Бесы Достоевского и Российская коммуна А. Толстого

ПОВОРОТ И СОМНЕНИЯ

С другой стороны, это беда всей русской литература, самой метафизичной из национальных литературных традиций планеты.

Возьмите, для примера, стихотворение Алексея Толстого «Порой веселой мая» и книгу Федора Достоевского «Бесы». Казалось бы: какое тут может быть сравнение? Стихотворение написано нарочито наивным слогом, но полно весьма точной иронии, и заканчивается многозначительной авторской ремаркой: «Российская коммуна, прими мой первый опыт!». Страшный роман Фёдора Достоевского принято считать разоблачением революционеров-подпольщиков. Однако текст Достоевского занимает неоднозначное место где-то на полпути между нечаевским «Катехизисом» – а может, еще даже Пушкинскими «Бесами»! – и веком грядущим. Сам Достоевский писал издателю, что «нет надобности излагать мысль романа», имея в виду, что всё с ним ясно (2). А ЯСНО ЛИ?

«Я их всех сосчитал: учитель, смеющийся с детьми над их Богом и над их колыбелью – уже наш. Адвокат, защищающий образованного убийцу тем, что он развитее своих жертв, и, чтобы денег добыть, не мог не убить – уже наш. Школьники, убивающие мужика, чтобы испытать ощущения, уже наши...»

ЧЬИ это слова – Нечаева или Достоевского? А поди-ка ж, разбери!.. «Побеждай зло добром!» – указывал апостол Павел. А где добро в романе, где положительный иделал? «У Тихона»? Фёдор Михайлович, возможно, полагал, что сила таланта или мощь интеллекта смогут одержать верх над бесами – только потому, что мыслящая публика увидит и осознает весь ужас ситуации. А вышло наоборот: общественность ополчилась на роман и на его автора.

И потом: зло не боится разоблачений – оно ТАКОЕ ВОТ, оно само готово «разоблачать» добро, представив его в виде зла, и наоборот! А как с добром?...
«Бесы» стал одним из многих русских романов БЕЗ положительного героя, без ИДЕАЛА, а значит, и БЕЗ положительной перспективы – от «Героя нашего времени» и «Евгения Онегина» до «Generation П» и “Empire V”! Подобно так называемой «Гласности», роман бичует призраков, не оказывая им никакого противодействия. Эти призраки готовы захватить власть в России и насадить свой страшную террор. Роман призван бороться... но КТО в романе борется против них? Кто способен утвердить антитезу этому злу?

Зло же, тем временем, поглощает «негативную энергетику» романа, и становится только сильнее.

PS. Была у меня, помню, такая миниатюра. Йозеф фон Хеббельс вещает о том, как «молодой ленинградский композитор рисует непобедимую мощь вермахта». Ясно же всем, и с нашей, и с их стороны, что знаменитый марш из 7-й симфонии Шостаковича – это именно шествие псов-рыцарей. Как и марш из Прокофьевской музыки к «Александру Невскому»! – однако в последнем случае, марш тевтонских выродков трещит и рушится, вместе со льдом Онежского озера, а на смену ему врывается весенний ветер победивших витязей!

Итак, отсутствие героя на фоне мёртвых душ – таков печальный итог Первого абзаца поэмы Николая Гоголя. Бричка прикатила из ниоткуда в некий NoName. А теперь, автор приглашает нас посмотреть Россию Мёртвых душ – подобно тому, как Хлестаков пригласил «душу Тряпичкина» полюбоваться на мрачные силуэты воздушных замков, перенесенных джинном Петра I из Голландии в российскую действительность.

__________________
(2) Позже, Достоевский скажет точнее: «Всякий человек, который утратил народ свой и народность, теряет и веру отеческую, и Бога. Если хотите знать, это и есть тема моего нового романа, который называется «Бесы». В этой связи, писатель вспоминает о людях, которые в Крымскую войну, радовались успехам союзников и негодовали победам русского оружия. Достоевский выражает сомнение, однако – увы! – таких людей смело можно добавить к «Нечаевскому списку». Именно они поздравляли императора Японии с победой в 1905 году. Именно они, говоря о бессмысленности войны 1914-1918, братались в окопах с неприятелем. Именно они сомневаются и в Победе, равняя Сталина с гитлером. Они не революционеры – однако они те же свиньи, в которых вошёл легион бесов – атеисты, анархисты, рыночники... – одним словом, либеральё!


Рецензии
Наши либералы презирают и ненавидят всё советское. Стало быть, должны презирать и ненавидеть и революционеров. Однако с годами (а особенно после начала СВО), становится всё яснее: что либералы, что нечаевцы - лишь разные фланги в легионе бесов.
"Я их всех сосчитал: учитель, смеющийся с детьми над их Богом и над их колыбелью – уже наш. Адвокат, защищающий образованного убийцу тем, что он развитее своих жертв, и, чтобы денег добыть, не мог не убить – уже наш. Школьники, убивающие мужика, чтобы испытать ощущения, уже наши...» - думаю, нетрудно представить эти страшные слова в устах Познера, БАкунина или какого-нибудь Макаревича.

Локсий Ганглери   26.02.2024 12:05     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.