Источники хронологии Древнего Египта

Хронологический вопрос о начале Египетского государства до сих пор не может считаться решенным. Долгое время египетская история излагалась почти без хронологического масштаба, не по столетиям, а по династиям.

Только для Древнего царства у нас есть остатки анналов на так называемом Палермском камне – одном из семи фрагментов стелы из чёрного базальта, содержащей список египетских фараонов, начиная с I династии до первых представителей V династии и важных событий каждого года их царствования. Создан, вероятно, во времена V династии. Был приобретён приблизительно в 1859 г. итальянцем Фердинандо Гаудиано или его отцом. Обстоятельства, окружающие его открытие, остаются невыясненными. Камень был пожертвован Археологическому музею в Палермо 19 октября 1877 г.

Мы имеем несколько царских списков, дошедших до нас со стен храмов Карнака, Абидоса, Саккара. В них перечислены не все цари, а только те, которые в той или иной мере были причастные к данному храму своими постройками или жертвенными дарами.
 
В Карнакском храме расположено помещение зала празднеств, рельефы на стенах которого изображают юбилейные приношения Тутмоса своим 61 предкам. В мае 1843 г. археолог Эмиль Присс д'Авенн тайно демонтировал эти барельефы («царский список Карнака») и вывез их в Лувр.

В храме, построенном Рамсесом II, в 1818 г. была найдена знаменитая Абидосская доска, на которой начертаны в хронологическом порядке имена царей – предшественников Рамсеса II. Верхняя часть доски представляет дефект, но в 1864 г. найдена путем раскопок в соседнем храме Сети I (Сефоса) подобная другая доска, давшая возможность реставрировать недостающее в первой. Она заключает в себе перечень 76 имен до Сети I.

Большое значение имеет для нас «Туринский царский папирус» – под этим именем известен список египетских царей, начиная от династий богов до XVI династии. Имена даются большей частью так называемые первые, тронные, при них – даты в годах, месяцах и днях. Последнее было бы важно для хронологических исследований, но плохое состояние памятника делает его особенно полезным лишь для XIII и XIV династий. К сожалению папирус дошел до нас в сильно фрагментированном виде, что снижает его ценность. Приобретенный в 1820 г. в Луксоре итальянским охотником за древностями Бернандино Дроветти при перевозке в Европу он рассыпался на 164 кусочка, и многие из них погибли. В 1824 г. Б. Дроветти продал его Египетскому музею в Турине.

Если бы Туринский папирус лучше сохранился и обнимал всю историю Египта, и, если бы цифры Манефона возбуждали больше доверия, было бы значительно проще: мы бы знали продолжительность каждого царствования, и отсутствие эры не было бы так ощутительно. Но, к несчастью, Туринский папирус дает только Древнее и Среднее царства в крайне поврежденном виде; иногда для целых династий (IX-X) пропали даты.

В 1861 г. в гробнице зодчего Тунари, который руководил строительными работами Рамсеса II обнаружен Саккарский царский список, содержащий перечень 58 египетских царей от Аджиба и Каа (I династия) до Рамсеса II (XIX династия), в правление которого он и был составлен(иногда Саккарским списком называют полустёртый перечень фараонов VI династии, найденный в 1932 г. на крышке саркофага Анхесенпепи I – супруги фараона Пепи I). Многие фараоны в списке пропущены составителем по не всегда ясным соображениям. Так, из всей III династии упоминаются только четыре правителя.  Саккарский список находится в собрании Каирского музея.

Таким образом, у нас нет полных царских списков Египта; поэтому необходимо восполнить пробелы списков, собирая порознь отдельные царские имена, встречающиеся на отдельных памятниках. И перед историком стоит задача восстановить эти списки, дополнив их именами царей, встречающихся на памятниках.
 
