Кто убил Сергея Есенина?

Когда я учился в средней школе, творчество поэта Сергея Есенина не проходили по школьной программе. Но наша учительница литературы, она же директор школы Аляева Валентина Николаевна, была очень начитанным человеком, в своей лично библиотеке имела сборник стихов Сергея Есенина, и попросила меня прочитать со школьной сцены стихотворение «Никогда я не был на Босфоре». До этого я хорошо прочитал «Стихи о советском паспорте» Владимира Маяковского, и она решила  закрепить  тот успех. Но мне нравился и сам Маяковский, такое здоровый физически, и его стихи, отличные от всех других,  а вот к Есенину я относился с некоторым скепсисом,  особенно после его самоубийства в ленинградской гостинице «Англитер».  Поэтому я не так хорошо, как надо, выучил стихотворение Сергея Есенина и на сцене, забыв слова, просто ушел, не закончив чтение стихотворения.  Далее очень долго я не интересовался Есениным, и лишь в 90-е годы, когда мне по наследству от нашей хорошей знакомой и соседки, учительницы литературы в школе,  попал сборник стихов Сергея Есенина, я прочитал его, и многие стихи мне понравились своей теплотой о родным местах,  к России.

До 90-х годов прошлого века официальная причина смерти поэта не подвергалась сомнению. Но в эпоху гласности появилось много всевозможных домыслов  о насильственной смерти Сергея Есенина. В 2005 году  появился  сериал про поэта, с  Сергеем Безруковым в главной роли.  До этого образ Сергея Есенина фигурировал  в трех художественных фильмах – «Айседора» 1968 года выпуска, «Анна Снегина» 1969 года, и «Пой песню, поэт», где Есенина сыграл Сергей Никоненко.   

Прежде чем перейти к основными моментам о причинах смерти Есенина, о которых я узнал на канале «День-ТВ» от историка, кандидата исторических наук Сергея Дмитриева (мистика какая-то, опять Сергей), я хочу напомнить основные вехи жизни поэта.

Сергей Есенин не сразу нашел свое литературное кредо: он бросался из одного направления в другое. Сначала выступал в лаптях и рубахе с новокрестьянскими поэтами, затем, облачившись в пиджак и галстук, создавал с имажинистами новую литературу. В конце концов, он отказался от всех школ и стал свободным художником, заявив: «Я не крестьянский поэт и не имажинист, я просто поэт».

Сергей Есенин родился 3 октября 1895 года в селе Константинове Рязанской губернии. Жизнь в русской глубинке с раннего детства вдохновляла мальчика, и уже в девять лет он написал свои первые стихи.

Начальное образование Сергей Есенин получил в земской школе, которую будущий поэт закончил ее с отличием. Однако, как он позже вспоминал, учеба никак не отразилась на его становлении и не оставила ничего, «кроме крепкого знания церковнославянского языка». Когда мальчику исполнилось 14 лет, его отдали в Спас-Клепиковскую учительскую школу: родители хотели, чтобы сын стал сельским учителем. Но Есенин свое призвание видел в поэзии, поэтому в школе продолжал писать стихотворения. Он даже пытался издать в Рязани свой сборник «Больные думы», но книгу не напечатали.

После окончания школы, летом 1912 года, Сергей Есенин приехал в Москву: осенью он должен был поступать в Московский учительский институт. Но наперекор решению родителей устроился в книгоиздательство «Культура» и отказался учиться. «Теперь решено. Я один. Жить теперь буду без посторонней помощи. <...> Эх, теперь, вероятно, ничего мне не видать родного. Ну что ж! Я отвоевал свою свободу», — писал он другу Григорию Панфилову.

Есенин присылал свои стихи в московские журналы, но их не публиковали. В одном из писем Панфилову поэт признавался: «Особенно душило меня безденежье, но я все-таки твердо вынес удар роковой судьбы, ни к кому не обращался и ни перед кем не заискивал». Чтобы иметь средства к существованию, молодой поэт подрабатывал продавцом в книжном магазине.

В 1913 году он стал вольнослушателем историко-философского цикла в Московском городском народном университете имени Альфонса Шанявского. Занятия проходили по вечерам, поэтому Есенин легко совмещал их с дневной работой. В это время он служил в типографии Товарищества Ивана Сытина. Сначала работал экспедитором, затем — помощником корректора.

