Однажды на планете Земля -13

Тем временем Мелос-младший катил по просторам Техаса, и за спиной у него по-прежнему сидела юная медновласая Эмма.

Едва они въехали в Техас, Эмма сказала:

- В Техасе живет мой дядя, в Мидл-тауне. Давай заедем к нему.

- Тот дядя, который выиграл восемь тысяч?

- Нет, тот живет в Орегоне. Да он и не дядя вовсе. Так, седьмая вода на киселе.

- Я так и думал. А зачем нам к нему заезжать? Чем он интересен?

- Ну, тебе же интересны американцы. Вот, познакомишься! Не бойся, тебя это ни к чему не обяжет.
- Я и не боюсь. Я просто думаю, что мне это даст. Чем он занимается, твой дядя?

- У него автомастерская. Свой маленький бизнес.

- Ладно, - согласился Майкл. – Давай заскочим. Заодно пусть он посмотрит наш байк. Что-то левый цилиндр начал стучать.

Они развернули карту Техаса и обнаружили, что Мидлтаун находится в противоположном конце штата. Лицо Майкла приобрело кислое выражение. У него не было желания пересекать весь огромный Техас. Изрядно отощавший кошелек напоминал ему, что приближается точка возврата. Он собирался лишь слегка углубиться в него, сравнить его людей с жителями Калифорнии, а затем повернуть на Север, в Юту, и через Солк-Лэйк-Сити вернуться в Сан-Франциско.

- Извини, Эми, - сказал он печально. – Мы не поедем к твоему дяде. У нас не хватит на это денег. Мы проедем еще немного вперед, до Остина, и начнем возвращаться, через Юту.

Тут он вспомнил, что как раз в Остине живет Сайрус. К нему он тоже не станет заезжать. И не потому что Эмма может его попрекнуть, а просто не видит нужды излишне сближаться с бывшим мужем матери.

- Ну, вот! – воскликнула она, вздернув носик, заметно обожженный многодневным солнцем дороги. – Мстишь мне за те двести долларов? И почему через Юту? Давай хоть через Лос-Анджелес! Дисней-Лэнд посмотрим и Голливуд!

- Я давно забыл про те двести долларов, - твердо ответил Майкл. – Но деньги у нас действительно кончаются. Завтра нам пора возвращаться. В Лос-Анджелес ты можешь съездить из Фриско в любой момент, а в Юте мы посмотрим, как живут мормоны.

- Лично мне мормоны совершенно не интересны, - встряхнула волосами девушка. – У них многоженство, и этого с меня достаточно. А вот Голливуд мне интересен!

- Давай мы съездим в Голливуд отдельно, когда вернемся, - предложил компромисс Майкл. – А сейчас поедем в Юту.

Эмма была вынуждена согласиться, но по ее лицу было нетрудно догадаться, что сделала она это с огромной неохотой.

И они помчались по равнинным просторам Техаса, оставляя за собой бескрайние кукурузные и пшеничные поля, добротные фермы и ранчо, огромные загоны скота и нефтяные черпалки, городки с пустыми улицами и гостеприимные бензозаправки, с прекрасными туалетами и душевыми и дешевыми кафетериями. Какой они видели народ? Крепкий, загорелый, с открытыми лицами и ясными глазами. Мужчины, как правило, носили усы и характерные  техасские шляпы, а женщины обходились без косметики и одевались в простые небросские платья, и даже у самых юных подолы были значительно ниже колен. Во всем здесь сквозила старомодная основательность и уверенность в будущем. Техассцы словно говорили остальной Америке: «Суетитесь, сколько влезет, если вам это нравится! Мы жили без вас и дальше проживем. Мы всегда себя прокормим, оденем и обустроим. Вы Америка, но мы – Техас!» Техассцы помнили свою республику и чтили свою особенность в Содружестве Штатов.

Так представлял себе их менталитет Майкл, проносясь по знойным дорогам, но мог ли он заглянуть к ним в души, мог ли узнать, что думают они на самом деле. За тридцать лет до него по этим же дорогам путешествовал американский писатель Джон Стейнбек, который тоже пытался узнать, каковы они, современные ему техасцы, его соотечественники, и даже ему, прожившему в Америке всю жизнь, было трудно проникнуть в их мысли и души, на первый взгляд такие открытые.

