А если по совести...

    Совесть – внутреннее сознание добра и зла, тайник души, в котором открывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступка, чувство, побуждающее к истине и добру.
                В.Н.Даль
               
    Каждый раз, как только берусь за написание литературного произведения, в мои планы не входит осуждение человека, у которого никакой обиды на свой разум нет, который себя считает совершенством и ему хорошо. Хотя иной ничего хорошего собой и не представляет. Осуждать отдельно взятого человека, что является грехом, я на себя не взял по одной причине, человек – творение  Божье, и только он вправе судить человека, зная все его достоинства и слабости. Судя другого, мы можем не знать, что он внутри себя, возможно, уже стал на путь истинный, путь исправления, и кается о содеянном грехе, хотя наружно этого ещё не заметно. Поэтому «судить, - говорит преподобный Иоанн Лествичн, - это бесстыдное похищение Божия достоинства». Так оставим же сан Судьи Господу, и не будем присваивать Божье достоинство.
    Спаситель предостерегал:  «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какой мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоём глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: «дай я выну сучок из глаза твоего», а вот в твоём глазе бревно? Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Мф 7: 1-5).
    Конечно же, тема очень глубокая и глобальная, требующая больших знаний. Можно с чем-то согласиться, с чем-то спорить, ибо единого мнения быть не может, но выход есть. И мне кажется, поведанное мною не разрушило рамок Его предостережения. А если по совести, то это не фанатизм моего воображения, а крик души. Нельзя закрывать глаза, притворяясь слепым, на происходящее вокруг тебя. Наше, как нам кажется, благополучное общество поражено раковой опухолью, метастазы которого уже распространились и распространяются во всех его слоях – от детей до стариков, а ведь среди них есть и те, кто нам дорог. Нельзя в этом мире пребывать по принципу: «Моя хата с краю, ничего не вижу и ничего не знаю».
    Народная мудрость гласит: «Жизнь прожить – не поле перейти», где судьба – злодейка подталкивает к греху, и совершаются необдуманные поступки, которые и приводят некоторых членов нашего сообщества к печальному исходу. Нам, умным да здоровым, вытащить бы таких из этого русла и в правильное русло поставить, невзирая на их сопротивление, но у нас нет такого желания, даже попыток: хорошо им – хорошо нам, как-нибудь привыкнем. Мы не хотим почувствовать запах дерьма, который исходит от этих людей, частицы которого могут, не дай Бог, оказаться на нашей одежде и даже теле. А отношение к подобным людям, утратившим какие-то человеческие качества и нуждающихся в помощи и поддержке, и означает зрелость нашего общества быть ответственным за всё и всех.
    Мне доводилось в свой адрес слышать: дескать, был бы крещёный, то такой беды, когда получил тяжёлую травму позвоночник, со мной бы не произошло, Бог бы не допустил. Со мной всё ясно. Тогда где пребывает Бог, если каждое живое существо у него на виду, почему в разных земных катаклизмах, в мгновение ока, гибнет огромное количество совсем неповинных людей, тех, кто шёл за Ним, за его крестом? Неужели все они погрязли в своих грехах, и им уже не осталось места на земле? А сколько в страданиях находится тяжёлых калек? Для многих и жизнь – не жизнь, а сплошные мучения? Неужели Ему, создавшему такую громоздкую структуру, некогда разобраться в масштабах каждого человека, созданного по его образу и подобию, видя его падение?
    А ведь своё начало понятие грешника берёт от первочеловеков Адама и Евы, которые ослушались Творца, совершили свой грех, чем и положили начало греховного пути человека, когда родившийся на свет человек уже пребывает в состоянии греха. Постоянно передаваясь из поколения в поколение, грех овладел всеми людьми и всех подчинил себе. Нынешний человек – всего лишь продолжатель некогда случившегося, но с сильно укоренившейся системой, которую уничтожить невозможно. Вот и получается, что все люди, кто больше, кто меньше, но все грешны, когда за грехи отцов должны отвечать дети. Даже если их грехов и не было, всё равно должны отвечать. И такое, к сожалению, происходит.
    На протяжении всего существования человечества на земле, разного рода преступников судил и судит сам человек. И каких только не было судов, где заседали не всегда чистые на руку судьи, которые, действительно не видя в своём глазу бревно, указывали на соринку в глазу другого. Суды приговаривали человека, наделённого разумом, который позволил себе переступить черту дозволенного, к различным мерам наказания, в том числе и смерти. Это делалось и делается от безысходности, но никогда и, ни к чему положительному не приводило. Ведь в бессловесном животном стаде, и то, появляются бунтари. А что говорить о человеке. Преступление – это не сам поступок – это состояние сознания.
    Бытует мнение, что рядом с судом человеческим существует наказание Божье, когда Его кара, в виде страшной болезни, несчастного случая и всего разного, вдруг ложится на человека, который как бы этого не заслуживает. И тоже наступают чёрные дни с муками и страданиями. Так какой же суд прав, тот человеческий, где всё ясно и понятно, или Божий, где делается из-под тишка - неожиданно, и попробуй, вразуми, за какие же грехи ты попал в немилость Господу.
    Безусловно, человек, тем более, истинный христианин, должен со-средотачиваться на своих, а не на чужих недостатках, не вдаваться в пересуды, держать свой язык за зубами и отгонять мысли об осуждении кого-то бы ни было. Молва осуждения может оскорбить, унизить человека, по-сеять ревность, ненависть, вражду и даже убить человека. Но злой язык без костей и его язвительное слово, пока будет человечество, будет иметь место и делать свою непристойную и грязную работу. Не зря говорят: «Язык мой – враг мой». О духовной пагубности злого языка  предостерегает и Писание. Поэтому надо просить Бога: «Положи, Господи, охрану устам моим и огради двери уст моих» (Пс 140:3). А ещё помнить слова молитвы святого Ефрема Сирина: «Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего...». Хотелось бы, чтобы язык превратился в оружие хвалы Создателю, а слово наше – в светильник любви к ближнему. Возможно, тогда всё изменится. У меня всё!
                Валерий Василевский


Рецензии