В этот период Есенин увлекся идеями социал-демократической партии. Поэт распространял политические листовки, выступал перед рабочими в заводских районах и агитировал их бороться за свои права. 23 сентября 1913 года Есенин участвовал в общемосковской забастовке против гонений на пролетарскую печать. О происходящем поэт сообщал Панфилову: «Там возле тебя мирно и плавно текут, чередуясь, блаженные дни, а здесь кипит, бурлит и сверлит холодное время, подхватывая на своем течении всякие зародыши правды, стискивает в свои ледяные объятия и несет бог весть куда в далекие края, откуда никто не приходит».

Аресты демонстрантов, полицейские репрессии, гонения на рабочую печать — все это юный поэт остро переживал и отражал в своих стихотворениях. К тому времени у Есенина собралась книга стихов «Радуница». Некоторые сочинения из сборника он отправил в петербургские журналы, но ни одного ответа так и не получил. Зато московские издания стали печатать поэта: детский журнал «Мирок» опубликовал стихотворения «Береза», «Воробышки», «Пороша», «Село», «Пасхальный благовест», а большевистская газета «Путь правды» напечатала стихотворение «Кузнец».

Вскоре жизнь в Москве стала угнетать Есенина. Город все больше казался поэту литературной провинцией, мимо которой проходила реальная общественная и культурная жизнь страны. В письме Панфилову он сетовал:
«Москва — это бездушный город, и все, кто рвется к солнцу и свету, большей частью бегут от нее. Москва не есть двигатель литературного развития, а она всем пользуется готовым из Петербурга.»
Так родилось решение переехать в столицу.
В 1915 году Есенин прибыл Петроград. Он сразу отправился к своему авторитету в мире литературы — Александру Блоку. Тот познакомил его с писателем Михаилом Мурашевым и поэтом Сергеем Городецким. Известные петроградские авторы дали юноше рекомендательные записки в редакции журналов, и, наконец, стихи Есенина появились в столичных изданиях.

Лето 1915 года поэт провел в родной деревне. Здесь он подготовил рукопись сборника «Радуница», написал стихотворения «Белая свитка и алый кушак…», «Разбойник», повесть «Яр», рассказы «Бобыль и Дружок» и «У белой воды». Поэт собирал народные песни, сказки, частушки и загадки — позже они вошли в сборник «Рязанские побаски, канавушки и страдания».

Вернувшись в Петроград Сергей Есенин стал членом объединения крестьянских писателей «Краса». Вместе с его участниками поэт впервые выступил на открытом литературном вечере. По словам Городецкого, это был «первый публичный успех Есенина». Вскоре «Краса» распалась, и Сергей Есенин перешел в литературно-художественное общество «Страда». Несмотря на большой успех, он едва сводил концы с концами: выступления почти ничего не приносили.

В 1916 году вышел первый сборник — «Радуница». О Есенине заговорили как о самобытном поэте-лирике, художнике «дивных красок», творце, у которого есть будущее. Сам поэт писал: «Стихи мои произвели большое впечатление. Все лучшие журналы того времени стали печатать меня, а осенью появилась моя первая книга «Радуница». О ней много писали. Все в один голос говорили, что я талант. Я знал это лучше других».

Вскоре после выхода книги Есенина призвали в армию. Благодаря ходатайству полковника Дмитрия Ломана поэт отправился не на фронт Первой мировой войны, а в Петроградский резерв военных санитаров, оттуда — в Царскосельский лазарет. Своим покровительством Ломан рассчитывал приблизить к себе Есенина и сделать из него придворного поэта. Однако этот расчет не оправдался. Поэт написал ряд свободолюбивых стихотворений: «За темной прядью перелесиц», «Синее небо, цветная дуга...», «Микола».

«Неприятности» настигли Есенина в феврале 1917 года, когда он вновь «отказался написать стихи в честь царя», — вольнолюбивого поэта отправили на фронт в дисциплинарный батальон. Однако попасть на войну он не успел: началась Февральская революция, вслед за которой все решения царского режима были отменены. В этот период Есенин создал цикл поэм «Товарищ», «Певущий зов», «Отчарь» и «Октоих», в которых возник образ революции. Сам поэт признавался, что «первый период революции встретил сочувственно, но больше стихийно, чем сознательно».

