Питер - экскурсия 5. 6
Зимний Дворец, Рассказ про часы «Павлин»
Гостиный двор
Милютинские ряды
ЗИМНИЙ ДВОРЕЦ
Зимний дворец в Санкт-Петербурге — главный императорский дворец России. Нынешнее здание дворца (пятое) построено в 1754—1762 годах итальянским архитектором Бартоломео Франческо Растрелли в стиле пышного елизаветинского барокко с элементами французского рококо в интерьерах.
В стенах дворца размещена основная экспозиция Государственного Эрмитажа. Зимний дворец и Дворцовая площадь образуют красивейший архитектурный ансамбль. Отделкой интерьеров дворца занимались архитекторы Ю. М. Фельтен, Ж. Б. Валлен-Деламот и А. Ринальди под руководством Бецкого.
Нарядность и великолепие силуэту здания придают скульптуры и вазы, установленные над карнизом по всему периметру здания. Они были первоначально высечены из камня и заменены металлическими в 1892—1902 годах (скульпторы М. П. Попов, Д. И. Иенсен).
Рассказ про часы «Павлин»
Про английского мастера Джеймса Кокса, изготовившего этот автомат с часами из золоченой бронзы и серебра.
Про замечательного русского механика Ивана Кулибина,
который их собрал и привел в действие.
Про князя Потемкина, который заказал диковинную игрушку в подарок императрице Екатерине II, заплатив за «подарок» из казны.
Про огромную смысловую нагрузку, которую несут все элементы сложного механизма... петух – утро, сова – ночь, хвост павлина – взошедшее солнце, про молодость и старость, которые символизируют живая и мертвая ветви дуба, где сидит павлин.
Про гриб с огромной шляпкой, в которой гусеница «выгрызла окошко», а в «окошке» цифры – римские и арабские, часы и минуты...
Когда Кокс изготовил часовую машину, никакой совы и петуха там не было! Быи две змеи, атакующие петуха.
Часы были изготовлены в XVIII веке, когда в Европе был популярен стиль шинуазри, «китайщина», если говорить по-нашему.
Шелк, фарфор, цветные лаки... Каждый год караваны судов отправлялись в Кантон – единственный тогда доступный европейцам китайский порт. Суда были наполнены, по большей части, балластом, ибо торговать с Китаем было ох, как не просто!
Китайцы считали себя центром вселенной и демонстрировали свою полную независимость. Не нужны им были ни английские сукна, ни изделия из металла...
Европейцам приходилось расплачиваться чистым серебром. Так продолжалось до тех пор, пока китайский император не увидел европейские механические часы с музыкой.
И потерял покой и сон. Такого в Китае еще не видели! То что любо императору, нужно и его придворным!
В Англии срочно наладили производство роскошных игрушек. Китайцы называли их «самозвенящими колоколами». Привлекала их не способность механизма измерять время, в Китае практиковали другую систему времяисчесления. Самым удивительным для китайцев оказалась механическая жизнь, они просто замирали от восторга, когда неживое оживало.
Джеймс Кокс активно взялся за дело: брал кредиты, нанимал мастеров, придумывал композиции, налаживал производство, договаривался с перевозчиками и провожал корабли с товаром. Увы, успех продолжался недолго... китайский рынок насытился за несколько лет и корабли стали возвращаться назад с нераспроданными механизмами. Финансовые дела Кокса шли не лучшим образом, когда он получил дорогой русский заказ...
В 1777 году в Петербурге принимали герцогиню Кингстон, в ее честь давали балы и приемы, на которых с ней встречался светлейший князь Григорий Потемкин-Таврический. От герцогини Потемкин узнал о диковинных часовых автоматах Джеймса Кокса. Отдавая дань страсти Екатерины II к коллекционированию, князь заказал знаменитому мастеру такой механизм в подарок.
Желая выполнить заказ побыстрее, Кокс решил использовать уже готовый автомат. Он представлял собой павлина на пне дуба, ствол которого обвивали две змеи. Павлин, подобно эрмитажному, двигал головой и крыльями, распускал хвост. А вот никакой совы, петуха и грибочка с часами там не было.
Научные сотрудники Эрмитажа полагают, что их добавили по желанию нового заказчика – Потемкина – для получения более впечатляющего зрелища.
Европейская символика новых деталей косвенно это подтверждает: петух – аллегория света и возрождения, сова – символ мудрости, спутник Минервы. Китайцы ни за что бы не приняли ожившую сову, для них это дурной знак, символ смерти.
Гостиный двор
Большой Гостиный Двор задуман центр торговли. архитектор Еропкин. Строительство Гостиного двора началось в 1761 году и завершилось только в 1785 году. Над первым проектом Гостиного двора работал Антонио Ринальди.
Следующий проект Гостиного двора был создан архитектором Растрелли. А в результате построен Гостиный двор был по проекту зодчего Деламота. Был очень популярным у гостей города. Теперь похож на выставку. В нем много шикарным магазинов.
Большой Гостиный Двор http://proza.ru/2020/04/02/1358
Милютинские ряды
Милютинские ряды или Милютины лавки - одни из самых старых торговых заведений Петербурга. Рядом Думская башня. Это были самые дорогие торговые ряды, клиентами которых были, представители петербургской знати.
Двухэтажный каменный дом был построен Алексеем Ивановичем Милютиным в 1737-1742 годах.
Владельцем дома на Невском 27 был Корнелий Крюйс – командующий Балтийским флотом, норвежец по происхождению и русский адмирал.
Петр I, наслышанный о Крюйсе, пригласил его к себе на службу, и тот, после долгих колебаний, покинул Амстердам в 1698 году и уехал в Россию. Где получил чин вице-адмирала флота.
СПРАВКА: Корнелиус Крюйс или Kornelius Croys в России — Крюйс Корнелий Иванович; (1655 — 1727) — русский "полный" адмирал (1721) норвежского происхождения, первый командующий Балтийским флотом (1705—1713).
Имя при рождении Нильс Ульсен, рост около 190 см. 1-й вице-президент Государственной Адмиралтейств-коллегии. Годы службы (1698—1727).
В 1681 году Крюйс женился на молодой девушке по имени Катарина Фоогт, дочери голландского капитана и купца Клааса Пиетерсона Фоогта и его супруги Жаннетье Янс.
После двадцатипятилетних плаваний по морям и океанам капитан Крюйс стал очень деятельным и искусным специалистом по навигации и кораблевождению, а кроме того, приобрёл хороший военно-морской опыт.
После смерти адмирала дом был выкуплен Алексеем Ивановичем Милютиным – придворным истопником императрицы Анны Иоановны, возведенным во дворянство. С 1737 по 1742 годы дом активно перестраивался. На первом этаже были организованы лавки. Милютины лавки упоминаются в произведениях Достоевского, Тургенева, Салтыкова-Щедрина, Погорельского.
В середине 70- годов XVIII века Милютинские ряды были надстроены третьим этажом, а рядом с ними, на углу с Каналом Грибоедова, вырос небольшой трехэтажный дом с номером 27/18.
Через полвека Милютинские ряды были снесены, и на их фундаменте отстроили четырехэтажный доходный дом со строгим классическим фасадом, который мы видим и поныне. Первый этаж дома все так же занимали многочисленные лавки, а на остальных этажах расположились съемные квартиры.
Дом №27 на Невском проспекте – это тот редкий случай, когда вид со стороны двора не менее интересен.
Свидетельство о публикации №220100501143