ЕвгенийТепловиЮК

Евгений Теплов и Ю.К.

Где-то в начале 80-х годов в мой кабинет (я работал тогда начальником электротехнического отдела в ташкентском проектном институте "Средазгипроцелинстрой") вошел незнакомый мне человек. На вид ему было около тридцати лет. Худощавый, улыбчивый, харизматичный, явно доброжелательный, спортивного вида, он сразу же произвел на меня очень хорошее впечатление. Протянул мне руку и назвал себя: "Евгений Теплов, главный специалист-архитектор строительного отдела". Я понял, что он совсем недавно принят на работу в данный строительный отдел, так как я знал всех сотрудников этого отдела. Пожал протянутую мне для знакомства руку и назвал себя. "Я работаю в отделе всего несколько дней, и пришел сюда только для того, чтобы лично познакомиться с человеком, о котором я за эти дни услышал много интересного" - сказал он. Увидев удивленное выражение моего лица, он добавил: "Я имею в виду несколько необычное сочетание ваших хобби". Я удивился еще сильнее. "Литература, музыка, иностранные языки и паранормальные явления. Меня тоже интересуют паранормальные явления, литература, живопись, поэтому я очень хочу познакомиться с вами поближе". Я ответил, что у меня нет никаких возражений на этот счет.

К счастью, наше знакомство, действительно, оказалось очень плодотворным для обоих во многих отношениях. Помимо названных им приоритетов, оказалось, что его интересует еще и многое другое, в частности, все, что касалось Индии. Женя не был религиозным человеком, но его очень интересовали религии Индии, и он в весьма приличной степени в них разбирался. Женя отлично знал Хатха-йогу, прекрасно "выйогивался", мог в мгновение ока войти в любую асану, его кумирами были все Рерихи. Женю интересовала литература на подобные темы, он прочел большое количество книг типа тех, что были написаны Блаватской. Его сильно интересовала и современная художественная литература, наша и иностранная, он был в курсе всех книжных новинок. Интересовала его и нетрадиционная медицина.

Я тоже к тому времени знал уже многое на эти темы. Прежде всего, по той причине, что ежегодно подписывался на огромное количество журналов и газет, как советских изданий, так и изданий стран "народной демократии" - Польши, Чехословакии, Болгарии и Югославии - на языках этих стран. Для их получения мне понадобилось ежегодно арендовать на Ташглавпочтамте большой абонентский ящик, который приходилось посещать ежедневно, так как он все время был буквально забит поступлениями. В общем, нам было о чем поговорить, тем более, что он жил в доме, отстоявшем от моего дома всего на какие-то 150 метров.

Должен сказать, что Женя сумел мне очень сильно помочь в нормализации состояния моего здоровья. Моя мама всю свою жизнь страдала из-за бессонницы. Более или менее спокойный сон она обеспечивала себе постоянным употреблением лекарств типа веронала, люминала и нембутала. Глядя на эти ее мучения, я сказал себе, что никогда не буду употреблять такого рода лекарств, если со мной произойдет что-либо подобное. Но наступил момент, когда и у меня началась бессонница. Я не мог заснуть до трех часов ночи, затем проваливался в сон на час-полтора, после чего просыпался и больше не мог заснуть. Каждый день я приходил на работу не выспавшимся. Это было ужасно. Но лекарств от бессонницы я не пил. Когда я рассказал об этом Жене Теплову, он сказал, что берется мне помочь. Мне нужно поголодать пять дней, при этом пить только воду, и каждый вечер делать двухлитровую клизму. По прошествии пяти дней начать делать выход из голода по его схеме, но продолжать делать клизмы еще два дня. Я все делал в точном соответствии с его указаниями, при этом продолжал ходить на работу. Там никто не мог понять, что со мной происходит, так как я никому ничего не рассказывал. За семь дней я похудел на одиннадцать килограммов, лицо потемнело, но чувствовал я себя, на удивление, хорошо. В результате, сон полностью восстановился, давление упало со 150/90 до 110/60, а пульс с 90 до 55. И эти новые показатели сохранились у меня на многие последующие годы. За все это я бесконечно благодарен Жене до сих пор.

