Богосимвол Перун-Кузнец и восхищение Отца Оря на н

Богосимвол Перун-Кузнец и восхищение Отца Оря на небо
Идетъ кузнецъ изъ кузницы, — Слава!
На немъ шубёнка худехонька: — Слава!
Одна то пола во сто рублей, — Слава!
А другая пола во тысячу, — Слава!
А всей-то шубеньк; ц;ны н;ту; — Слава!
А ц;на-то ея у царя въ казн;, — Слава!
У царя въ казн;, въ кованомъ ларц;. — Слава!

Риши - создатели гимнов Ригведы. Для того, чтобы стали яснее содержание и особенности стиля РВ, необходимо сказать несколько слов о создателях гимнов этого собрания. В анукрамани авторы гимнов называются словом rsi - поэт, мудрец (от корня rs/ars - устремляться, течь, изливать). В тексте гимнов их называют еще kavi - мудрый, мудрец, поэт (ср. русск. ковать), vipra - вдохновенный, трепетный, поэт, певец (от корня vip - трепетать, дрожать), а также karu - певец, вдохновитель (от kar - восхвалять) - Т.Я. Елизаренкова
Коваль - кузнец. Каве; (перс. ;;;;;, тадж. Кова) — в иранской мифологии герой-кузнец, поднявший восстание против тирана, узурпатора иранского престола Заххака.
Сущi бо Богу нi
якi со Перуном
дЪляшуща на кувендла мечi сва
до враг iнiх
Дощ.4в...Пребывают с Богом те, кто с Перуном, на наковальнях куют мечи свои, остря их на врагах иных
...коваць бо меще нашiя
на оутвьрзене сылы
а се iмо сылоу божденьскоу
поражещете врзе нашiя обополе
Дощ.22...ковать мечи-то наши на утверждение силы, и ими, силою Божескою, поражать врагов наших с обеих сторон.

Из архива Ю. Миролюбова в Аахане
Се бо зрящете Оце нашie
Ореа до облакы ходящете
всхiцена бяща
i всхiцена сылоу
до Перунькове коващтенства
I зряi тамо Оре
яко Перунько коваще мещы на вргы
i коваце реще Тому
Се стрiелы а меще iмяхомь
на вое тоя
i не смещеще сен бояте iех
яко знiцоу iех до пудiе
i кмота iех бенде умiешаня
до персте блiже
яко земе о багны
Звiеремi бендяшуть оны
яко прасеты умазане
од бреня i смраде свы
понесящуть о слiеде сва
i тамо рецено бенде о оны
яко смрадны прасеты i свiнiе
Се бо ррiекща Перунько коващеть мещы
i Ореу то реще
I тое Оре повенде Отец нашiем
I такова бя наше борба за жiтвоу
i вiтеженства многаi вiекы назады
А днесе вiерiхомь то не бе тако
Дощ.24в...Вот ведь, видели Отцы наши, что Орей к облакам отправился, к Перунькову кованию, вознесенный Его силой (т.е. Перуна сила восхитила- вознесла Орея). И зрел там Орей, как Перунько ковал мечи на врагов и, куя, Тот речет ему: Вот, стрелы и мечи есть у нас на воинов тех, и не смей бояться их, потому как уничтожу их дотла, и удел их будет смешан с перстью ближе (т.е. с прахом, с грязью), как земля из болота. Зверями будут они, как поросята, вымазанные грязью, и вонь свою понесут по следам своим, и там сказано будет о них как о вонючих поросятах и свиньях. Так-то сказав, Перунько кует мечи и Орею это речет. И тот Орей поведал это Отцам нашим. И таковы были наша борьба за жизнь и победы многие века назад. А сегодня мы уверились, что не было так Влескнига II: Исходные тексты. Буквальный перевод. Перевод с древнерусского, подготовка древнего текста, примечания: Николай Владимирович Слатин. Омск, 2006. 496c.
https://vk.com/doc399489626_449257582


Рецензии