Екатерина Юрьевская-конец сладкой сказки

13.03.1881 года (по старому стилю – 01.03) Александр II стал жертвой очередного покушения, организованного членами «Народной воли».

По легенде в тот день император сказал Екатерине:

    «Я чувствую себя таким счастливым, что это счастье пугает меня»

После взрыва еще живого императора привезли в Зимний дворец. Екатерина была рядом с мужем, обмывала раны, растирала виски эфиром и даже помогала хирургам останавливать кровотечение. Но всё было бесполезно. Император умер.

Есть сведения, что Екатерина отрезала волосы, свила их венком и положила в гроб императора, как часть себя, которая всегда будет с ним.
Трагедии могло бы и не быть-если император Александр II послушал бы и её,да и графа Лориса-Меликова не ездить  в этот день на развод караулов в Михайловский Манеж.Государь уже знал,что Лорис-Меликов арестовал Андрея Желябова  и ещё несколько заговорщиков .Поэтому он  был спокоен,хотя на свободе ещё оставалась Софья Перовская.Свою жену в очередной раз решил порадовать "безумством". Так государь-император называл свои занятия любовью с Екатериной.За несколько до часов до своей гибели император овладел её :сначала на письменном столе,а затем на кушетке.Когда-то придворный врач Сергей Боткин,лечивший императора советовал ему не тратить свои физические силы  на любовные утехи.Иначе "бабы" его погубят.Но император не послушал совет и врача.
Сразу же после похорон новоиспечённый император Александр III ворвался в комнату Екатерины в Зимнем Дворце.Государь был пьян."Выметайтесь из Дворца Екатерина Михайловна!Вам больше здесь делать нечего!"-приказал он женщине."Ошибаетесь Александр Александрович.Этот этаж во Дворце мне принадлежит по праву.Мне подарил мой муж-ваш покойный отец!"-заявила Екатерина новому императору."И верните три миллиона золотых рублей в Государственную Казну!России нужны сегодня эти деньги!"-приказал император княгине Юрьевской."Эти деньги мои.И я распоряжаюсь ими на законном основании!"-произнесла Екатерина и предъявила императору удостоверение,подписанное её покойным мужем на имя 5 сентября 1880года.Министр двора вложил в государственный банк 3 302 910 золотых рублей на имя княгини Екатерины Михайловны Юрьевской и её детей."Всё равно ты уйдёшь из Дворца.Я добьюсь этого любой ценой.!"-заявил император."Я готова уехать из Зимнего Дворца-если вы дадите выехать мне вместе с детьми на постоянное местожительство во Францию!"-сказала Екатерина."Ну,уж нет!Я отправлю вас в монастырь или куда-нибудь в ссылку-как вы отправили моего двоюродного брата Николу.Он не брал этих бриллиантов.Вы устроили кражу!Я отплачу вам за свою мать покойную императрицу Марию Александровну.Взрыв Халтурина ведь был не случайным?Конституции не быть в России -пока я жив!Самодержавие-вот истинное благо для России!"-заявил император."А может быть вы мстите мне,что тогда в Ливадии я не поддалась вашей кобелиной прихоти?"-произнесла Екатерина.Александр III ничего не сказал женщине и молча удалился.
В 1881 году для Екатерины  всё был куплен Малый Мраморный дворец в Петербурге, там она устроила открытый для широкой публики музей памяти Александра II. Кроме того, Александр III назначил княгине ежегодную пенсию в 100 000 рублей. Позже пенсия была увеличена до 200 000 рублей.
Такие перемены в жизни Екатерины Михайловны благодаря детям императора Александра III:Ники и Ольги -внукам её покойного мужа.Великая княгиня Ольга Александровна, внучка императора, была дружна с Екатериной, так она вспоминает о ней:

    «Она, должно быть, очень любила моего деда. Всякий раз, как я приходила к ней, мне казалось, будто я открываю страницу истории. Жила она исключительно прошлым. В тот день, когда моего деда убили, время для неё остановилось. Она только о нём и говорила. Она сохранила все его мундиры, всю его одежду, даже домашний халат. Она поместила их в стеклянную витрину в её домашней часовне».А для Ники она возможно была первой женщиной в которую был влюблён юный цесаревич.
Вскоре ей было разрешено выехать в Ниццу.С собой она взяла окровавленную рубашку своего мужа,в которой он был-в день убийства и один из оторванных пальцев его руки.

С 1900 года Екатерина регулярно просила у императорской семьи денег. Она жила абсолютно их не считая, полагая, что как супруге императора ей можно позволить себе всё, что хочется.

Екатерина почти не бывала в России после смерти супруга. На Родине её ненавидели, теперь её защитить было некому. Последний раз княгиня Юрьевская приезжала Петербург в 1913 году. Любопытно, что Николай II относился к Екатерине очень хорошо, навещал её, а когда она приезжала в Россию, приглашал в гости.

Екатерина жила в Ницце на вилле «Жорж», названной в честь её старшего сына Георгия. Георгий скончался в 1913 году от нефрита.Считается, что в Ницце Екатерина заботилась о бездомных животных – по её замыслу был устроен специальный водоем для кошек и собак, чтобы они могли пить в жару.

15.02.1922 года Екатерина умерла, оставив после себя огромные долги. Кроме того, осталось много писем императора, которые Екатерина бережно хранила. Сохранилась записная книжка Екатерины "Сувениры, полученные от моего обожаемого Мунки" (так она называла  своего мужа-императора).


Рецензии