В Остин наши герои решили сразу не заезжать, остановились в придорожном мотеле на подъезде к городу. Там уже обитала группа молодых байкеров: три парня и одна девушка, которые не спеша двигались в сторону Флориды. Вечером Эмма потащила Майкла в бар, где играл местный кантри-оркестр и танцевала немногочисленная публика. Байкеры, включая девушку, несмотря на жару, были одеты в черные куртки, утыканные стальными шипами. Эмма, как и в Лас-Вегасе, танцевала без удержу.

В номере, уже в постели, она сказала:

- Майк, я знаю, ты будешь против, но давай пошлем к черту Юту и поедем во Флориду!

- На какие деньги, моя радость? – устало спросил Майкл.

- До Флориды нам хватит, а там продадим мотоцикл. Брат все равно хотел его продать. Я всегда мечтала побывать во Флориде!

- Не все мечты сбываются сразу, Эми! – Голос Майкла был терпелив и мягок. – Ты мечтала побывать в Лас-Вегасе – твоя мечта сбылась. В другой раз сбудется и мечта о Флориде. Как я понимаю, сейчас, в разгар, лета, там парилка, как в сауне.

- Ну, конечно! С какой стати тебе отступать от своих планов! Ты думаешь только о себе. Ты у нас такой взрослый! Я для тебя только капризный ребенок, который просит игрушку. Ты ни разу не выполнил ни одного моего желания.

- Здрассте! А кто целый час играл в Лас-Вегасе на автомате? А кто целый вечер прыгал на дискотеке?

- А почему мы не поехали в Гранд-Каньон? Я хотела увидеть Гранд-Каньон!

- В самом деле? Извини, я не знал. Ты ничего мне об этом не говорила.

- Потому что ты не хотел меня слушать. Ты эгоист, Майк!

Выпалив последнюю фразу, Эмма повернулась к Майклу спиной и натянула на себя почти все одеяло. Майкл полежал немного молча, потом тоже повернулся к ней спиной, и задумался. Странная получилась у них компания. Вроде и тянет их друг к другу, вроде и есть между ними симпатия, но то ли не хватает взаимного доверия, то ли слишком различны их истории и культуры, однако постоянно возникают конфликты, высекаются искры, разгораются споры, в которых не рождается истина. А может быть виной тому элементарная разница в возрасте? Зачем я морочу голову этой юной девочке, которая еще не отпрыгала и не отплясала свое? Я чуть ли не в отцы ей гожусь. Но с другой стороны, не глупость ли это – продать Харлея, чтобы увидеть Флориду?..

Так он размышлял и долго не мог уснуть. А когда проснулся, Эммы рядом с ним не было. Не было и ее вещей. На тумбочке лежала записка, придавленная «никоном». Он прочел:

«Я уезжаю с ребятами во Флориду. Извини, я взяла все деньги. Отдам во Фриско. Продай «никон», этого тебе хватит, чтобы вернуться. Не обижайся. Эмма».

«Не обижайся! Этого она могла и не писать, - подумал Майкл. - На что мне обижаться? Кто мы друг другу? Друзья не друзья, любовники не любовники. Скорее, попутчики. Попутчик нужен, пока с ним по пути, а если дороги расходятся, он уже не попутчик. Не на что мне обижаться!» Однако где-то в груди и пониже что-то заныло, засвербило, запоташнивало, как бывает, когда потеряешь что-то дорогое по собственной глупости, и несколько минут он сидел на кровати, не зная, что ему теперь делать. Поездка в Солт-Лэйк-Сити, разумеется, отпадала. Он вдруг понял, что даже если бы Эмма не забрала деньги, он не поехал бы туда один. Он понял, что хотел поехать туда с ней. Еще в начале путешествия ему была безразлична ее реакция на то, с чем они сталкивались в дороге, он действительно воспринимал ее как ребенка, но сейчас он понял, что ее мнение, ее оценки и высказывания были для него пожалуй не менее важны и интересны, чем все остальное. Значит, он просто должен купить билет на автобус или на самолет и возвращаться в Сан-Франциско. Подержанный «никон» в Остине можно продать долларов за сто. На автобус этих денег должно хватить. Но он не хотел продавать аппарат. «Никон» связывал его с Эммой, и он не хотел рвать эту ниточку.

