Россия в цифрах 1990-2019 г. г. авто1
Огромное количество граждан, еще не имеющих машин, желают их приобрести, другие желают сменить старую машину на новую. Но чтобы что-то приобрести, нужно что-то произвести или привезти, т.е. импортировать из других стран Мне захотелось разобраться с источниками поступления машин на российский рынок. А затем посмотреть рынок продаж машин и его развитие в разные годы. Ведь производство машин и их продажа при рыночной экономике хорошо отражают состояние этой самой экономики и уровень благосостояния населения страны.
Начнем, естественно, с производства машин в России. Судьба производства легковых машин в период после 1991 года была очень сложной. Преобразования, произошедшие в 90-е годы, отрицательно сказались на выпуске машин в России. Количество произведенных в России машин с 1990 года по 2019 год по разным данным отражено в таблице 1 и на диаграмме приведенной на рисунке выше. На них отражены только данные Росстата России.
Таблица 1
1990 г - 1103 1991 г - 1030 1992 г - 963 1993 г - 956 1994 г - 798
1995 г - 835 1996 г - 868 1997 г - 986 1998 г - 840 1999 г - 954
2000 г - 969 2001 г - 1022 2002 г - 981 2003 г - 1012 2004 г - 1110
2005 г - 1069 2006 г - 1178 2007 г - 1294 2008 г - 1471 2009 г - 600
2010 г - 1210 2011 г - 1740 2012 г - 1964 2013 г - 1925 2014 г - 1695
2015 г - 1216 2016 г - 1124 2017 г - 1348 2018 г - 1565 2019 г - 1549,5
Следует заметить, что данные из разных источников несколько разнятся.
Так по данным Росстата в 2000 году было произведено 969 тысяч машин, а по данным Автостата - 965 тысяч машин. В 2005 году - 1069 тысяч штук и 1069,1 штук соответственно. В 2010 году - 1210 тыс. и 1206,7 тыс., а в 2015 году - 1216 тыс. и 1215,4 тыс. Несколько отличаются и данные Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Это вызвано неодинаковым подходом использованных источников к учету легковых машин. Одни - не учитывают, скажем, пикапы, относя их не к легковым машинам, а к легким грузовикам. Другие - их учитывают. Некоторые источники могут не учитывать какую - либо не массовую марку машин. Но все данные очень близки, что и подтверждается приведенными примерами.
В 90-е годы наименьшее производство машин мы наблюдаем в 1994 году. Оно составило 798 тысяч автомобилей в год. Это было на 305 тысяч меньше чем в 1990 году, последнем году существования СССР, когда на территории РСФСР произвели 1 миллион 103 тысячи легковых авто. Небольшое падение производства произошло и в 1998 году, когда произошел дефолт, рухнули банки и резко упал курс рубля по отношению к доллару. Знаменитые августовские события 1998 года. Далее, как видно из таблицы и диаграммы, шел постепенный рост производства легковых машин в России.
В начале 2000-х годов производство машин уже превысило миллион штук в год. И достигло почти полутора миллионов штук к 2008 году. Но грянул мировой финансовый кризис 2009 года и производство машин резко упало до 600 тысяч в год. Ряд иностранных фирм, открывших у нас сборку и производство иномарок свернули свое производство из-за кризиса. Но в 2010 году вновь произошел резкий подъем производства легковых машин. И его рост длился вплоть до 2012 года. В этом году было произведено 1 миллион 964 тысячи автомобилей. К сожалению, после 2012 года вновь началось падение производства легковых машин в России и в 2016 году это производство составило всего 1 миллион 124 тысячи автомобилей. В последующие годы производство вновь пошло на подъем. Производство автомобилей в 2018 и 2019 годах было практически одинаковым.
За годы самостоятельности России в автомобилестроении произошли большие качественные изменения. В 90-е годы часть заводов попала в тяжелое положение, их не удалось оживить и они были закрыты. (ЗИЛ, АЗЛК), другие заводы отказались от производства легковых машин (ГАЗ). Часть заводов переживала тяжелые времена и никак не могла наладить свою деятельность (ВАЗ и другие). Все это, как мы видим, привело к снижению производства легковых машин в стране. К тому же, хлынувший из-за границы поток относительно дешёвых поддержанных иномарок, привел к затовариванию рынков отечественными машинами. Ведь даже старые иномарки порой были более высокого качества чем отечественные машины. (Вопросы импорта и продаж машин я хочу рассмотреть в следующих статьях). Встал вопрос буквально о спасении автомобильной промышленности России. Свертывание автомобилестроения привело к серьезному снижению численности работников занятых в этой отрасли. И надо учесть, что снижение производства легковых машин привело к снижению производства на предприятиях-смежниках, что и без того увеличивало безработицу в стране. И все же к 2000 году удалось стабилизировать производство легковых машин отечественных марок на отечественных заводах. А затем начался рост производства машин в России.