В Египте, как это ясно из Палермского камня и многочисленных следов в более позднее время, года сначала датировались по событиям (например, «год битвы и поражения нижне-египтян»), потом (со II династии) особенно стали употребляться датировки по цензам, ведшимся каждые два года от начала каждого царствования («год второго счисления», «год после пятого счисления»); мало-по-малу счисления стали производиться ежегодно, и таким образом, путем опущения слова «счисления», датировки естественным путем стали делаться по годам царствования. Несмотря на неудобство, происходящее от постоянной перемены исходного пункта, в Египте Нового царства, начиная с XVIII династии счет велся от вступления на престол каждого царя, хотя раньше, в эпоху Древнего и Среднего царств и в позднейшие времена, начиная с XXVI династии, устраняли происходящую при этом путаницу, начиная счет годов царя с предшествующего воцарению новолетия и присчитывая, таким образом, к ним последние месяцы предшественника. От царей Нового царства у нас есть датированные надписи, но какой год царя был последним – мы не знаем, так как, кроме известных нам текстов, могли быть не дошедшие до нас другие, с более поздними датами; наконец, от последних лет царя может вовсе не быть документов. Только в немногих случаях мы знаем продолжительность царствований некоторых фараонов. Были в Египте и смутные времена, от которых совсем не дошло памятников. Как определить их продолжительность?

До истории в нашем смысле египтяне не доросли. От них не сохранилось ни одного труда, равного не только великим произведениям греческого или еврейского гения, но даже ассирийским летописям. То, что принято называть царскими анналами, не представляет связного целого, велось без строгой системы и имело, большей частью, случайное происхождение. На стенах Карнака излагали свои подвиги и Тутмос III, и Сети I, и Рамсес II, и др. От первого сохранились анналы почти целиком, они отличаются сухостью и составляют, вероятно, эксцерпт из более полной редакции. Менее напыщенны, но гораздо содержательнее и выше анналы эфиопских царей Пианхи, Танутамона и др. Подобно царям, и вельможи любили покрывать стены своих гробниц своими иллюстрированными биографиями, очень важными для историка. Сохранились и небольшие исторические труды, например, история Рамсеса III, где рассказ ведется от его лица (великий papyrus Harris). Единственный род исторических произведений, не ограничивающихся одной эпохой или фактом, – списки царей. Из них самый важный по полноте, но страшно поврежденный – Туринский. Гораздо более пришлось по вкусу египтянам то, что мы называем историческим романом. О выдающихся исторических лицах и эпохах складывались легенды, сказания, даже целые циклы. До нас сохранились сказания о войне с гиксосами (papyrus Sallier), о взятии Ионнии при Тутмосе III (papyrus Harris); сохранился целый пентамерон, автор которого, живший в переходное время от Среднего к Новому царству, рассказывает о временах Хеопса, заставляя каждого из его сыновей говорить волшебные сказки (papyrus Westcav).

Долгое время египтологи были в отношении хронологии в беспомощном положении. Опорными пунктами их, если не считать танисской надписи Рамсеса II, датированной по местной эре 400 годом «царя Сети-Нубти», были исключительно известия греческих писателей о XXVI династии, а для более древнего времени – упоминания об Египте в ассирийских летописях и Библии.

Из иностранных источников первое по важности место занимает Библия, известия которой о народе, жившем с евреями бок о бок, отличаются ясностью и объективностью. Но Библейская хронология сама представляет затруднения.
Открытие архива в Телль-Амарне дало возможность, на основании вавилонской хронологии, приурочить время XVIII династии; что же касается Древнего царства и начала Египта, то здесь между учеными были колебания на целые тысячелетия. Другим дополнением, освещающим факты с иной точки зрения, являются ассирийские летописи, повествующие о походах Саргонидов на Сирию и Египет в темное время последних династий.
 
Переходим теперь к известиям о Древнем Египте, сохраненным нам греческими и римскими писателями. Заметим, что разного рода сведения по Древнему Египту могут быть вплетены в изложение тем, не связанных с Египтом. Следует также иметь в виду, что античные источники имеют многочисленные заимствования у предшественников и современников, во всех этих сочинениях содержатся сведения из сочинений, ныне утраченных.

В сочинениях Фукидида, Исократа, Платона, Аристотеля, Аристофана и других греческих авторов (в данном случае только греческих) есть сведения о современных для них событиях в Египте. Это ценнейшие источники, так как многие события этого периода в истории страны не нашли отражения в сохранившихся до наших дней египетских источниках.