Майкл перебрал свои вещи: те, которые можно продать, как бесполезные в его новом положении. Старая палатка, почти новая удочка, фонарик… Небогато! Мотошлем Эмма, к сожалению, забрала. «Интересно, зачем ей два шлема?» – машинально подумал он, но тут же отбросил эту мысль как неконструктивную. Забрала и забрала. Ее собственность, имела право.

Хозяин мотеля, крепкий джентльмен в темно-синей рубашке с короткими рукавами, которому он предложил свои «богатства», осмотрел их критически и предложил за все оптом десять долларов. Майкл согласился. Лишние пять долларов все равно бы его не спасли, а выручить больше пятнадцати он и не рассчитывал. Затем он задал вопрос:

- Нет ли у вас какой-нибудь работы? Я неожиданно оказался на мели.

- Что, подружка кинула? – добродушно ухмыльнулся техасец. – С кожаными умчалась ни свет, ни заря. Харлей-то твой небось?

- Ее. Я разрешил ей уехать. Но денег у меня нет.

- А у меня нет работы. Сколько ты хочешь заработать?

- Долларов сто-двести.

- Знаешь, парень… - Лицо владельца мотеля сделалось участливым. – Позавтракай хорошенько, за двоих – твоя подруга уехала без завтрака – и пройди по дороге три мили: от города, разумеется. Там будет небольшой поворот направо: пройди еще две мили. Там увидишь ферму. Ее хозяин Билл Флэкерт мой знакомый. Недавно он начал строить новую конюшню, и у него может быть работа. Скажи, что тебя послал Джонни. Джонни – это я.

- Спасибо, - без особой надежды поблагодарил Майк. Съев предложенную ему двойную яичницу с беконом и выпив большую чашку кофе, он вскинул на плечи рюкзак и тронулся в путь. Конечно, на вырученные от продажи имущества деньги он мог позвонить Каролине и попросить ее выслать ему по телеграфу нужную сумму. Уже сегодня он мог бы сесть на автобус и отбыть в Сан-Франциско. Но это было бы возвращение, говоря по-русски, не солоно хлебавши. Ни сестра, ни мама, конечно, ничего бы не сказали, но он прекрасно знал, что бы они подумали. Особенно в адрес «взбалмошной рыжей девчонки». Он не хотел даже мысленных упреков в адрес Эммы, он не винил ее ни в чем. Поэтому он пошел разыскивать ферму Билла Флэкерта.

Все оказалось именно так, как описал Джонни. Три мили по обочине грохочущей автотрассы, поворот под прямым углом, и две мили проселка среди колосящихся ячменных полей. Невысокий, но длинный дом под высокой железной крышей, хозяйственные постройки, небольшой колесный трактор во дворе (чуть ли не Беларусь), телетарелка на крыше.

Майкл довольно стоял у подобия ворот, сделанных их отполированных временем жердей и не имеющих никакого признака звонка. Наконец на пороге дома появился человек: в неизменной техасской шляпе и с неизменными пшеничными усами на загорелом лице.

Майкл поздоровался. Мужчина кивнул.

- Джонни сказал, у вас есть строительная работа.

- Джонни? Какой Джонни?

- Владелец мотеля, у въезда в Остин.

- А, Джонни Бентри! – Фермер спустился с крыльца и подошел ближе. – А что еще сказал Джонни Бентри?

- Он сказал, что вас зовут Билл Флэкерт, и вы строите новую конюшню.

- Он очень осведомлен, - пробурчал Билл Флэкерт. – А ты разбираешься в строительстве?

- В армии я служил в строительных войсках, так что умею строить все, начиная от землянки и кончая генеральским штабом, - не без гордости ответил Майкл.

