Больше, чем просто кино, или зло за спиной

Роли и деятельность обычного человека в нормальной общественной ситуации ограничиваются узким кругом его естественных потребностей и интересов. В нормальной ситуации обычному человеку нет нужды заботиться о ком-то на другом конце света, или о земной фауне, разнообразие которой за последние пятьдесят лет, между прочим, уменьшилось на 70%. В нормальной ситуации обычный человек сторонится общественных забот и политики. Но что такое нормальная ситуация? Нормальная ситуация – когда человеку ничто не угрожает гибелью или ухудшением его обычного, нормального образа жизни. Но если окажется, что среди исчезнувших видов животных есть необходимые обычному человеку, например, пчелы, то и обычный человек может встрепенуться и заняться, например, экологией в глобальном масштабе.

Хорошо, если бы речь шла о пчелах. Но, к сожалению, по вроде бы не зависящим от обычного человека причинам нормальная ситуация регулярно становится ненормальной и для него самого. Появляются угрозы. Тогда обычные люди поступают естественно – группируются вокруг понятных идей и складно говорящих харизматичных лидеров, провозглашающих эти идеи и обещающих вернуть все, как было, или даже сделать лучше. Часто «делание лучшего» сопровождается уничтожением остального, и еще вчера обычные люди, добрые соседи становятся жестокими и хищными борцами с инакомыслием и приходят к вчерашним коллегам и друзьям, одетые в униформу, вооруженные, ломают двери, вытаскивают «иных» на улицу и тащат к костру.

Многие думают, что каток исторических катаклизмов, который толкают встрепенувшиеся обычные люди, действует избирательно, подчиняясь какой-то логике или понятиям о справедливости, доброте, милосердии. Это не так, а как это происходит на самом деле можно увидеть в хорошо известных фильмах, в которых, если присмотреться, можно увидеть больше обычного.

1972 год, фильм «Кабаре». История про музыкантов, артистов, блистательная Лайза Минелли в главной роли. Фильм о любви, о музыке, но и о том, что «сегодня пришли за мной, завтра придут за вами, а послезавтра – заберут всех». Действие фильма происходит на фоне нарастания влияния нацизма в Веймарской республике в 1931 году. Если в начале фильма швейцар респектабельного кабаре выкидывает зарвавшегося нациста из дверей, то по мере развития сюжета люди в коричневой униформе со свастикой постепенно заполоняют кадр. И где-то ближе к концу фильма они уже отдыхают как хозяева жизни в этом респектабельном заведении, и какие-то молодчики избивают ногами того самого швейцара в углу фойе.

1982 год, фильм «Рембо. Первая кровь». Сюжет: ветеран Вьетнамской войны Джон Рэмбо, герой, награжденный медалями США, в надежде отыскать своих боевых товарищей путешествует по стране. Узнав о скоропостижной кончине своего последнего товарища из элитного военного подразделения «зелёных беретов», он заходит в ближайший тихий провинциальный городок, чтобы хотя бы перекусить. Его встречает местный шериф, принимающий его за бродягу и, отвезя его за пределы города, говорит ему, чтобы тот не возвращался, иначе его ждут неприятности.
Шерифа можно понять – Рембо после известия о смерти последнего человека из своего взвода идет потерянный, у него никого не осталось, он погружен в себя, он не в форме, с длинными волосами, молчит. А городок – тихий, провинциальный, каждый друг друга знает, шерифа все ценят и уважают, он поддерживает спокойствие, порядок, со всеми «на ты», входит во все проблемы. Он – это та стена, за которой одноэтажная Америка может чувствовать себя спокойно. И вдруг какой-то чужак.
Шериф, узнав, что Рембо хочет поесть, говорит ему, что отвезет его в чудесное местечко, отвозит за город, и советует не возвращаться. Но Рембо возвращается – он обижен - пока как ребенок. Шериф арестовывает его и привозит в участок, где другие полицейские пробуют его «поучить». Рембо сбегает и прячется в горах. Полицейские гонятся, но безуспешно. Тогда шериф организует полномасштабную облаву, к которой присоединяются местные охотники с собаками и ружьями. Случайная гибель одного из них только распаляет остальных. Так жители тихого провинциального городка, добрые мирные люди, мгновенно превращаются в стаю, преследующую человека, просто не похожего на них. Потом к конфликту присоединяются военные, и ситуация выходит из-под контроля и шерифа, и жителей городка, которые, открыв «ящик Пандоры» остаются «за бортом истории».

2000 г. Фильм «Изгой». Сюжет: Чак Ноланд — успешный инспектор-организатор службы доставки логистической авиакомпании FedEx, сопровождает груз посылок. Самолет терпит катастрофу, Чак – единственный выживший, спасается на острове. Кое-что из посылок помогает ему выжить, но одну посылку с ангельскими крылышками на коробке он бережет и не вскрывает все то время, что провел в одиночестве.  Через четыре года он счастливо возвращается к людям, снова приходит в компанию, его радостно встречают, но уже к концу вечеринки он понимает, что жизнь ушла далеко вперед, его девушка замужем и растит ребенка, друзья делают карьеру и его прежние успехи в компании ничего не стоят. Его сослуживцы, конечно, не носят коричневую форму, и сам Чак – не Рембо, но ощущение отчуждения, превращения своего в «бывшего своего, и, вероятно, потенциально чужого», возникает.

Конечно, названные фильмы совсем не об этом. Но они сделаны так добротно, что в них «между кадрами», как в хорошей книге между строк можно почерпнуть больше, чем ожидается. Между их выходами 10 и 18 лет. За это время мир вроде бы становился спокойнее и даже богаче, но недавние события в США показывают, что это спокойствие – обманчиво, история для многих людей – сильно запыленное зеркало, и она не может научить тех, кто не хочет учиться.

Поэтому не надо думать, что зло умирает, если мимо него проходят, отвернувшись. Оно, как Волан де Морт, питается, присосавшись к нашим затылкам.

05.10.20


Рецензии