Интеллект - в теле лект. И богослов Сомин Н. В

 фото - из комментария 22.10.2020 01:14 к статье Ю.Мухина "Моя переписка с Папой Римским и почему она не состоялась" //ymuhin.ru/node/2243 


                Интеллект - в теле лект.
                И богослов Сомин Н.В.

Сайт Геннадию Михайловичу Шиманову сделал богослов Сомин Николай Владимирович.
Без сайта столь  многие почитатели Г.М.Шиманова не появились бы в таком количестве.
О Сомине: был и успешный альпинист, травма прервала занятия. Стал успешным программистом. Участвовал в разработке программ государственной  важности в ИПИ РАН (Институт проблем информации Российской Академии Наук).

Коснёмся одного из видов программ, "искуственного интеллекта", которого мы и опасаемся,  опасаемся в т.ч. иногда справедливо.
Имеющаяся сейчас в интернете  одна из статей об этом от 2011 года, где в соавторах и Сомин, называется "Особенности лексико-морфологического анализа в задачах извлечения структур знаний из текстов естественного языка" авторы И.П.Кузнецов, Н.В.Сомин, Е.Б.Козеренко, А.Г.Мацкевич.

Название статьи такое, что и само требует толкований о нём и о теме в целом. Итак, в меру сил:

Часть 1.  Техника.

Предистория известная: в 1970-х появились на ж/д вокзалах автоматические справочные. Нажымаешь кнопочки и получаешь ответы о нужном тебе расписании.
В 1990-х компьютерные программы :
   переводили не очень чёткий  рукописный текст в компьютерный;
   в космосе узнавали приближающийся объект, выдавали решение;
   обыгрывали шахматных гроссмейстеров и т.д.
В конце 1990-х формировались в сети интернет СоцСети, дающие обильную информацию о многом, но качественно быстро  обработать которую не под силу даже коллективу. Понадобились дополнительные тех средства. Они и стали разрабатываться. В том числе в России.

Пропуская тех подробности, отмеченные в статье, нужно указать кратко результаты  возможностей таких программ:
Анализ  большых макро массивов информации  в реальном времени, а не "потом", для:
-  выявления непредполагаемых заранее связей наблюдаемого  объекта. 
-  выявления реакции наблюдаемого объекта и макрообъекта (общества) на то или иное новое  событие.

Даже только два этих пункта показали, что работа  программирования вынужденно шла в полной аналогии с развитием двух систем человека:
- проработка души - кто я ? и чего я хочу ? - т.е. работа о том, кто ищет ответы, куда нужно выдавать ответы.
- и проработка  внешнего мира, его картины, т.е. проработка ума и отражения в уме внешнего мира.

Системы такого программирования пока ориентируются на тексты естественного языка. Что не исключает дальнейшего развития подсистем анализа и интонаций телефонных разговоров как дополнительно информативной, далее во времени разработка анализа имеющихся  психологических намерений  собеседников и т.д., вплоть до анализа микро и макро гипнозного воздействия межличностного и воздействия типа  "личность-внешняя информационная среда".

И конечно,  фраза  "естественный язык" должна пониматься более широко: тут и автоматический перевод ошибок, и перевод фраз типа "ацкий ужос" намеренного искажения слов, и перевод к норме ненамеренных ошибок. В том числе ошибок логики, что особо важно.

Такие программы как инструменты являются в том числе и оружием. Дают большое преимущество их пользователям. Не факт, что эти  наработки РАН сейчас служат на пользу России. Возможно, что как и многое другое нашими "нанотехнологами" передано вне страны, а у нас остановлено к пользе государственной, используются лишь ресурсы специалистов для дальнейшей много затратной  проработки.

Тем не менее, мы с вами обязаны отметить для дальнейшего следующее обстоятельство:
Разработка таких программ нужна.
Нужна также, как нужна система метеопрогнозов, как нужно планирование и много веков назад главе крестьянской семьи на длительный период. И не только главе семьи прежде и ныне. Но и руководителям государства, и руководителям органа надгосударственного, планетного масштаба. И нужна всё более.
Проблемный вопрос же о том, кем и в каких целях  используются такие макро системы - очень давен.
И не очень зависит от текущего момента развития техники.

Интересно к слову "техника":
в 1990-х использовали  кое где способ определения количества  зрителей той или иной телепрограммы так:
Вы знаете, что  эл лапочка, которая почему-то то ярче горит, то совсем погасает, потребляет в эти моменты разные количества эл.энергии. Которые можно  фиксировать и в виде графика.
На этом же принципе подсчёта потребления эл.энергии (ещё у нас не было интернета) можно записывать на узлах распределения эл энергии такие  дополнительные "кривые", как бы вторичные. И среди многих всплесков общей записи аналитически выделять кривые от конкретной программы. Поскольку рисунок потребления энергии телевизором зависит от изменяющейся яркости экрана. А она у конкретной теле-программы известна.