Из классических источников весьма важен Геродот из Галикарнаса (прибл. 484-420 гг. до н. э.), пользовавшийся для второй и третьей книги своего труда Гекатеем Милетским (родился, вероятно, в 549 г. до н. э., умер скоро после битвы при Платеях), подобно ему путешествовавшим по Египту.

Геродот странствовал по Дельте и, возможно, побывал даже на юге, в Асуане, хотя по его работам можно сделать вывод, что он никогда не был в Фивах. В рассказах о виденном своими глазами он обычно проявляет глубокую проницательность, и его мнение достаточно ценно; но многое из написанного в этой книге – всего лишь сплетни. Геродот, по-видимому, никогда не встречался с людьми из образованных классов египетского общества и зависел от местных переводчиков, проводников и мелких чиновников, которые готовы были предложить доверчивому слушателю выдуманное объяснение любого события. Впрочем, Геродот в числе своих источников не раз упоминает рассказы жрецов. Но едва ли это были высшие жрецы, носители древних традиций и культуры; вероятно Геродоту приходилось иметь дело с низшей храмовой прислугой, с которой ему к тому же приходилось объясняться при помощи тех переводчиков. По образному выражению Г. Масперо, египетские надписи знакомят с тем, что говорили во дворцах и храмах, тогда как Геродот сообщает то, что говорили на улицах египетских городов. Наконец, Геродот путешествовал скоро и бегло: в Египте он был едва ли более четырех месяцев. Первостепенное значение его труд имеет для истории Позднего Египта (VII – VI вв. до н. э.), довольно фрагментарно представленной в египетской традиции, но самым обстоятельным образом описанной Геродотом.

При Александре Великом и Птолемее I путешествовал по Египту Гекатей Абдерит, отрывки из сочинений которого (;;;;;;;;;;) производят благоприятное впечатление. Ими воспользовался, между прочим, Диодор Сицилийский, современник Юлия Цезаря и Октавиана Августа, писавший уже в то время, когда египетская культура не была для запада чем-то совершенно неизвестным и непонятным, тем не менее история прошлых периодов у него также опирается, большей частью, на сказки и не отличается тщательностью хронологии. В его «Исторической библиотеке» Египту посвящена первая книга. Особенную важность имеют также те места у Диодора, где излагается судьба Египта в персидское время – это единственное связное и полное изложение событий по источникам, до нас не дошедшим. Диодор располагал материалами о Египте времен последней, XXX династии, которые, видимо, использовались македонской администрацией в Египте конца IV в. до н. э.

Эратосфену Книдскому (275-194 гг. до н. э.) мы обязаны списком царей Агафаркид Книдский (конец II в.) составил «Перипл Эритрейского моря».  Полибий (ок. 200 – ок. 120 гг. до н. э.).  очень важен для птолемеевского периода.
 
Страбон (ок. 64/63 годов до н. э. – ок. 23/24 гг. н. э.)  в своей «Географии» очень много места отвел описанию природы Египта и хозяйственным занятиям населения нильской долины. Его труд позволяет сопоставить жизнь и быт египтян с жизнью и бытом живших с ними бок о бок других народов Африки. Он упоминает наиболее выдающиеся города Египта и монументальные древние памятники, показывает контакты египтян с античным миром. Встречаются у Страбона и упоминания о ряде исторических событий, особенно относящихся к Позднему периоду истории страны. Семнадцатая книга «Географии» Страбона специально посвящена Египту.

Плутарху принадлежит трактат «Об Исиде и Осирисе», написанный им в Дельфах, между 120 и 130 гг. н. э. Ученый автор пользовался греческой литературой своего времени и дал нам наиболее полное сочинение об египетской религии – то, что египетские тексты дают частями, частностями, сводится Плутархом в единую впечатляющую Данные его в значительной своей части подтверждаются памятниками. С другой стороны, многие из них прошли чрез греческое миросозерцание или касаются египетского культа в Европе. Само сочинение посвящено Клее, жрице Исиды в Дельфах, где Плутарх был верховным жрецом. По своим воззрениям и настроению Плутарх был последователь Платона и при помощи его философии рассматривал египетские мифы, но он жил в переходную эпоху и не был последователен. Его по справедливости называют предтечей неоплатонизма, у него уже замечается стремление к богословскому эклектизму, к вере в божественную иерархию. Боги всех народов были для него тожественны, особенно египетских он не различал от греческих, тем более, что их культ был тогда распространен по всему миру.
 