Фермер вгляделся в его лицо с новым интересом.

- И чертежи читать умеешь?
- Умею.

Лицо Флэкерта совсем просияло.

- Ну, раз тебя прислал Джонни Бентри, я тебя беру! – Он протянул Майклу натруженную широкую ладонь. – Можешь звать меня просто Билл!4

- Майк! – отозвался тот, пожимая руку. – Мне нужно двести долларов.

- Я заплачу двести долларов, если ты сделаешь работу. Понимаешь, я купил у фирмы «Вуденкрафт» комплект материалов для строительства конюшни. Они сказали, для меня будет дешевле построить ее самому, надо только точно следовать инструкции и чертежам. Я нанял двух мексиканцев, которые уверяли, что собирали такие сараи неоднократно. Они залили фундамент и встали. Они не знают, что делать дальше.

- Можно я посмотрю чертежи и инструкцию?

- Конечно! Давай пройдем в дом.

Билл провел Майкла в небольшой холл, усадил в кресло, стоявшее напротив неработающего по случаю летней жары камина, придвинул низенький столик. Возникшая из глубины дома девушка (по-видимому, дочь хозяина) подала воду в кубиками льда. Она подняла на гостя голубые глаза и приветливо улыбнулась.

Фермер принес из другой комнаты пачку бумаг и положил  еред Майклом. Тот листал их несколько минут, временами внимательно вчитываясь и сверяясь с чертежами, затем сказал:

- Надо пойти посмотреть, что за фундамент сделали тебе мексиканцы.

Прихватив бумаги, они вышли из дома через заднюю дверь, прошли мимо загона, огороженного классическим забором из толстых жердей, мимо старой конюшни, мимо большого навеса, под которым лежала груда стройматериалов, и подошли к строительной площадке. Там Майкл увидел двух загорелых парней лет тридцати, сидевших с безучастными лицами на бетонной стяжке фундамента и куривших тонкие дешевые сигары. «Хорхе и Пабло!» - отрекомендовал их Билл, в ответ на что они едва заметно шевельнулись и с вялым интересом посмотрели на незнакомца, то есть на Майкла.

С чертежами в руках Майкл прошелся по площадке в сопровождении хозяина будущей конюшни, и лицо его с каждым шагом делалось все более озадаченным, а лицо фермера все более тревожным.

- Дело дрянь! – наконец произнес Майкл. - Проект предусматривает защиту строения от урагана…

- Да, да! – вставил Билл. – Здесь проходят иногда приличные торнадо. Поэтому я и заказал в «Вуденкрафт» такой проект. Старую конюшню у меня дважды разметывало.

- Надо было им и монтаж заказать, не экономить! – не скрывая усмешки, заметил Майкл. – Здесь должны быть забетонированы анкерные болты для связи фундамента со стропилами – чтобы крыша не улетела, а ваши парни этого не сделали. Теперь – либо ставить стены на авось, либо ломать фундамент и делать все заново. Подавать в суд на Хорхе и Пабло вы, как я полагаю, не собираетесь.

- Это уж точно! – вздохнул техасец. – Что с них возьмешь? Да и работают они у меня нелегально. Но неужели ничего нельзя сделать? Чтоб и фундамент не ломать, и от торнадо уберечься.

Майкл задумался. Он представил на этом месте своего отца, уж тот-то обязательно нашел бы простой и изящный выход из данного положения.

- Наверное есть и другие варианты, - сказал он наконец, - но я бы предложил прокопать под стяжками узкие проходы и пропустить через эти проходы стальные хомуты.

- То есть использовать хомуты вместо анкерных болтов? – уточнил Билл, на лице которого уныние начало сменяться неясной еще надеждой.

- Именно так. Конечно, это потребует некоторых дополнительных расходов, но на ломке фундамента вы потеряете гораздо больше.

- А ты сумеешь? Я имею в виду – обойтись без болтов.

- Болты понадобятся. Сегодня я сделаю замеры и нарисую хомуты: так, чтобы болты вставить в них, а дальше все по схеме. Главное – сделать хомуты.


Рецензии