В школу через войну

                Из архива отца, Е.П.Меркушина.               
               
               
               
                Константин Лаврентьевич Потылицын уважаемый на селе человек.Завидная судьба у него, сорок лет , с юности и до седин, отдал он школе, детям в родном селе Очуры.  Всегда веселый и добрый, требовательный и заботливый , он прививал ученикам начальных классов собранность, интерес к учению, к работе в коллективе. Не делил ребят на плохих и хороших, опирался на помощников из числа успевающих Помню, он говорил:"Считаю своим первейшим долгом прививать детям идеалы коммунистической убежденности, это будущие строители нового, справедливого общества.Ребенок должен расти человеком культурным, высокообразованным, сознательным".               
               
               
                Константин Лаврентьевич смолоду прошел через жестокое горнило войны. Тяжелые бои с врагом не ожесточили сердце, наоборот, сделали его чутким и отзывчивым . Для учителя каждый ребенок был как свой собственный. Он стал учителем в восемнадцать лет. В двадцать стал под ружье на защиту своей родины. В семейном альбоме, как вехи доблести и геройства, хранятся 14 благодарностей Верховного Главнокомандующего В.И.Сталина за ратные подвиги лейтенанта Потылицына.Хранит он вырезку из газеты, где сообщается, что на Яблоницком перевале в Карпатах состоялось открытие памятника с мемориальной доской в честь советских воинов, овладевших этим важным рубежом 26 сентября 1944 года. Именно здесь началось освобождение Закарпатья от фашистских захватчиков. 
               
               
                Он смотрит на эту заметку и вспоминает:"Прежде чем со своей 138-й Краснознаменной имени Суворова и Богдана Хмельницкого Карпатской дивизией достигли мы этого перевала, мне предстоял долгий и трудный путь. В начале июня 41 года, буквально накануне войны, меня призвали служить в Красную армию. Направили из Хакасии в Комсомольск-на- Амуре. Закончив полковую школу, стал командиром минометного расчета. Вскоре на комсомольском собрании обсуждали вопрос, кто хочет добровольно учиться на истребителей танков? Я поднял руку, записался.После окончания артучилища мне присвоили звание младшего лейтенанта и отправили на фронт. Там назначили командиром взвода противотанковых орудий-сорокапяток.               
               
               
                Били мы из них здорово, но и по нам немцы вели ураганный огонь .Прилетит тяжелый немецкий снаряд на нашу огневую позицию и то одно, то другое орудие взлетает на воздух вместе с расчетом. Там, где только что стояла пушка, дымится огромная воронка. Однако, мы никогда не падали духом, стремление было одно-бить врага.Здесь пригодилась сноровка быстро рыть окопы. Когда переправились через Днепр, на наши боевые порядки двинулась лавина немецких "Тигров".Лобовая броня у них до сорока миллиметров, попробуй пробей!Подбивали их в уязвимые места. Да еще как!Удар нашего гвардейского корпуса был настолько сильным и неотвратимым, что немцы драпали, а мы сходу освобождали города Каменецк-Подольск, Хотин, Черновцы, Стороженец.               
               
               
               
                Конечно, крови и пота пролили немало. Сильно мешала нашему передвижению распутица. Танки, орудия вязли в грязи. Лошадям было очень тяжело, зачастую пушки приходилось тянуть самим , вручную, упряжками. Выручало местное население. Мужчины и женщины, вызволенные из фашистской оккупации, добровольно помогали переносить боеприпасы. Мина весит восемнадцать килограммов. Берут их по две, связывают ремнем или бечевкой, и несут через плечо.Благодаря этому мы не испытывали недостатка в боеприпасах и успешно гнали фашистов с нашей территории.
               
               
                Так с боями дошли мы до старой границы на реке Черемошь Предстояло штурмовать сильно укрепленный Яблоницкий хребет в Карпатах. Все тропинки и дороги через него буквально утыканы немецкими дотами и пулеметными гнездами, всюду завалы, скрытно расставленные мины. Крутизна, грязь, бескормица. Лошади измотались, и мы буквально на руках тянули пушки в неприступные горы. Доты у немцев железобетонные, толщина стен до метра, невозможно к ним подступиться. По нам стреляли немецкие орудия, строчили кинжальным огнем пулеметы. Мой взвод открыл плотный огонь по противнику.Выскочим с пушкой, дадим залп и снова в укрытие. Разбили мы несколько вражеских орудий и пулеметных гнезд. Бойцов моих наградили за этот жестокий бой. Я был удостоен ордена Красного Знамени.Достигнув вражеских траншей, бойцы вступали в рукопашные схватки, били врага из автоматов.
               