Латинские авторы выступают как эпигоны греческих. Среди них следует упомянуть Плиния Старшего (I в. н. э.), который в своем труде «Естественная история» дал сведения о природе и экономике Египта.  В исторических сочинениях знаменитого Тацита (I-II вв. н. э.) встречаются упоминания о некоторых памятниках Древнего Египта, например, руинах Фив и древних надписях на стенах египетских храмов. Рассуждает он и о завоевательных походах царей Египта. Интересные сведения о древнеегипетской религии, в частности о культе Исиды, сохранились в «Метаморфозах» или «Золотом осле» уроженца Римской Африки Луция Апулея (II в. н. э.). Описание развалин Фив, древнеегипетских надписей и некоторые сведения о египетском культурном наследии содержатся в «Деяниях», или «Истории», позднего римского историка Аммиана Марцеллина (IV в. н.э.). Он же сохранил единственный в античной литературе перевод древнеегипетского текста (надписи на обелиске Рамсеса II) на греческий язык. Один из знаменитейших христианских ученых первых веков Климент Александрийский (умер около 217 г.) собрал в своих ;;;;;;;;;; ценные сведения об египетской культуре, религии и истории. Сочинения о Египте, написанные многими другими греками и римлянами, или погибли, или сохранились в незначительных отрывках.

К числу туземных источников следует также отнести и сочинения египтян, писавших по-гречески: Манефона, Гораполлона, Апиона, Херемона, Германиона и многих др.
Утвердившаяся на египетском троне после смерти Александра Македонского греческая династия Птолемеев покровительствовала наукам и искусствам. В период ее правления в Александрии была создана огромная библиотека, в которой хранились около 700 000 папирусных свитков. Желая создать условия для расцвета научного и художественного творчества, Птолемеи учредили при своем дворе Мусейон («Храм муз») – корпорацию, объединявшую ученых различных стран и самых разных специальностей.

Как свидетельствуют сохранившиеся документы, особое покровительство представители династии Птолемеев оказывали египетским храмам, предоставляя им различные материальные субсидии и налоговые льготы. Будучи чужеземцами для египтян, Птолемеи стремились тем не менее управлять своими подданными в соответствии с привычными им порядками, заведенными в Египте еще в давние времена фараонами местного происхождения. В связи с этим они хотели знать египетское прошлое, историю правивших в Египте династий фараонов. По их заданию придворные историографы взялись за составление истории фараоновских династий.
 
Автором первой истории Египта был Манефон (III в. до н. э.) – первосвященник и секретарь египетских храмов во время правления царей во времена Птолемея I Сотера (323 г. до н. э., формально 305-283 гг. до н. э.) и Птолемея II Филадельфа (285-246 гг. до н. э.). При них занимал должность верховного жреца Ра в городе Гелиополе.  Манефон – это древнегреческая транскрипция древнеегипетского имени Мои-н-Тот, или Мер-не-Джхути, что в переводе означает «Возлюбленный Тота».
С его именем соединяется представление о начале культа Сераписа.  Введенный во время первых Птолемеев в сонм египетских божеств из Синопа, местный александрийский бог Сарапис должен был быть приведен в связь с древним мемфисским Осирисом-Аписом, так как раздраженные египетские жрецы не хотели его сначала принять. Бюст Манефона стоял в Серапеуме Карфагена.
 
При Птолемее II, помимо старых должностей, получил новую – придворный астролог. Обязанностью Манефона стало составление календарей и ведение записей царской летописи. Если же учитывать и упоминание о Манефоне в документе 240/241 до н. э., то он мог продолжать свою деятельность и в правление Птолемея III Эвергета (246-222 гг. до н. э.).

