Судьбы связующая нить

      Ей всегда нравилась археология. Нравились степи, курганы, большие открытые пространства. Она знала, что это у нее от бабушки. Бабушка…  Такая далекая и близкая. Её образ был окутан ореолом романтики, тайны и далеких путешествий.
 
       Мама была другая. Мама ненавидела археологию и связанные с ней путешествия, потому что, бабушка, постоянно была где-то на раскопках, а мама оставалась со своей бабушкой. И какая же это жизнь без матери?! Поэтому мама была абсолютно домашним человеком и старалась всячески уберечь свою дочь от этих фантазийных бредней раскопок истории. Но дочь поступила с точностью до наоборот и тайно поступила в Университет на исторический.

       В детстве, сколько внучка себя помнила, в доме звучало – бабушка на раскопках в Гоби, в экспедиции в Перу или еще где-то. А когда возвращалась - в доме сразу становилось тесно и весело, робкая тишина изгонялась в чулан и в доме воцарялась бабушка со своими рассказами, экспонатами и запахами далеких стран и веков. Умелая рассказчица так интересно рассказывала о вроде бы обыденных, простых буднях кочевой жизни в экспедициях. Вечерами она садилась за свой стол с лампой под абажуром и составляла отчеты об экспедициях и раскопках. Тогда внучка пристраивалась рядом на диване и молча наблюдала как работала бабушка и потихоньку засыпала под скрип пера.

       У нее было много дневников с зарисовками деталей раскопок с описанием мест расположения найденных предметов. И, когда внучка стала старше и была уже в последних классах школы, она часто читала и перечитывала и сами дневники и заставляла бабушку вспоминать и рассказывать ей про все свои путешествия. У нее был большой альбом с фотографиями тех мест, людей и раскопок, где она побывала. А это было еще интересней. Когда бабушка рассказывала историю каждой фотографии, внучка впадала в такое оцепенение, что грезила наяву.

       Особенно ей нравилось слушать про последнюю экспедицию бабушки, на Алтай, которая обнаружила захоронение женщины возле кургана.   Раскопав захоронение, все с удивлением и радостью обнаружили хорошо сохранившуюся мумию молодой женщины.  Было сделано множество фотографий. Об этой сенсации писали все газеты, был сделан документальный фильм, который показывали по телевидению. Мумию поместили в местный музей, обеспечив соответствующую сохранность, решили, что так будет правильно – оставить ее там, где она захоронена.

        В этой суматохе, как рассказывала бабушка, ее не покидало какое-то щемящее, тревожное чувство. Этому еще способствовало то, что все говорили – археолог женщина находит мумию знатной женщины. Конечно, смущал тот факт, что захоронение располагалось рядом с курганом, а не в нем и это добавляло еще одну странность к этой находке. И она, бабушка, чувствовала какую-то незримую связь с ней. Но тогда разбираться со своими чувствами и мыслями не было возможности.
 
       Только много времени спустя, сидя в своем кабинете, составляя детальные отчеты, просматривая фотографии и дневниковые записи, она снова ощутила то тревожное, печальное, вневременное, тянущее душу единение с той женщиной. Да еще и эта экспедиция была последней, в которой она участвовала. Это тоже было символично. Как будто именно к этой цели она шла всю свою жизнь. И вот все это: свои догадки, размышления и чувства, бабушка не единожды рассказывала своей внучке. И все приговаривала – будешь в тех краях, посмотри мумию в музее, найди курган с захоронением, может ты что-то поймешь, чего не поняла я.

       И вот, спустя много лет, внучка смогла выполнить наказ бабушки. Да и утолить свое любопытство.

       В тот год экспедиция, в которой она участвовала, проходила в тех местах. Побывав в музее, передав мумии привет от бабушки, она попросила разрешение у начальника экспедиции посетить захоронение, заверив, что это займет всего один день. Получив разрешение, запаслась едой на сутки, оседлала лошадь, взяла, на всякий случай, пару сигнальных ракет и, перевесив карабин через плечо, отправилась в путь.
 
       На место прибыла после полудня, ближе к вечеру.  Захоронение было обозначено колышками, рядом располагался тур, или каирн, сооруженный местными жителями с деревянным шестом, на котором развевались разноцветные ленточки. Она спрыгнула с лошади, сняла снаряжение и, молча, встала на краю разрытой ямы. Стояла тишина, нарушаемая шелестом ветра в траве, редким криком птицы и фырканьем лошади. Тихо сказала: -«Приветствую тебя хозяйка и тебя бабушка! Я исполнила твой наказ. Что дальше?»   Вокруг по- прежнему все было тихо, внутри нее тоже все молчало.

        Отдав дань ушедшим, она занялась своим ночлегом. Разбила маленькую палатку и, так как день быстро догорал, разожгла костер и решила поужинать. Насытившись, уютно устроилась возле костра с чашкой чая в руках. Отпивая маленькими глотками чай, она задумчиво смотрела немигающими глазами на костер. А перед ее мысленным взором как кинолента проходили фрагменты дневниковых записей и фотографий бабушки. Просидев в такой задумчивости не заметила, как задремала.
 
       Костер почти догорел, когда она резко очнулась от дремоты. И тут вдруг увидела слегка колыхающиеся, освещенные слабым светом костра фигуры, которые стояли полукругом возле нее. Слегка помешав костер, чтобы ярче горел, она более отчетливо смогла разглядеть фигуры. Это все были женщины. Они ласково улыбались ей. Вперед выступила бледная тень бабушки. Она поприветствовала ее и поблагодарила за то, что внучка выполнила ее наказ.

      После этого все сели вокруг костра. И бабушка стала знакомить ее с ее далекими прародительницами. Каждая из них рассказывала свою историю жизни, жизни своих сородичей, своего племени и времени тех лет.

       Проснулась от порыва легкого прохладного утреннего ветерка. Рассвет только занимался. Костер давно потух. Она села и задумалась, вспоминая события ночи. Придирчиво спрашивала себя – приснилось ей это все? Может она придумала это? Или что это было?! Но ветер неожиданно донес легкий шепот: -«Это все есть, есть сейчас! Помни о нас и нашей встрече всегда! Твоя бабушка.»

       И тут такое чувство единения со всем миром и безвременья нахлынуло на нее. Такая радость жизни и понимания смерти, вернее ее отсутствия как таковой, подхватило ее, такая полнота осознания себя в этом мире.  Ощущение гордого несения факела эстафеты передачи жизни, знаний, понимания окружающего и внутреннего мира следующим за тобой поколениям. Это ли не счастье?! Это ли не цель, задача?! Мир не стоит на месте, он постоянно меняется, меняется не только внешними условиями, но и самими людьми.  Женщина наравне с мужчинами познает этот мир и свою роль в нем и передает свои знания, опыт, мечты дальше, своим детям и внукам, а если доведется, то и правнукам. Она поняла, что бабушка чисто интуитивно передавала своей внучке те знания, которые сама почерпнула в связи со своей профессией. Археологи своей работой, находками, научными изысканиями и разработками, тонкими, но прочными нитями связывают народы, государства, языки, культуру, знания в единое, вневременное, полотно развития человечества, цивилизации, которую мы, ныне живущие, знаем.
 
       И она почувствовала свою глубинную сопричастность ко всему этому процессу и как археолог и как Женщина. Она приняла эстафету! С гордо поднятой головой она пронесет ее через всю свою жизнь и передаст детям.
 


Рецензии