В марте 1918 года Есенин приехал в Москву. Здесь поэт подготовил к печати сборники стихов «Голубень», «Преображение» и «Сельский часослов», написал теоретический трактат «Ключи Марии» о творчестве и литературе, сочинил поэмы «Инония» и «Иорданская голубица» с библейскими мотивами. Несмотря на то, что Сергей Есенин с воодушевлением принял Октябрьскую революцию, он тяжело переживал ломку крестьянского быта. Эти печальные, ностальгические настроения легли в основу поэмы «Сорокоуст».
На одном из поэтических вечеров 1918 года Сергей Есенин вместе с  Анатолием Мариенгофом, Вадимом Шершеневичем и Рюриком Ивневым решили создать новую школу поэзии — имажинизм. Главной идеей этого литературного направления стала независимость образа (по-латински imago) от действительности. В 1919 году поэты опубликовали декларацию имажинизма. Основной пункт программы они описывали так: «Образ как самоцель. Слово требует освобождения от идеи. <...> Поедание образом смысла — вот путь развития поэтического слова».

Идеи имажинистов звучали провокационно, но не свежо: декаденты пропагандировали освобождение поэзии от смысла еще до революции. Есенин быстро убедился в несостоятельности новой программы, а основные ее положения позже раскритиковал в статье «Быт и искусство».

Однако порвать отношения с имажинистами Есенину сразу не удалось — он слишком привык к постоянным совместным кутежам. Разгульный образ жизни отразился на творчестве поэта: он создал цикл стихотворений «Москва кабацкая». Из лирики исчезла жизнерадостность и деревенские зарисовки, на смену пришли мрачные пейзажи ночного города, где бродит потерянный лирический герой.

Повседневный быт угнетал поэта: «Живу я как-то по-бивуачному, — жаловался он в одном из писем, — без приюта и без пристанища, потому что домой стали ходить и беспокоить разные бездельники. Им, видите ли, приятно выпить со мной! Я не знаю даже, как и отделаться от такого головотяпства, а прожигать себя стало совестно и жалко».

Выход из этого положения Есенин нашел в творчестве. Поэт работал над драматической поэмой «Пугачев» и решил отправиться в путешествие по местам пугачевского движения. В 1921 году Есенин уехал из Москвы в Среднюю Азию и Поволжье. В поездке поэт закончил поэму и смог отвлечься. Новое произведение публика приняла радушно. Максим Горький писал: «Даже не верилось, что этот маленький человек обладает такой огромной силой чувства, такой совершенной выразительностью», а режиссер Всеволод Мейерхольд планировал поставить поэму в театре РСФСР-1.

Весной 1922 года Сергей Есенин уехал за границу. Он побывал в Германии, Бельгии, Франции, Италии, Америке. Впечатления поэта от зарубежной поездки были противоречивыми. В своих письмах он отмечал внешнюю красоту — «после нашей разрухи здесь все прибрано и выглажено под утюг». Но в то же время он не чувствовал в этом духовности: «Человека я пока еще не встречал и не знаю, где им пахнет. <...> Пусть мы нищие, пусть у нас голод, холод и людоедство, зато у нас есть душа, которую здесь сдали за ненадобностью в аренду под смердяковщину». В путешествии Есенин продолжал работать. Он начал писать драматическую поэму «Страна негодяев», сделал наброски поэмы «Чёрный человек».
Личная жизнь Сергея Есенина
С Анной Изрядновой Сергей Есенин познакомился в 1913 году в типографии Сытина. Вместе они не только работали, но учились в университете Шанявского. Вскоре у них завязался роман. Изряднова вспоминала: «Ко мне очень привязался, читал стихи. Требователен был ужасно, не велел даже с женщинами разговаривать — «они нехорошие». Настроение было у него упадочное — он поэт, никто не хочет его понять, редакции не принимают в печать, отец журит... Все жалованье тратил на книги, журналы, нисколько не думал, как жить».

Через несколько месяцев после знакомства Есенин и Изряднова начали жить вместе. Есенин почти сразу разочаровался в семейной жизни: свое предназначение он видел в литературе и поэтическом успехе. Изряднова чувствовала себя помехой: «Есенину пришлось много канителиться со мной (жили мы только вдвоем)». В 1915 году у них родился сын Юрий, а Есенин оставил Анну.

Первой официальной женой Есенина стала Зинаида Райх. Они познакомились весной 1917 года. К тому моменту Есенин уже был известным поэтом, а она работала секретарем-машинисткой в газете «Дело народа». Есенины жили в Орле, затем переехали в Петроград, оттуда в 1918 году — в Москву. Семейная жизнь вновь не ладилась, и поэт ушел от Райх. Официально они развелись только в 1921 году. В браке у Есениных родилось двое детей — дочь Татьяна и сын Константин.