К тому времени произошло еще одно событие. Я познакомился с Ю.К., человеком, интересы которого тоже очень близко соседствовали с моими. В отличие от Жени, получившего блестящее профессиональное образование в стенах стройфака САзПИ (Среднеазиатского политехнического института в Ташкенте), он получил образование только в объемах обычной школы-десятилетки. Но тому уровню образованности, который он сумел достичь путем самообразования, могли позавидовать очень многие выпускники ВУЗ'ов и даже аспирантур. Это был своего рода self-made man, "левша", человек с золотыми руками, который великолепно знал радиотехнику, был превосходным фотографом. Работал он в одном из ВУЗ'ов Ташкента, в его ведении находились лингафонный кабинет и фотолаборатория. Но для меня самым главным в его биографии были знания. С ним можно было говорить почти на любую тему, и он сразу производил впечатление тем, что его суждения были не поверхностными. Мне довольно часто приходилось бывать у него, когда там собирались чрезвычайно интересные люди, чтобы обсудить в неформальной обстановке новости из сферы эзотерики и паранормальных явлений. Ю.К. обладал великолепной библиотекой и, поскольку та не помещалась в его квартире, он  половину своих книг держал в служебной фотолаборатории. Я привел к нему Женю Теплова, и тот сразу же "вписался в обстановку", став постоянным участником всех посиделок. Ю.К. обладал большими связями в организациях, имевших тогдашние средства ксерокопирования, поэтому, когда кто-либо добывал новую книгу на темы эзотерики, парапсихологии, НЛО и т.п., Ю.К. молниеносно "организовывал" ксерокопирование этой книги в нужном количестве экземпляров.

К великому сожалению, в одну из ночей в его ВУЗ'е, из-за неисправности электропроводки, произошел мощный пожар, который уничтожил и корпус, в котором размещались лингафонный кабинет и фотолаборатория. Ю.К. был в страшном отчаянии из-за случившегося: он не только потерял место работы, но и лишился половины личной библиотеки, а также своего отличного профессионального всеволнового радиоприемника, которым он очень гордился. "Я разорен" - то и дело повторял он, и эти слова, в основном, относились к утрате большой части библиотеки, которую он собирал многие годы.

А потом грянул распад Советского Союза, члены нашей "пачки" стали разъезжаться кто-куда. Женя Теплов переехал с женой и дочерью в Псков, где стал работать охранником на автостоянке, так как отличные архитекторы никому тогда не были нужны. Потом наша связь с ним окончательно прервалась.          

Должен, к сожалению, подтвердить правоту народной пословицы: "Беда никогда не приходит одна". Вскоре умерла жена Ю.К., а вслед за этим его дочь вышла замуж и привела в их квартиру новоиспеченного мужа. В один из дней, когда Ю.К. не было дома, этот муж позвал в дом сборщиков утильсырья и продал им сохранившуюся вторую половину знаменитой библиотеки Ю.К., так как ему, якобы из-за этих книг, было тесно в квартире. Потрясенный случившимся, Ю.К. ушел из дома и стал жить на даче, расположенной в 38 километрах от Ташкента, в которой не было питьевой воды и природного газа, но зато и не было мужа его дочери.

"Дети - цветы жизни" - утверждала старая пословица. Президент независимого Туркменистана Сапармурат Ниязов даже собирался, как сообщала в свое время пресса, отменить выплаты пенсий по старости, переложив на взрослых детей обязанность полностью содержать своих родителей вместо государства. Трудно себе даже представить старость тех людей, у кого имелись "цветы жизни" такого же сомнительного качества.

Борис Пономарев


Рецензии