Своя история

  Новые поколения пишут новую историю. Свою историю. В которой, разумеется, прослеживается и след прошлого.
  Какого прошлого?
  Ответ на этот вопрос крайне важен. Ибо в сущности речь идет о фундаменте, на котором строят историю новые поколения. И насколько она окажется устойчивой, способной  выдерживать последующие веяния времени.
  И с этой точки зрения очень интересно и важно взглянуть на то, какую историю пишут сегодня белорусы, чей опыт протестных выступлений притягивает к себе взоры всего мира.
  И дело не только в протестах. А в другом - на глазах изумленного мира белорусы рождаются как нация:процесс, подобный ему, обычно проходит скрыто, многие, не то, что десятилетия, но века.
  А тут его можно увидеть своими глазами, и  он настолько впечатляет своей неожиданностью, напором, чем-то невиданным, что заставляет всех не только восхищаться белорусами, но и признавать, что сегодня никто не способен стать вровень с ними.
  Формирующаяся нация сформирует и по-настоящему независимое государство,  потому что в 1991 году независимость свалилась белорусам неожиданно и случайно, в результате упразднения СССР Беловежским соглашением.
  Они ее не хотели в большинстве своем, привыкнув жить с Москвой и под ее покровительством, и в сущности во многом так и продолжали жить, хотя и числятся суверенным государством. Потому что человек, двадцать седьмой год возглавляющий Беларусь, тоже не смог понять, как можно жить без Москвы, и привык использовать в отношениях с ней торговлю суверенитетом страны.
  Беларусь никогда прежде не была независимым государством. Поэтому после неожиданного приобретения ею независимости началось сочинительство ее истории.
  В ней нет - и не могло быть - цельности, потому что писали ее разные историки, литераторы, националисты,- люди с разными взглядами и мировоззрением, и пониманием  произошедшего и происходящего.
  Поэтому в ней, нынешней, полно самых противоречивых страниц. Одни хвалят исключительно советский период Беларуси, бывшей в советское время БССР, другие - ругают, и считают, что истинная история Беларуси начинается в 1918 году, когда была объявлена Белорусская Народная Республика, просуществовавшая до января 1919 года, когда власть в свои руки окончательно взяли большевики.
  Однако куда важнее посмотреть на то, что было сказано и написано белорусскими националистами -историками и оппозиционерами.
  Их в Беларуси всегда было немного,- в какой-то степени исключение составлял период существования Белорусского Народного Фронта в конце 80-начале 90-х годов двадцатого века, когда его верхушка была сплошь националистическая.
  Но при всей немногочисленности националисты всегда были более зычными и настырными, и насаждали свои взгляды, не ведая сомнений.
  Особое внимание уделялось тому периоду истории, когда белорусские земли входили в Великое Княжество Литовское. И когда "москали" были биты в то время, в частности, под Оршей, где националисты даже пытались устраивать "праздник" по этому поводу.
  Гордость за тот, ВКЛовский период, настолько стала распирать некоторых белорусов, что они предлагали называть белорусов не белорусами, а литвинами. Дескать, это и есть настоящие "белорусы", которые никаких связей с Россией не имеют и иметь не хотят.
  Но самый опасный момент наступил тогда, когда националисты стали пытаться пересматривать страницы Великой Отечественной войны.
  Они пытались внушать, что партизанское движение в Беларуси было навязано  Москвой.
  Что не будь его, Беларусь бы не пострадала, потому что фашист Кубе вовсе  не был палачом белорусского народа, а, наоборот, заботился о нем, и даже неплохо относился к евреям.
  Что во время немецкой оккупации "расцвела" белорусская культура, открылись белорусские школы, была создана белорусская армия, хотя и не имела самостоятельности.
  Эти "тезисы" с пеной у рта еще два года назад отстаивал один из бывших, некогда  заметных бэнээфовцев, написав серию статей, опубликованных на сайте "Белорусский партизан".
  В сущности, эта публикация стала свидетельством и поражения националистов. Она свидетельствовала о том, что "перевернуть" умы большинства белорусов так и не удалось, и что советский патриотизм - в лучшем, самом высоком смысле этого слова, когда черное не может быть воспринято белым, и не подлежит перекраске,- не пошатнулся и не пошатнется.
  Прежде всего, у  представителей старшего и среднего поколения.
  А у молодых?
  Сегодня можно с твердой уверенностью сказать,- и у молодых. Все запредельные по своей жестокости действия власти однозначно названы фашистскими, а пытки - гестаповскими.
  "Наши деды победили фашизм, победим и мы!"- такие плакаты можно встретить на акциях протеста.
  Возникло "партизанское движение", в соответствии с новыми возможностями современного века, - оно называется кибер-партизаны.
  Зло и насилие имеет для современных молодых белорусов однозначно неприемлемую сущность, в какие бы обертки они не упаковывались.
  Вот те новые страницы, которые они вписывают в историю своей страны.
  Из прошлого взято главное - то, что характеризовало дух народа, помогало ему выстоять и выковывает теперь из него нацию.
  И никому из нынешних молодых не придет в голову сказать "мы-литвины".
  "Мы-белорусы!" - с гордостью говорят они.
  И с уважением и изумлением теперь говорят о них.
  Нацию рождает не подражание кому-то, а собственное творение ее. И только в таком случае рождается и своя, незаемная история.
 
 
 









 






 





















   
 


Рецензии