фолклор -.. форевер..

Отчет
по учебной практике Николаева С.
(фамилия, имя, отчество в родительном падеже),
студента 2 курса, группы № СКН-118,
Народная художественная культура, форма обучения очная.

Место прохождения практики  ________________
Срок прохождения практики с 06.07.20 г. по «19.07.20 г.
Москва 2020 г.

--
Содержание

1. ВВЕДЕНИЕ
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
4. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Введение

Учебная практика была пройдена в Нижегородской обл.,
в деревне Б.Иевлево, Россия, проходила в роли журналиста.
Объект исследования – фольклор.
Предмет исследования – взрослые жители деревни.

Цель прохождения производственной практики состояла в анализе старого и нового фольклора.
Для достижения данной цели потребовалось решить следующие задачи:
1) провести интервью с селянами;
2) провести подробный анализ бесед.

В ходе прохождения учебной практики, направленной на творческую работу, были собраны интервью, прочитаны книги об истории фольклора.
Отчет состоит из введения, содержательной части, заключения и списка литературы.


--
Содержательная часть

В ходе прохождения учебной практики, я взял на себя роль журналиста. Опрашивал в основном `людей поживших`/возрастных, дедушек и бабушек.

Мною было опрошено четыре  человека, из которых было две бабушки и два дедушки: Попов Анатолий Владимирович, Кондратьева Алёна Викторовна, Чучканов Александр Ефимович и Мизинова Мария Витальевна. В ходе опроса выяснилось, что традиционный фольклор распространён в основном в виде неких фрагментов ; -  той,  некогда существовавшей - целой  народной  культуры  можно  сказать;  - сплочённой  коллективной  жизни ,   всецело открытой друг перед другом  - общественной жизни.  Совместный  ратный  труд, общие  и  гуляния ; с  играми, забавами, песнями и плясками, весёлыми застольями .

Все часто пели ,  используя старые мотивы.  Играли со своими детьми в пестушки и потешки и пр. 

Почти неизменным в текстовом отношении остаётся бытование такого жанра календарного фольклора, как приговорки. По-прежнему самыми популярными являются обращения к божьей коровке или к дождю.

Почти полностью исчезают из устного обихода такие исторически сложившиеся жанры, как пестушки, потешки, прибаутки и т.д. современные родители и дети в устной практике используют их весьма редко, а если и воспроизводят, то, как произведения, знакомые из книг, а не передающиеся из «уст в уста».

В (современной) сельской жизни этих пожилых информантов  – в данной деревне, - в быту, повседневной жизни, - с разной степенью активности бытуют два малых фольклорных жанра,  - пословицы и поговорки .   Изредка,  во  время застолья «в своём узком кругу», - также могут и  петь,  -  старинные  песни,  «песни своей молодости»;  -  народного  и  народно-эстрадного происхождения.   



--
Заключение


На сегодняшний день практически утрачен  механизм передачи  устных народных традиций  -  фольклора .  Нет ни клубов как таковых,  так  и сами носители  -  весьма пассивны  в  проявлении и передаче  таковых – традиций .  Ощущение (и даже прямое последующее признание )  что  бабули и дедули  -  стесняются  показаться смешными  и  чудаковатыми в глазах более молодых современников,  -  исполняя  что-то  из  серии  «из бабушкиного сундука». Ощущение скованности и непонятости, чуждости;  с последующим  отчуждением  -  всяческих  фолклорных  неких проявлений  (- вовне-то   это как минимум) .

Из-за отсутствия некой среды, и собств.  активных проводников – сих фолклорных явлений , - происходит  постепенное как бы отмирание  этой самой  традиционной народной художественной культуры.   

Изменившиеся условия жизни,  бытования,  существования,  культуры в целом,  - пожалуй  в  этом следует искать причины пробуксовки/застопоривания механизма хранения и передачи, - забвения тех старых традиций устного народного творчества  ..  Развитие  новых  айти-технологий,  коммуникативных/коммуникационных  - виртуальных  каналов  обмена информациею;  -  СМИ, компутеров и интернета , -  тоже сыграли свою роль  в  деактуализации   традиционных  форм  устной передачи  фольклора .    [Хотя и не везде есть интернет, однако – нередко, весьма.  – Он всё же стремительно захватывает новые и новые территории, `отвоёвывает` день за днём].  А, место  трад. фолклора  - занимает  (.. //активно дополняет соотв.:  - всё же сосуществует ||-параллельно) – так назыв.  постфолклор ,  и/или  массовая  популярная культура ; -  особенно распространённая  пожалуй  среди  молодёжи   и  около того.

В то же время, несмотря на это,  фолклор – по определению пропа`сть (исчезнуть) – чтобы вовсе, – не может по определению: пока есть народ, пока есть фантазия; и есть определённая потребность во взаимодействии. Вопрос в - видах, формах, - бытования,распространения – оного – фолклора тобишь.  Традиционные на то и традиционные – что были изначально. Но, мир не стоит на месте. Меняется и фольклор. Трансформируется вместе со всеми прочими проявлениями жизни человека. Пока человек нуждается в обществе,  фолклор будет жить. Другой вопрос: насколько – живо и богато, красиво и благородно; т.е.   вопрос  культуры,  качества культуры, народной (- общей, среднестатистич., `профанной`) культуры.

Будет жить, - пускай  хотя бы и  на уровне самых-самых несерьёзных (..не сентимент., не лирич.  и т.п. пр.) примитивных  жанров: народно-смеховой ( некой развлекательно-пародийной ; с передразниванием/карикатуризмом, иронией – к традиционным жанрам) культуры .

Будут ли появляться новые  (принципиально новые) жанры оного – фолклора тобишь ; либо – ..(просто) видоизменяться .. (?) . 

Происходит то ли  эволюция , то ли  трансформация  -  архаичных форм, – в современные некие виды народного творчества.

Но, пожалуй, это вопрос  уже другого,  -  отдельного самостоятельного (довольно развёрнутого)  исследования.



----
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Богданов К.А.  Повседневность и мифология. – Искусство. СПб : 2001.


Рецензии