороны Российской Федерации, она в 2009 году за стихи, посвященные воинам российской армии, стала обладателем медали А.С. Грибоедова, о чем говорилось выше. Это и большая честь, и признание ее литературных способностей.
А еще 2016 году Т.И. Страхова в «Славянке» издала очередной сборник стихотворений и рассказов – «Времена и годы». Как и предыдущий, этот сборник вышел тиражом в сотню экземпляров и в твердой цветной обложке с портретом автора на ее тыльной стороне. А вот количество страниц и, следовательно, количество стихотворений и рассказов значительно возросло. Теперь на 328 страницах было не менее 250 стихотворений на самые разные темы и пять рассказов, среди которых вновь было произведение о сотрудниках органов внутренних дел – «Стажер».
Если новый, 2017 год, в жизни курского литературного сообщества ознаменовался учреждением при КРО СПР Курского студенческого союза литераторов (КССЛ), то в творческой деятельности Страховой он ознаменовался выходом новых книг. В этом году увидели свет небольшой сборничек стихов для детей «Лесное лукошко» и сборник «Осеннее танго», предисловие к которому написал поэт, член Интернационального союза писателей и редактор сборника Б.Л. Останков, главный знаток теории стихосложения и поэтики Курского края.
Если «Лесное лукошко» – новая грань в поэтическом творчестве Татьяны Страховой, то сборник «Осеннее танго» – дальнейшее продолжение и развитие поэтических тем на новом этапе ее творчества. И здесь стоит сослаться на мнение Бориса Останкова.
Отметив примеры всевозможных поэтических приемов, используемых поэтессой в произведениях, ее любовь к Родине и городу Курску, Б. Останков делает вывод: «Поэзия автора пронизана индивидуальным видением мира, изображаемого с применением многообразных литературно художественных образов. Музыкальность стихов несомненна».
И раз упомянули город Курск как одну из тем поэтического творчества поэтессы, то стоит сказать, что в настоящем сборнике столице соловьиного края отводится целый раздел, в котором такие стихотворения, как «На магнитной курской аномалии», «Курск», «Мой город», «Шумит непогода над Курском» и ряд других. Примером объяснения автора в любви к Курску, на мой взгляд, могут быть следующие строки:
Мой древний Курск, ты реками баюкан,
Твои ладьи неслись по ним к морям,
Ты, как Москва, всегда ценил науки,
Купцов всех гильдий чествовал не зря.

Это вторая строфа из стихотворения «Курск», а следующая – начало стихотворения «Мой город»:
Тобой я восхищаюсь неустанно,
Соскучившись, тотчас лечу к тебе.
Мой город распустил уже каштаны…
Как благодарна я своей судьбе».

Выше уже отмечалось, что Татьяна Страхова стала настоящей курянкой, повторив в этом деле судьбу таких известных мастеров слова, как В.В. Овечкин, И.З. Баскевич, М.М. Колосов, М.М. Обухов, В.П. Детков, Ю.А. Бугров, Ю.П. Першин, В.В. Кулагин, В.М. Коркина, В.Н. Корнеев. Они родились в разных городах и весях нашей необъятной страны, но именно на курской земле, а точнее, в Курске, встали на литературную стезю. И как ее предшественники Татьяна Ивановна платит городу, ставшему для нее родным, своей любовью, общественной деятельностью и, конечно же, добрыми, чистосердечными стихами.
В 2018 году Курская писательская организация (КРО СПР) отмечала 60-летие своего существования. Естественно, что Татьяна Ивановна с ее оптимистической созидательной энергией приняла активное участие в мероприятиях, посвященных юбилею.
И в этом году, неустанно продолжая творческую деятельность, она издала два сборника своих произведений, «Соловьиные трели Курска» и «Берега». В «Берегах», кроме привычных уже новых стихотворений, нашлось место поэме «Передовая» и двум публицистическим очеркам – «Под благословенным курским небом» и «Путь познания».
  Поэма «Передовая» – первое большое по форме и лирико-эпическое по содержанию поэтическое произведение Страховой, повествующее о героической борьбе советского народа и нашей Красной Армии в годы Великой Отечественной войны. В поэме, насыщенной авторским патриотизмом и любовью к Родине, нашлось место и битве под Москвой, и блокадному Ленинграду, и Сталинградской битве, и освобождению Курска от фашистских захватчиков в феврале 1943 года, и Курской огненной дуге, и Победному маю 1945 года.
О как болел войною Курск!
И до сих пор здесь ноют раны…
И помнит Тускарь с речкой Кур
Тот бой у северных окраин.
………………………………..
………………………………..
Дождались! В огненной палитре
Не видно неба и земли.
Ристалище то Курской битвой
Стратеги наши нарекли.