Летом 2002 года была принята концепция развития российского автопрома, затем в октябре того же года были введены запретительные таможенные пошлины для иномарок старше 7 лет, что привело к перераспределению спроса в пользу новых импортных автомобилей. С 2004 года импорт автомобилей с пробегом начинает падать, а импорт новых автомобилей расти. С 2009 года тарифные условия и другие меры практически обнулили импорт поддержанных машин в РФ. Старые поддержанные машины перестали быть конкурентами новым отечественным машинам. Ограничив импорт поддержанных машин правительство в 2005 году приняло решение об организации промышленной сборки иномарок в России как на существующих заводах так и на новых заводах, построенных иностранными компаниями в России. Были повышены пошлины на готовые машины иностранного производства и практически убраны пошлины на комплектующие детали машин иностранных марок, введен ряд льгот для иностранных компаний. При этом компаниям было поставлены условия по локализации производства в России. Стало развиваться отверточное производство иномарок. Кроме того ряд отечественных предприятий совместно с иностранными фирмами организовали производство иностранных марок на своих заводах по полному циклу. В течение пяти лет в строй вступило около десятка крупных построенных с нуля заводов по промышленной сборке, а также организована промышленная сборка иномарок на многих уже существовавших заводах. Уже в 2011 году было выпущено более миллиона автомобилей иностранных марок на заводах на территории России. А к 2019 году в стране было зарегистрировано 11,5 миллионов легковых машин иностранных марок собранных на заводах расположенных на территории России. Это практически четверть всего автопарка страны. (см. таблицу 2 и рис. 1 в начале статьи) Там четко видно как рос выпуск машин иностранных марок. В таблице 2 первая цифра это число машин отечественных марок, а вторая цифра - число иномарок произведенных на территории России. Количество машин указано в тыс. шт.
Таблица 2
2000 г - 961,14 и 3,86; 2001 г - 1014,8 и 6,125; 2002 г - 971,46 и 10,8;
2003 г - 956,37 56,73; 2004 г - 976,47 и 128,13; 2005 г - 911,94 и 157,16;
2006 г - 901,25 и 276,85; 2007 г - 836,96 и 458,64; 2008 г - 877,37 и 594,73;
2009 г - 314,55 и 283,45; 2010 г - 579,22 и 627,48; 2011 г - 664,7 и 1084,5;
2012 г - 649,21 и 1318,1; 2013 г - 530,8 и 1396,8; 2014 г - 416,58;
2015 г - 333,99 и 881,98; 2016 г - 299 и 825; 2017 г - 350 и 998;
2018 - 414,1 и 1149,64; 2019 г - 453,78 и 1058,82
Что дало строительство новых заводов для сборки и производства машин? После 90-х годов, когда в результате преобразований, проведенных в стране, рухнули многие отрасли экономики, в том числе и автомобилестроение, в условиях обнищания страны, поднять и оживить отрасль своими силами было невозможно. Слишком все было разрушено. Привлечение иностранного капитала дало возможность сохранить на плаву многие отечественные автозаводы и построить новые, хотя на первых порах и сборочные. Строительство заводов позволило создать около 100 тысяч новых рабочих мест. В стране появилось большое разнообразие марок иностранных машин. Что благоприятно сказалось на продажах машин. Машины собранные в России оказались дешевле ввозимых из-за границы. К тому же новые заводы потребляли электроэнергию, газ, воду и другие ресурсы, производимые в России, что опять таки способствовало оживлению экономики. Недостаток - это зависимость от иностранных фирм, которые по различным причинам могут прекратить поставку комплектующих на построенные ими заводы. Поэтому в стране взят курс на глубокую локализацию заводов автопрома. Сейчас многие заводы переходят на полный цикл производства машин. В Калуге даже построен завод двигателей. Многие детали для сборки машин также стали изготовляться в России. Надо надеяться, что этот процесс будет продолжаться. К тому же оборудование установленное на заводах, в любом случае, никуда не денется и останется в стране.
На сегодняшний день существует 16 заводов, (по данным ряда сайтов) на которых совершается полный цикл изготовления иномарок:
Hyundai, Nissan, Toyota, General Motors (заводы располагаются в Санкт-Петербурге, General Motors);
Ford-Sollers (три завода на территории России – в г. Всеволожск, г. Елабуга и г. Набережные Челны);
Sollers (г. Владивосток, изготовляются «Мазды» и Toyota Land Cruiser Prado);
Renault (г. Москва).
«Автотор» (г. Калининград, изготовляются различные модели Kia, Hyundai);
Volksvagen, Peugeot (г. Калуга);
Derways (г. Черкесск);
Горьковский автозавод выпускает Skoda Yeti, Skoda Octavia, Volksvagen Jetta;
на АвтоВАЗ производят Nissan Almera, Renault Logan;
на «ИжАвто» (г. Ижевск) выпускается Nissan Sentra.
Между прочим, когда то в далекие послевоенные годы, известная на весь мир, японская автопромышленность начинала именно с отверточной сборки американских машин.
Использовались следующие источники:
- Статистические сборники Росстата за 1994 -2019 годы
- Транспорт в России 2018. Росстат. Статистический сборник.
- Сайт аналитического агентства Автостат. (https://www.autostat.ru/)
- - Сайт Ассоциации европейского бизнеса (https://aebrus.ru/ru/)
и другие источники.
Свидетельство о публикации №220100501667