               
               
                Хорошо помню упорные, кровопролитные бои за окончательное изгнание немецких войск с нашей священной земли. Я тогда уже стал коммунистом, командовал минометным взводом. Отличное это оружие в умелых руках. Бьет по закрытым целям навесным огнем, так что противник от мин в окопах не упрячется. А на нашем пути все горы, горы,старинные крепости, форты.               
               
               
                Фашисты цеплялись за каждый камень, за каждый выступ. Бывало, разведчики уточнят все заранее, засекут важные цели и данные доложат командиру батареи. Оттуда слышим команду:"Цель номер один, первому расчету, прицел восемнадцать, угломер двадцать восемь, уровень основной, одной миной. Огонь!" Даешь выстрел, начинаешь брать в "вилку", а командир наблюдает в бинокль, дает поправки. Минута, другая, и цель накрыта.               
               
               
               
                Однажды после боя чищу я пистолет, призадумался. Старший лейтенант Черненко, боевой такой, спрашивает:"О чем задумался, детина?" Отвечаю ему:"Село свое родное вспомнил, школу, ребятишек".Он по-товарищески хлопнул меня по плечу:"Дорога в школу тебе, учитель, идет через войну!"      
               
               
               
                После упорных бое взяли мы пограничный город Чоп.Наша мечта осуществилась Теперь война перенеслась на территорию врага. В ноябре сорок четвертого начался знаменитый десятый удар фронтов по выведению из войны Венгрии, сателита гитлеровской Германии. Артиллерия наша стояла в несколько рядов:минометы, полевая, тяжелые дальнобойные орудия, самоходные установки, реактивные "Катюши". В этом ударе только наша минометная батарея выпустила по врагу свыше шестисот пудов металла.Там, где рвались снаряды,все гудело, горизонт заволокло сплошной стеной дыма и пыли.               
               
               
               
                Как только смолкли орудия, воздух задрожал от рева советских бомбардировщиков. Самолеты ударили по вражеской обороне. Взлетели обломки разнесенных блиндажей и дотов, куски металлического лома, разорванные тела гитлеровцев. Перешла в наступление вся наша армия.Люди моего минометного взвода показали исключительную стойкость, смелость, выносливость и высокое мастерство. Всех наградили. Мне тогда вручили орден Отечественной войны 2 степени. Рука об руку с нашей прославленной 18-й армией сражался с фашистами Чехословацкий корпус под командованием генерала Людвига Свободы.         
               
               
               
                Население Чехословакии встречало нас, как освободителей. Выносили хлеб, колбасы, фрукты, вино, дарили от души.Чешские крестьяне помогали нам наводить переправы, временные мосты. Выходит их староста на улицу с большим барабаном через плечо. Проходит метров сто-двести и сильно бьет колотушками. На звуки привычно сбегаются жители в условное место. Староста дает задание, кому, что и как делать. Все берут инструменты и быстро приступают к работе.Выполняют все с большим усердием.               
               
               
               
                Последний наш бой был за город Скотыч, в сорока километрах от Праги. Здесь мы и встретили день Победы. Обнимались, радовались, целовались! Сколько дорогих наших товарищей полегло! Но мы честно выполнили солдатский долг. Мир, который мы завоевали, обязательно нужно сберечь и сохранить.               
               
               
               
                Вера Степановна, жена Константина Лаврентьевича, учительница,показывает многочисленные фотографии, где они среди своих воспитанников. Сотни их вышли на самостоятельную дорогу. Навещают своих учителей, а они , хоть и на пенсии, всегда интересуются жизнью села.С благодарностью отзываются о своем первом учителе ученики. Владимир Иванович Кравченко, знаменитый хирург, его брат Юрий Иванович Кравченко,майор морской авиации, Валерий Дмитриевич Сухотский, штурман парохода, Нина Алексеевна Коробко, учительница, Владимир Анатольевич Федотовский, агроном, Савелий Афанасьевич Бондаренко, передовой механизатор совхоза и многие другие.               
               
               
               
                Часто приходится видеть Константина Лаврентьевича в школе, теперь уже как опытного наставника. Он всегда среди учителей, учеников. Его благородное сердце по-прежнему отдано людям. 
               
               
               
                Газета "Сельская правда" 29 сентября, 1991 года.    На полях заметки чернилами папа написал:"Среди его учеников наша внучка Светлана Пименова".

               


Рецензии
Читала с большим интересом, Татьяна)

Айрени   12.01.2022 17:45     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.