Что же касается очерков, то в первом речь идет об очередном этапе ежегодного конкурса УМВД РФ по Курской области «Доброе слово», учрежденном еще в нулевых годах, и проведенном в том году в музее имени А.П. Гайдара в городе Льгове; а второй – о творчестве прозаика В.А. Носова, автора исторического повествования «Скифский курган», и двух сборников рассказов и очерков.
В целом – это новые грани в творчестве поэта и прозаика Т.И. Страховой, особенно литературоведческий очерк по творчеству коллеги. В советское время и журналисты, и писатели весьма пристально следили за появлением новых книг, без промедления публикуя на страницах курских областных газет обзорные или же рецензионно-критические статьи на появление любого сборника. В наше бездуховное это делается весьма редко. И хорошо, что Татьяна Ивановна нашла в себе мужество написать очерк о творчестве одного из крепких прозаиков. 
Важно отметить, что редактором данного сборника стал известный поэт Вадим Корнеев, профессионал своего дела, принципиально подходящий к вопросам современной поэзии и отечественной литературы в целом, искренно переживающий за чистоту родного языка и порой жестко критикующий многих начинающих авторов, в том числе за их небрежное обращение со словом.
В предисловии к сборнику «С любовью к жизни и к России» он пишет: «Принято считать, что работники силовых ведомств это люди совсем другого склада, иной психологии, далёкой от лирики… На деле все оказывается иначе. Природная доброта, восторженность взгляда на мир, не растерянные в служебных, иногда действительно весьма жестких перипетиях, проявляется во всем, о чем бы она не писала – о ребенке, любви, природе, – проявляется, как говорится, на каждом шагу, в любом стихотворении. Все стихи новой книжки объединены, несмотря на достаточное разнообразие тем, одним большим и светлым чувством – любовью к своей стране, человеку, живущему на родной, политой кровью отцов и дедов, прадедов и пращуров, многострадальной русской земле».
Что и говорить, о такой оценке помечтали бы и многие более опытные поэты… 
2019 год ознаменовался не только очередным (третьим) съездом курских литераторов, но и учредительной конференций, давшей жизнь новому писательскому сообществу на территории Курской области – Лиге курских писателей (ЛКП). Из Курского городского отделения СКЛ, насчитывавшего к этому времени не менее 80 поэтов и прозаиков,  в Лигу курский писателей после комиссионной строгой фильтрации было принято 33 человека. Одним из первых членом ЛКП стала Татьяна Страхова. Статус писателя в нынешних условиях, кроме эмоционально-психологического удовлетворения, никаких дивидендов его обладателю не дает, как, впрочем, и статус члена Союза писателей России или иных писательских союзов, которых стала тьма-тьмущая. Это в советское время писатели были привилегированным срезом общества и имели десятки всевозможных льгот, вплоть до наличия служебного кабинета в квартире, а в демократической России – мелочь пузатая, бумагомаратели и неудачники, помышляющие о духовном развитии соотечественников и не сумевшие вписаться в бизнес, чтобы деньгу грести.
Обретя статус писателя, Т.И. Страхова этим не удовлетворилась, творческую активность не снизила, как это сделали некоторые члены Союза писателей России, получив заветное удостоверение члена СПР, а порадовала своих читателей новой книгой стихов и прозы – «Все начинается с любви».
В книге не менее 90 новых лирических стихотворений и 6 остросюжетных рассказов.
Редактором этого сборника выступил вновь Вадим Николаевич Корнеев. По-видимому, увидел в поэтессе весьма способного, если не сказать талантливого, коллегу по поэтическому цеху. Правда, на этот раз обошелся одним редактированием, без вступительного слова.
Таким образом, к 2020 году, начав практически с нуля, Татьяна Страхова стала автором едва ли не дюжины сборников поэзии (с вкраплением страниц прозы), изданных «Славянкой» – главной и славной палочкой-выручалочкой курских литераторов и писателей.
Подводя итог сказанному, суммируя прежние выводы, необходимо констатировать, что творчество Т.И. Страховой отличается авторским отношением к событиям и явлениям, происходящим как вокруг нее и рядом с ней, так и на бескрайних просторах России и в целом мире под названием Земля. Тематическая палитра ее произведений ярка и многогранна, но все же большое место здесь отводится любви к родной земле, природе, Родине, ее духовным лидерам и поводырям А. Пушкину, А. Фету, Е. Носову и многим другим. Стихи, поэмы, рассказы и очерки наполнены светом добра, духовности, высокой нравственности и патриотизма; не чужды юмора и тонкой авторской ироничности. Все произведения Татьяны Страховой (без какого-либо исключения) воспитывают у читателя лучшие человеческие качества – доброту, гуманизм, любовь к Родине и людям труда, сочувствие к ближнему, попавшему в беду, и жгучую ненависть к врагам Отечества. Они проповедуют культуру и нравственность, чувство долга и чувство справедливости, бережное отношение к природе, которая под давлением технического прогресса оказалась такой хрупко-уязвимой, и земле-кормилице
В 2020 году, несмотря на бродившую по стране пандемию коронавируса и введенную правительством самоизоляцию, она поучаствовала в литературных конкурсах и заняла призовые места. Подготовила к изданию новый поэтический сборник «Предзимье. Словом, вела себя как настоящий подполковник… от литературы – не ахая, не охая, не мельтеша и не мелочась. Серьезно и по-взрослому.
Татьяна Страхова – дипломант и лауреат литературного конкурса и премии имени А.А. Фета (2013, 2017), «Поэт года-2016», лауреат литературного конкурса УМВД РФ по Курской области «Доброе слово» (2017, 2018, 2020), финалист конкурса «Курская битва» (2018, 2020), лауреат конкурса «Наследники победы» (2018), дипломант Всероссийского конкурса «Герой Великой победы» (2019), лауреат премии им. А. Гайдара (2019), лауреат конкурса имени П.И. Карпова (2020).   
Имеет ведомственные и общественные награды, в том числе медаль А.С. Грибоедова и юбилейную медаль «75 лет Курской битвы» (2018), а также благодарственные письма и почетные грамоты Главы администрации Курска (2015, 2016)за литературное творчество.


Рецензии