Манефону приписываются философские, богословские и исторические, большей частью потерянные сочинения, например, «Краткая физика» (;;;;;;; ;;;;;;;), «О праздниках», «О старине и благочестии», «Против Геродота», и сохранившиеся 6 книг астрологического сочинения «Апотелесмата». В перечне астрономических и астрологических трудов античных авторов, переведенных на санскрит и вошедших в классическую индийскую науку, ал-Бируни указывает сочинение египетских учёных. Среди авторов «Джатак» он называет Маниттху: «Каждому из [следующих] авторов: Парашаре, Сатье, Маниттхе, Дживашарману, греку Мау – принадлежит по книге “Джатака”». Маниттху отождествляют с Манефоном.

Манефон имел намерения рассказать образованным классам египетского общества историю своей страны, но он был вовлечен в соперничество Птолемея и Антиоха Сирийского (каждый из которых стремился доказать, что его земля древнее), и у него были свои предпочтения. Особенно важна для современной науки «Египетская история»; в этом труде он изложил на греческом языке прошлое своей родины, желая познакомить с ним, на основании первоисточников, Запад, который до тех пор мог знать об Египте только из Геродота и других, подобных ему, писателей. Будучи туземцем, имея доступ к египетской литературе, обладая эллинистическим образованием и, вместе с тем, сохраняя древнеегипетские традиции, Манефон мог с успехом выполнить задачу.
 
Труд Манефона, написанный по образцу «Истории» Геродота, принято считать историческим в современном смысле слова (в отличие от более ранних исторических летописей Древнего Египта типа «Анналов Тутмоса III», которые не делали выводов или умозаключений, а всего лишь констатировали события).  Сохранение труда Манефона было бы прежде всего ценно потому, что он отражает представления египтян времен Птолемеев об их прошлом, затем оно было бы особенно важно для установления хронологии, но, к сожалению, от его «Египетской истории» до наших дней дошло немногое. Из повествовательной части работы сохранились только куски, переписанные или пересказанные Иосифом Флавием (I в. н.э.), который связал их с приходом евреев в Египет и их исходом из этой страны. Известный французский египтолог второй половины XIX – начала XX вв. Г. Масперо писал об этом следующее: «Иностранцы, греки, сирийцы, евреи, которых Птолемеи привлекали в Александрию и которые оттуда расселились по остальной части страны, начали по необходимости устанавливать синхронизм между своей историей и историей фараонов, и в связи с этим постепенно вводить новые элементы в традицию. Греки не делали ошибок, но их совершали в особенности евреи, обрабатывавшие египетский материал, и туземцы, в конце концов, приняли часть их махинаций». По словам Г. Масперо, «мы имеем этому доказательство, для первой половины третьего столетия, во фрагментах и списках Манефона, представляющих не действительные анналы Египта, но систему, построенную на этих анналах».

Полагают, что труд Манефона в единственном экземпляре хранился в Александрийской библиотеке, никогда не переписывался и в конце концов погиб. Иосиф Флавий так или иначе имел извлечения (эксцерпты) из него, и затем у крупнейших хронографов начала IV в. н.э. (Секста Юлия Африкана и Евсевия Памфила) оказались достаточно полные списки царей Египта. Судя по ним, Манефон расчленил историю страны на 30 периодов, династий, сгруппировав их, в свою очередь, в три более крупных отрезка времени. Им соответствовали три тома его «Египетской истории»: первый том содержал историю первых двенадцати династий, второй – историю следующих семи, третий – историю одиннадцати династий. Каждое царствование (а в менее важные эпохи сумма их или целая династия) определяется датами в круглых годах царствования, кроме того, нередко присоединены заметки, частью анекдотического, частью синхронистического (с греческой и библейской историями) содержания. Первые восходят к подлинному Манефону, вторые принадлежат эксцерптаторам. Их эксцерпты, будучи перерабатываемы и списываемы, дошли до Иосифа Флавия, Евсевия и Африкана. Из последних их заимствовал византийский хронограф Синкелл, отдавший, впрочем, перед ними предпочтение фальсификациям – так называемой «Древней хронике» и «Книге Сотиса» (вероятно, принадлежащей Панодору), в которых египетская древность представлена менее отдаленной и более приближающейся к библейской.
 