Осенью 1921 года Сергей Есенин познакомился с Айседорой Дункан. Американская танцовщица приехала в страну на гастроли. Чувства между поэтом и артисткой вспыхнули практически сразу. «Это была глубокая взаимная любовь», — писал Сергей Городецкий. «Конечно, — добавлял он, — Есенин был влюблен столько же в Дункан, сколько в ее славу, но влюблен был не меньше, чем вообще мог влюбляться».

В 1922 году Сергей Есенин и Айседора Дункан поженились. Литератор решил сопровождать свою жену на гастролях в Западной Европе и США. Сам он планировал за границей вести творческую пропаганду родины. Друзьям поэт заявлял: «Я еду на Запад для того, чтобы показать Западу, что такое русский поэт». Властям обещал наладить в Берлине издательство книг русских поэтов, а в Америке — урегулировать отношения между советским государством и Штатами.

В Советский Союз пара возвратилась в 1923 году, и вскоре супруги расстались. Есенина и Дункан многое разделяло: разница в возрасте (танцовщица была старше поэта на 17 лет), языковой барьер, разница в мировоззрении. Общий товарищ Сергей Коненков писал: «Дункан была яркая, необычная фигура. Она много дала Есенину, но еще больше забрала у него нравственных и душевных сил».
Сергея Есенина «всегда тяготила семейная неустроенность, отсутствие своего угла», — писала сестра поэта Александра. Это ощущение не оставило литератора и с новыми отношениями. В 1925 году Есенин познакомился с Софьей Толстой, внучкой Льва Толстого. Через несколько месяцев они поженились. Но и этот брак не осчастливил Есенина: «Все, на что я надеялся, о чем мечтал, идет прахом. Видно, в Москве мне не остепениться. Семейная жизнь не клеится, хочу бежать». С Софьей Толстой поэт развелся через полгода совместной жизни.

На родину поэт вернулся только через год. Он распрощался со всеми литературными направлениями, к которым себя когда-то причислял, и заявил: «Я не крестьянский поэт и не имажинист, я просто поэт». Он решил стать «певцом новой жизни» и написал историко-революционную поэму «Песнь о великом походе», героическую повесть «Поэма о 36», стихотворение о революции «Воспоминание».

В сентябре 1924 года Есенин отправился в закавказские республики. За полгода своего путешествия он выпустил две книги стихов — «Русь Советскую» и «Страну Советскую», написал «Балладу о двадцати шести», стихотворения «Письмо к женщине», «Мой путь», «Капитан земли», «Русь уходящая», «Русь бесприютная», «Цветы», «Памяти Брюсова», начал поэму «Анна Снегина» и цикл стихов «Персидские мотивы».

Иногда поэт приезжал в родную деревню. Здесь он создал стихотворения «Возвращение на родину», «Отговорила роща золотая...», «Низкий дом с голубыми ставнями...», «Видно, так заведено навеки...». Деревенские впечатления позже легли в основу других произведений поэта: «Этой грусти теперь не рассыпать...», «Не вернусь я в отчий дом...», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Сыпь, тальянка, звонко, сыпь, тальянка, смело...».

К середине 1925 года на смену плодотворному творческому периоду Есенина пришла полоса душевного кризиса. Пессимистические настроения и расшатанные нервы осложнялись физическим недомоганием. Врачи настояли, чтобы поэт прошел курс лечения в психоневрологической клинике.

В больнице Есенин продолжал работать. Здесь он написал «Не гляди на меня с упреком…», «Ты меня не любишь, не жалеешь…», «Может, поздно, может, слишком рано…», «Кто я? Что я? Только лишь мечтатель…», которые вошли в цикл «Стихи о которой…». Так и не долечившись в клинике, литератор решил резко порвать с прошлым и уехал в Ленинград. Однако обрести покой писателю не удалось: его постоянно посещали старые знакомые. 28 декабря 1925 года, ослабленный болезнью и депрессивными мыслями, поэт покончил с собой. Похоронили его на Ваганьковском кладбище в Москве.

Так написано в официальной историографии о Сергее Есенине.