Т.е. такой анализ давал возможность численно знать, сколько процентов  населения смотрело телевизор вообще. И сколько среди всех включивших телевизор включило именно этот канал именно в это время.

Часть 2. Философия.

Философия как слово:  - глупое у нас, мягко говоря. Основная причина -  не имеет родственных слов в обычном языке. Мы не называем кого-то ни похвалой, ни констатацией о работе "софом, софичной". Можем называть так лишь  иронично.  Заметьте: и те, о ком пишут, что они философы, никто себя так не называл.  Ни Ленин, ни другие. А предметы "философия" в учебных зведениях есть. Есть и официальные философы. Много ли вы подметили пользы от них ? Знаете ли какая сумма из казны уходит на содержание этой отрасли ? А если не знаете, можете ли называть себя членом этого общества, или правильней вас называть несколько по-иному ?

Т.е. слово это - и по названию чуждое, и по его делам-результатам.  Но оно не чуждое тем, и в тех странах, где (если таковые ещё есть) употребляется с опорой на однокоренные слова и бытовые.
У нас же обрело смысл характера занятия  людей, которые обладают комплексом неполноценности. Которые не могут быть уважаемыми сами собой, но почему-то хотят, чтобы их уважали извне. Такой психологический стереотип очень широко распространён и без философии.

Когда некий сын уважаемого отца претендует невольно на уважение и к себе, чувствуя в себе "свой род", но не обладает качествами своего отца.
Среди священства таких особенно много по причине именно уважительного отношения прихожан  к только статусу должности и звания. Уважение даёт энергию. Энергия привлекает нуждающихся.

 Особенно много среди священства "неадекватных" по той причине, что ныне у священства нет процесса отбраковки негодных священиков по критерию дела организации. Почти любой допущеный в священство, если совсем уж явно не нарушает этику, оттуда не будет исторгнут, сколь бы ни был он плох как пастырь.
Много неадекватности (несоответствия) и по причине некого церковного бардака в названиях чинов. Ранее был и чин должности "строитель". Такой чин ясен прочтению в том отношении, что к этой должности не нужно предъявлять претензии о духовности. Или вот к примеру наличие в церкви Греции чинов выделенных специально, чего у нас нет - духовников. Ведь выделение как бы говорит о прочих священиках, что они не духовники, не соответствуют чину духовника. Это же не обижает греческих в хорошем смысле священиков требоисполнителей. А у нас почему то обижает. У нас же что ни священик - тот уже батюшка-духовник.

Или ещё: есть требоисполнители, есть над ними начальство (архииереи) как организаторы требоисполнителей. Но у нас все таковые "архи"  считаются и архипастырями.  То ли не понимают отличие слов в русском языке пастырь  как организатор, духовник и требоисполнитель, то ли и не желают вникать для открытой публичности и пастве.  Мутят сознание этим и  пастве.  Работают и против русского языка. А это уже влияние на очень долгие десятилетия, если и не более. Назвали к примеру недавно бывших епископов митрополитами. Но при умолчании, что митрополия обязательно имеет колонии как подчинённые территории, и, что важнее - не имеет над собою никого выше.
Ну и ?
Как теперь понять: обязан ли митрополит подчиняться патриарху ?  Это ведь синонимы смысловые. Или должен только при боголюбивом вдруг братском желании, а в другом спорном случае - не обязан.
Да...
Коммерческие властвующие люди знают своё дело хорошо... иначе - будут отбракованы.


Аналогично и в отношении философии : в этом "научном" сообществе нет критерия "оценка по делам".  Поскольку нет и постановки задач, которые нужно решить, а они ещё не решены. 
Ведь наука отличается от описаний (художественных, летописных, и иных) наличием подтверждающихся прогнозов.   

Нет подтверждения предположений обоснованых  (прогнозов)  - нет и  науки.

Но. Это не значит, что нет тайной от публичности науки. Коммерческие знания конкретного предприятия на данный момент - должны быть и должны быть  тайными для своей успешности.  И уметь манипулировать своими покупателями, т.е. относиться к ним не как к равным, а как к "ресурсу". Т.е. как к не людям. Из этой позиции вытекает необходимость современных коммерсантов как сословия уничтожать любовь к чёткости знания в обществе.  Коммерсанты вынуждены иметь науку об уничтожении науки публичной.