 Вне средневековой рукописной традиции оказываются только две папирусные находки: список царей XXVII (персидской) династии на папирусном обрывке (Р. Bilabel) и, возможно (хотя все-таки и очень спорно), фрагмент повествования, связываемый Иосифом Флавием с исходом (но иной текст, чем у Флавия), на папирусном обрывке из Оксиринха.

Невозможно по этим спискам реконструировать подлинный список Манефона Трудно даже сказать, вел ли сам Манефон счет династиям (он мог ограничиваться ссылками на их происхождение: «Мемфисская», «Элефантинская» и т. п.) или их пронумеровали его эксцерптаторы, пытавшиеся согласовать его хронологию с хронологической канвой Библии и историей греко-римского мира.
 
Манефон собрал древние предания и надписи, составил списки фараонов, сгруппировал их в 30 династий и, сложив годы царствований, подсчитал продолжительность отдельных периодов истории египетского государства. Он уложил в пределы 3912 лет, то есть двух периодов Сотиса в 990 лет (между 4242 г. и 332 гг. до н. э.), историю династического Египта вплоть до освобождения Александром Македонским от персидского ига. Цифры получились огромными. Дело в том, что фараоны нередко царствовали одновременно (как соправители), и не только фараоны, но и целые династии, которые в периоды упадка и смуты правили параллельно в разных частях страны. Манефон же, исходя из идеи единовластия и цельности государства, выстроил всех фараонов в одну цепочку, сильно удлинив тем самым общую продолжительность истории государства имена царей искажались как греческой транскрипцией, так и переписчиками; к цифрам также следует относиться с осторожностью.
 
При всем этом Манефон – самый важный из всех авторов, по-гречески писавших об Египте; его схема раздела истории Древнего Египта на периоды Древнего, Среднего и Нового царств (что соответствует 1-му, 2-му и 3-му томам «Истории Египта» Манефона), с некоторыми изменениями, до сих пор служит основной. Жрец-историк пользовался достоверными древнеегипетскими источниками из царских и храмовых архивов, в частности, царскими списками; они дают возможность проверить данные Манефона.

При сличении списков царей Манефона с Туринским папирусом нельзя не видеть, что оба они происходили из одного источника и там даже, где имена царей известных династий разнятся, можно в большей части случаев объяснить это кажущееся несогласие. Большая же часть имён тождественна, хотя у Манефона они имеют греческую форму. Несмотря на то, что папирус сохранился не полностью, документ представляет исключительную ценность для проверки данных династических таблиц Манефона. В отличие от других списков, в Туринском папирусе приведены имена правителей гиксосов и некоторых малоизвестных царьков. Туринский папирус связывает сказания летописцев с египетскими национальными памятниками.

Знаменитый английский египтолог Флиндерс Питри писал о «Истории Египта» Манефона: «Это произведение являлось в его оригинальной форме в высшей степени авторитетным. Составленное при деятельном покровителе учёных – Птолемее Филадельфосе – и вполне возможно для большой библиотеки, которую он создавал и написанное египетским жрецом, который знал, как использовать все дошедшие до него документы, оно имело сильнейшие внешние притязания на доверие. Мы знаем даже из фрагментов, доставшихся нашему времени, какими основательными и систематическими были египетские записи; хроника всех лет и правлений первых пяти династий не имеет себе равных ни в какой стране и фрагмент её в Палермо показывает, какая в такую раннюю эпоху существовала систематическая запись; в то время, как позднейший Туринский папирус XVIII династии, или до неё давая протяжённость правления каждого царя с суммированиями в интервалах, показывает, что та же самая склонность к точному исчислению сохранилась и в позднейшие времена. Именно тогда были созданы копии тех работ, на которые мог ссылаться Манефон при составлении своей истории для греческого мира».

Таким образом, датировки древнеегипетской истории следует рассматривать как приблизительные, причем более точны позднейшие из них, тогда как самые ранние могут иметь погрешность в пределах нескольких столетий.


Рецензии