Интересные факты
1. На первых своих публичных выступлениях Сергей Есенин вел себя как необразованный деревенский мужик и говорил голосом, как сказал Владимир Маяковский в своем очерке, словно «ожившее лампадное масло»: «Мы деревенские, мы этого вашего не понимаем... мы уж как-нибудь... по-нашему... в исконной, посконной». В литературных салонах поэт и внешне подражал деревенскому парню: чаще всего одет он был в белую рубаху с вышивкой, лапти или валенки, и с гармошкой в руках. Маяковский считал, что таким образом Есенин «рекламировал» свою крестьянскую поэзию, и даже поспорил с ним, что тот «все эти лапти да петушки-гребешки» вскоре оставит. И действительно, как только отношения с крестьянскими поэтами у Есенина разладились, стиль одежды его тоже изменился. Встретив молодого стихотворца уже после революции в галстуке и пиджаке, Маяковский требовал отдать проигрыш.
2. В своем произведении «Пугачев» Сергей Есенин больше всего любил монолог Хлопуши. Он всегда читал его с особым упоением. Максим Горький, присутствовавший на одном из чтений, вспоминал: «Я не могу назвать его чтение артистическим, искусным и так далее, все эти эпитеты ничего не говорят о характере чтения. Голос поэта звучал несколько хрипло, крикливо, надрывно, и это как нельзя более резко подчеркивало каменные слова Хлопуши».
3. Монолог Хлопуши долгое время был визитной карточкой Есенина — исполнение автора даже записали на фонограф. На сохранившейся аудиозаписи выступления Есенина отчетливо слышен рязанский акцент: «е» автор произносит как «ей», «о» — как «оу».
4. После возвращения в Москву из зарубежного путешествия Сергей Есенин опубликовал свой стихотворный сборник «Москва кабацкая» в журнале имажинистов «Гостиница для путешествующих в прекрасном». В двух предыдущих номерах издания произведения располагались в алфавитном порядке фамилий авторов, в этом же выпуске есенинский цикл следовал за стихами Анатолия Мариенгофа. Этот факт задел Есенина, о чем он сообщил Ассоциации вольнодумцев:
«В журнале же «Гостиница» из эстетических чувств и чувств личной обиды отказываюсь участвовать окончательно, тем более что он мариенгофский. Я капризно заявляю, почему Мариенгоф напечатал себя на первой странице, а не меня»
5. Как-то в разговоре с Мариенгофом Есенин похвастался: «А ведь у меня, Анатолий, за всю жизнь женщин тысячи три было». На недоверчивую фразу: «Вятка, не бреши!» — поправил: «Ну, триста <...> Ну, тридцать». Говоря о своих сердечных победах, поэт часто привирал в цифрах, но настоящих влюбленностей у него было немного. Сам Есенин оправдывал свою несостоятельность в семейной жизни любовью к поэзии и искусству.
6. Несмотря на то, что в своих стихах Есенин часто писал о деревне, в родном Константинове поэт бывал редко. Анатолий Мариенгоф вспоминал: «За четыре года, которые мы прожили вместе, всего один раз он [Есенин] выбрался в свое Константиново. Собирался прожить там недельки полторы, а прискакал через три дня обратно, отплевываясь, отбрыкиваясь и рассказывая, смеясь, как на другой же день поутру не знал, куда там себя девать от зеленой тоски». Поэт стремился стать городским жителем и в нарядах, и в образе жизни. Даже в зарубежных поездках ему больше всего нравилась «цивилизация».

Ну а теперь перейду к мнению историка Сергея Дмитриева, который долгие годы занимался вопросами «красного террора» вообще и смерти Сергея Есенина в частности. Что, по его мнению, наводит на мысль о насильственной смерти поэта?

Почему-то дело было закрыто меньше чем через месяц после смерти поэта. Нет объяснений множественных синяков на теле, в том числе сломан нос,  мебель в номере была разгромлена. Есть фотография мертвого Есенина на полу, но нет фотографии его, висящего в петле.  Как нет ни ремня, на котором якобы повесился поэт, ни самой петли. Объяснение того, как Есенин смог закрепить ремень на трубе под потолком в 3 метра 80 см, тоже очень неубедительное.  Якобы он поставил на стол стул, а потом еще тумбочку, и лишь так смог добраться до этой трубы.  И письмо, якобы написанному в день убийства Ерлиху, на самом деле написано за полгода до этого и другому человеку – Ганичу, которого расстреляли как участника Ордена русских фашистов.  Записи следователя тоже не отражают многих моментов – где был ключ от номера и т.п.