Т.е. они имеют философию. И то же к мудрости. Но локальной по отношению к обществу. Кастовой.
Убийственной для вне касты.
Которая уже давно веками оформлена и  в религиозном уровне её жизни. Доминирует.
доминирует ещё и по натуральной психологической причине: некое племя ценило своего военного предводителя, который может успешно убивать незванных пришедших агрессоров.  Это уважение только к чину предводителя сохранятся в нас и поныне.  Но  даёт и негатив по той причине, что уважение ныне не связано с проверкой выполнения функции, с требованием отчёта о полученных предводителем или "философом"-чиновником денег от общества.  Их бесконтрольность и устойчивость в бесконтрольности нескольких веков  оформилась в самостоятельную уже мощную силу планетарного характера.
Если требуемая функция древнего князя-воина  была : уметь убивать врага, то сейчас, когда глобализм планетного взаимодействия сблизил все страны, философская каста планеты стала скрытным убийцей "не философов" пасомых, "плебеев для них".

Стала закономерно, - обратите внимание.
Стала уничтожать (примеров восклицаний об этом в интернете много)  книги и естествознания практического, проверенного прежде опытом, но возможно, - архивирует себе практическое. Стала насыщать интернет лукаво-пустыми текстами. Т.е. агрессивность кастовая сейчас резче и  сильнее проявляется. То, что было ранее  видно туманно, видится уже ясней.

У богослова Сомина Н.В. тоже есть недостатки в многословности. В этом его может извинить факт о том, что он вошёл в поле общения, которое как бы требует такой стиль. Тамошние жители не воспринимают простых ясных слов. Привыкли к "диалекту".
НО несоменные заслуги Сомина видятся две :
1. -показ того, что Иоанн  Златоуст - ещё удерживал линию к "Делам"  боголюбия.
2. Показ на примере хозяйственной структуры созданного помещиком Неплюевым Н.Н. Крестовоздвиженского братства  как реальной общности длительного времени соответствующей всем желаемым критериям и экономики и заповедей евангельских. Но, и это важно - исключающей паразитизм части священства и "философов". Духовник Александр Секундов  братства - некое пока непознанное  церковью явление, или не желаемое к пониманию по указанным выше причинам.

Часть 3. Религия.

Слово религия как понятие имеет сутью объединение. Объединение как восстановление связей, о чём говорит приставка Ре.  В зависимости от того, что имеется в виду под связями - и даются разные  определения этому понятию.

Есть точка зрения, которую обычно относят именно к религиозной, в которой есть постулат :
в нашем  мире всё жывое. 
Но не всегда могут сказать  чётко - чем жывое отличается от нежывого.

Некто сказал, что только   тогда начинаешь мыслить, когда начинаешь мыслить противоречиями. Противоположностями.  Противоречивыми парами.
Так в чём же тогда  противоречивость понятия жывое (и жызнь), отражающееся далее и в понятие религия ?  - В том, что жывое имеет свою  волю. И это очень принцыпиально. Любой жывой, даже и наималейшая частица - равна тебе  в наличии воли.  Такая частица  может принимать решения супротив твоего намерения исследования её или действия над ней. Жывая. Отдельная от тебя и от мира. Имеет инстинкт самосохранения.
Чтобы оперировать с ней, нужно или её согласие, или изменение твоей психики в сторону ухода от признания частицы (или иного чего-то) жывой. Ты говоришь себе: она нежыва, я имею право работать с этим материалом. Ты отделяешься этим уходом от религиозного правила "всё жывое". 

Отделение. Как создание "полюсов" там, где прежде их не было.  Бывает и нравственное, и безнравственное.  И сам процесс и отделения и разделения есть процесс насущно необходимый. "Нераздельно и неслиянно" - сказано о лицах Троицы. И неслиянно !  Т.е. в понятие религия  обязательно должно включаться знание о процессах отделения в нашей жызни. А этого включения практически нет.  Это огромный минус  нынешнему общественному пониманию  религии как верхнего  уровня наук.

И вновь к Н.В.Сомину:
Уже упоминаемая его заслуга  в показе ухудшения идеологии христианства к пятому веку, ухудшения как принятия в идеологию возможности относиться к иным как к нечеловекам. Или, по крайней мере, как к чуждым людям, или людям второго сорта.  Книги Сомина о богословской  этике того времени - об этом. Сомин как бы укоряет современных богословов в их предательстве вполне ясного начала. 
Но.
 Укорять можно того, кто остаётся в прежней системе логики.  А не уходит в иную. По нашему мнению, полезней было бы  не укорять, а выявить причину ухода многих церковных богословов на позицыи скрытого или даже и не скрытого антихристианства.   Ведь явление это не единичного характера, а достаточно массовое.
А для этого нужно хорошо владеть знаниями о разделении  и отделении в соцыальном организме.  Чего всем нам не хватает.

Не хватает понимания того,  что религия как знание включает, должна включать,  и процесс антиЛигии. Вот как женщина не должна быть мужчиной. И как одна семья должна иметь двери с замками  для не допускания к себе чужых.  И как высказано  "не корми младенца супом" - т.е. младенец другой, не такой как тот взрослый, кого нужно кормить супом, их нужно различать и отделять в этом.

Дополнение О Троице от 22окт2021 :
Любая система понимания (учения)  о связи с иным миром должна включать в себя элемент иного мира - и это есть противоречие. В геометрии определение круга не включает в себя окружность. И такое определение есть пример сути должного учения о Троице как учения пограничного меж мирами.

О лицах Троицы взгляд должен отражать и все дальнейшые процессы. :
Отец, обратив внимание внутрь тогда, когда ещё не было нашего мира, и нечто увидев, отразил увиденное. Раз отразил (запечатлел), то и "зафиксировал".   Чтобы эта фиксацыя не пропадала (нашыми словами - не пропадала) нужно нечто сохраняющее её. Нужна граница меж Отцом и увиденным (Сыном).  Таковой границей называют Духа. Который при Отце - не отличается от Отца (не мешает, как умеет это хамелеон), а при Сыне - как Сын, т.е. не вредит ни тому ни другому, но устанавливает связь меж ними - уже двоими, и их же разделяет. 

Краткий вывод к выше абзацу : не возможно появиться Второму. Нужно появление сразу Троицы из Отца.   Да и Отец после творения Троицы - уже не тот.  Тот первый - как бы "ДО". Но !  Чтобы увидеть себя "внутрь", и этим родить - нужно быть Творцом. И заметьте : то, что Отец увидел себя внутри (проявил рефлексию) (увидел Сына)- уже было - в том смысле, что увидеть можно то, что уже есть. Поэтому слова Иисуса "я был прежде Отца" - верны в этой логике.
Т.е. Творец - и одновременно и Сын. 
А это уже слияние понятий нашего лексикона.  Об этом и речь в начале дополнения была : граница круга не включает в себя окружность ...  чтобы не вредить нашей системе логики. Но сами начальные постулаты системы аксиом (лица Троицы) имеют очень много проявлений и в физике, и в речи. Например : всё пространство - есть тело Духа.  Больше пространству  неоткуда взяться.  И в языке видим : слово "пространство" говорит менее ясно (стороны - ведь  границы  одного тела) о том, о чём слово "в-ре-мя" говорит яснее : "повторение меня". Т.е.: "Я" - мера времени. В этом отношении и говорили мыслители: "пространство и время - это одно и тоже".  Но это их высказывание неверное, если не уточнять, что же имеется в виду под "одно и тоже".
 
.


Рецензии
Основной вопрос философии (Рецензия на одну из современных статей)

О технике не сужу (не дано воспитанием с 2-х до 10-ти лет в военные и послевоенные годы.
О философии: на митинге 1 мая 1993 года подошли ко мне два молодых человека и, шествуя, как в былые советские годы, на демонстрации в сторону Воробьёвых гор, открыли со мной дискуссию: прав ли был В.И.Ленин, сформулировав основной вопрос философии? Что первично: материя или сознание?
1. Сразу же был получен результат: сначала пошли газы от трёх рядов Омона, перегородивших выход на площадь у Нескучного сада. Майский ветер был на нашей стороне и подул в сторону Омона.
2. Полились потоки водяных струй на первые, празднично одетые ряды отдыхающих демонстрантов. Вода быстро закончилась. Народ не дрогнул.
3. В ход были пущены впервые в истории России дубинки (американская "помощь", привезённая из Парижа). Из первых рядов повернулись и побежали в сторону метро окровавленные парни. Мои собеседники и другие многие демонстранты присоединились к ним.
4. Я одна продолжила движение вперёд и обнаружила: у каждой кровавой лужи - по 6 любителей кровопролития, примерно 6-8 кровавых луж. В них лежали люди, их продолжали избивать дубинками, хотя они не реагировали и только, как ватные куклы от удара брыкались руками и ногами, будучи очевидно уже без сознания. Их брали за руки-ноги и забрасывали через борты грузовых машин.
5. Я собрала около 80 окровавленных носовых платков, которыми первоначально пытались закрыть раны на пробитой голове ветераны В.О.войны, которые шли, как всегда, в первых рядах майской демонстрации. Эти связанные уголком 8 десятков отутюженных жёнами праздничных носовых платков я показала у микрофона публично всем собравшимся, вернувшимся от метро на последующий митинг этого же дня.