Далее рассуждения Дмитриева преследуют такую мысль.  В это время в Москве проходил очередной, 14-й съезд РСДРП, на котором в смертельной схватке схватились Давыдовичи (Троцкий, Зиновьев, Каменев) с Ивановичами (Бухарин, Рыков, Сталин). А у Есенина якобы была телеграмма, которую послал Зиновьев в Царское Село с поддержкой Михаила Романова, в пользу которого отрекся император Николай Второй.  Об этой телеграмме перед отъездом Есенин проговорился одному своему знакомому, заявив, что если о ней узнают партийцы, Зиновьеву конец.  И за Есениным, который 23 декабря 1925 года выехал в Ленинград, рванули чекисты, чтобы забрать телеграмму.

В 70-е годы один врач-ветеринар на БАМе поведал корреспондентам, что это он с Блюмкиным (помните чекиста, убившего в 1918 году немецкого после Мирбаха в Москве, потом прощенного) и убил Есенина, но нечаянно, пытая его в номере, чтобы взять эту телеграмму, а после смерти инсценировали его самоубийство.  Об этом даже была заметка в журнале «Чудеса и приключения» за 2000-й год.  А уборщица гостиницы «Англитер» Варвара Васильева якобы видела, как поздно ночью 27 декабря в номер 5 затаскивали тело. Из этого Дмитриев делает вывод, что вполне возможно, что в номер гостиницы доставили уже труп Есенина, а убит он был в другом месте. Напротив гостиницы  здание, в котором были специальные помещения для пыток, где и мог был убит Есенин. Живым его в гостинице якобы видели супруги Устиновы и некто Эрлих. Устинов был корреспондентом в  бронепоезде Троцкого, когда тот участвовал в Гражданской войне, его жена – сотрудница ВЧК, а еще один свидетель Эрлих, тоже сотрудник ВЧК и участник провокации с Гумилевым. Т.е. все они лжесвидетели, и живым Есенина в «Англитере» не видели.

На вопрос ведущего передачи Дениса Каптаря, где мотив для убийства поэта, Дмитриев рассказал, что за все годы советской власти на Есенина было заведено 13 дел, но ни одно не было доведено до конца.  Есенин вел себя весьма дерзко по отношению к власти. Свое стихотворение «Страна негодяев» он читал публично,  несколько раз его арестовывали, начиная с 1918 года. Кроме этого, Есенин водил дружбу с человеком, убившим Урицкого – Кенингсером, который приезжал к Есенину в Константиновку, а Есенин жил у него в Петрограде.

В октябре 1920 года Есенин провел 7 дней в тюрьме ВЧК, и спас его оттуда Блюмкин, который поручился за поэта.  Проходил Есенин и по делу 4-х поэтов, где его обвиняли в антисемитизме, в те годы расстрельной статье.  Вызволил из тюрьмы Луначарский.

Многие дела на Есенина заводились после его выходок в ресторане «Пегас», где его пьяного провоцировали переодетые агенты ЧК, и после его нелицеприятных слов в адрес советской власти уводили в ЧК и заводили очередное дело, которых был 7 за короткое время.

На поведение Есенина жаловался из Италии Максим Горький в письме на имя Бухарина, посол в Англии Раковский Дзержинскому, советовал поместить Есенина в больницу, чтобы признать его недееспособным. Этого же хотела и последняя жена Есенина Софья Толстая. 

Есенин  из последнего года жизни 9,5 месяцев прожил на Кавказе, под защитой Сергея Мироновича Кирова, спасаясь от ЧК.  Но вернувшись в Москву, он был помещен в психиатрическую лечебницу якобы на лечение от алкоголизма. Он оттуда дважды убегал, последний раз 21 декабря, а 23 уехал в Ленинград, навстречу своей гибели.

Сергей Дмитриев не утверждает, что его версия верна.  И что приказ на убийство Есенина отдал кто-то из руководства страны – Троцкий или Зиновьев.  Это лишь версия, и было бы правильным снова завести дело о смерти Сергея, и с учетом открывшихся обстоятельств наконец-то ответить – было самоубийство поэта или его насильственная смерть, и тем самым прекратить поток всевозможных версий и догадок. 

С 3 октября в России проводится неделя есенинских чтений в честь 125-летия со дня рождения Сергея Есенина, и этот материал я публикую в память о поэте, которого очень любят не только в России, но, как это ни странно, в Иране. Его «Персидские напевы» переведены на фарси и очень почитаемы в Иране. Ни один иранский поэт не написал таких проникновенных стихов о Персии, как великий русский поэт Сергей  Есенин. А его многочисленные стихи (якобы он написал 527 стихотворений и поэм) положены на музыку и исполняются с большим успехом на концертах и во время застолий в квартирах россиян.


Рецензии