И вот вам ответ на вопрос о первичности: первично оружие - материя в руках представителей "властных структур", о чём предупреждали большевики и обруганный СМИ В.И.Ленин: "Задача пролетариата-повернуть оружие против своего правительства, а не друг против друга в мировых войнах"*. Напоминаю, что сейчас речь идёт не о мосинских винтовках, как во времена революции и 1 мир.войны, не о пролетариате, которого уже нет, так как отечественные заводы и фабрики сознательно уничтожены, "списаны за негодностью".
Так что же первично? Сознание или материя? У тех, кто отобрал у народа ВСЁ, и у тех, кто охраняет от народа ИХ теперешние богатства? СССР разрушили, продали и предали за пенсионную "чечевичную похлёбку" и унизительный размер зарплаты, за пособие по безработице?! Где вы все были 1 мая 1993 года? Сидели у телевизоров и смотрели очередной кровавый детектив?
Кто виноват в современной разрухе былого народного хозяйства? Читайте моё стихотворение 90-х годов "Взял бы ваучер Христос?" Это и ответ на Вашу часть, посвящённую религии.

Нина Евгеньевна   02.05.2021 18:52     Заявить о нарушении
Спасибо, Нина Евгеньевна. И за рассказ Ваш о себе в политическом мире.

Когда не знаешь, кому отвечаешь - сложновато отвечать.
Чуть подробней ответ вероятно, попозже допишу, а пока о "основном вопросе философии" :

"Высосан из пальца". И так делали и делают многие паразитические "умники", а их и тогда великое множество было, которые уводят обсуждение от насущного к якобы "философскому". Наводят "туман" на общественное сознание. Поэтому и пришлось Ленину и по этому вопросу, и по ряду близких тем подавать свой голос.

Георгий Сотула   02.05.2021 18:30   Заявить о нарушении
Почему "высосан из пальца" :
Были (очень давние на сей момент) такие - Апори Зенона. Которые по сути своей - сборник задач для "старшекласника". Выпускника школы. Выпускник школы уже должен уметь следить за тем, о какой начальной логике (о системе постулатов) идёт речь. ( Вот как нельзя складывать килограмм и километр. - они из разных систем )
Задачи разные. Задача о "догонит ли быстроногий Ахилл черепаху ?" - тоже на внимание к разным сичтемам лргики. (Там вот что : есть качество и количество. (Конкретность и абстрактность и т.п.) Которые нельзя ставить в один ряд - вот как и килограмм и километр. Соответственно в качествах : Ахилл Никогда не догонит. В количестве - без проблем догонит и перегонит )
Аналогичная сходная задача есть о "курица или яйцо первее ?"
И этот "основной вопрос " - такой же.

И что ещё интересно : у Зенона - это задачи. Которые именно решаются, а не "угадываются". Но сейчас нигде нет простого учебника о логике, который бы учил таким решениям в начальных классах. Уничтожыли для нынешних школьников такие учебники. Выращивают глупых. - немного исторического об этом в моём "Школа второго коридора...". Там о том, что прцесс оглупления профинансирован давно и щедро.

Многие подобные вопросы решаются простым знанием языка :
Вы не делаете вид, что вы всезнайка, а начинаете уточнять : "дайте определение вами употреблённому слову "сознание". ... а теперь - определение понятию "материя" ...

Жалко, что церковные богословы показывают часто глупость и по этому вопросу. - Отстаивают "первичность" сознания. Обесовляют паству. Вот спросим у таких у них :

Мир сознания - это ангельский, Божый мир ? - говрят Да. Тогда вопрос : ангелы створены. Значит и у них есть тело, хоть и более "тонкое". И что, сознание ангелов было до того, когда они были сотворены?
Т.е. здесь для "богословов" уже видно : что слово сознание было употреблено без конкретности привязки - Чьё.
А это слово НЕсамостоятельное - не может употребляться без привязки.
(Как и слово Свобода и т.п.)
И получается - в вопрос вставили неопределённое чётко понятие, но лукаво просят дать чёткий ответ.

Бесы лукавые. - вот кто они, эти "философы и такие же богословы". - такое моё мнение о них.
.....
и отстранясь от упомянутой грязи, немного лучшего :
Бодрости Вам на даче, на природе, - !

.

Георгий Сотула   04.05.2021 10:31   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.