Лиза Лопес - забытый алмаз

© Автор: Наталия Ривера-Росалес (Natalia Rivera Rosales)

Фото: обратная сторона конверта виниловой пластинки Лизы Лопес «Llorar» («Discos Musart») 1986 г.

NB! В многих своих эссе, по причине их тематики, использую испаноязычные слова и термины, содержащие надстрочные знаки, которые некорректно отображаются на данном сайте. Убирать эти надстрочные знаки не стала, ибо для меня это означало бы безграмотность в отношении испанского языка, который, как и русский, является для меня родным. Благодарю за понимание.

Как интересно всё складывается в этой жизни! Данную статью я написала года два тому назад, и только теперь, заведя собственный блог, решила ею поделиться. И вот, проверяя некоторые даты перед тем, как опубликовать её, вдруг совершенно случайно получила потрясающую новость: героиня этих заметок, мексиканская певица Лиза Лопес, о которой долгие годы не было практически ни слуху, ни духу, — буквально на днях открыла собственный канал на YouTube. Похоже, спустя почти тридцать лет после исчезновения с эстрады, она вновь готова заявить о себе и разделять плоды творчества с преданными поклонниками. Как говорится, жизнь покажет. Ну а мы возвращаемся к самой статье.

Блуждая по форумам в Интернете с целью нахождения хоть какого-нибудь фактического материала о героине настоящих заметок, певице Лизе Лопес, — на одном из них натолкнулась на верное замечание одного из преданных, всё ещё помнящих её, поклонников, о том, что истинные таланты, как правило, не находят поддержки у сильных шоу-бизнеса. Конечно, так оно порой и случается, но следует справедливо заметить, что подобное происходит не всегда, поскольку везение и успех — факторы, зависящие от многих обстоятельств, размышление о которых не входит в задачи нашей статьи. Отметим только, что даже наличие такого необходимого для любого певца инструмента, как голос, не всегда есть залог успешной карьеры.

Слушая голос Лизы Лопес, нельзя не обратить внимание на его широкий диапазон, красивый тембр. Ей одинаково хорошо удаётся как классическое диско конца 1970-х, так и ещё более классическое мексиканское болеро. В её исполнении одинаково ярко и профессионально звучат как песни в стилях «ранчеро» и «груперо», так и обыкновенный «поп». Продюсер Рик Гарсиа, работавший с певицей в самом начале её творческого пути, очень метко заметил: «Я впервые обратил внимание на Лизу Лопес, благодаря её уникальной способности интерпретации. Каждая песня, которую она пела, каким-то волшебным образом становилась музыкой, написанной, казалось, исключительно для неё. В её голосе я слышал элементы, чувства и стили, свойственные наиболее признанным на тот момент исполнителям. На самом деле, она пела лучше».

НАЧАЛО

На основании найденных малочисленных биографических сведений, нам стало известно, что родилась певица в городе Корпус-Кристи американского штата Техас в музыкальной семье мексиканского происхождения. Она — дочь Рубена Лопеса, художественного руководителя одного из местных техасских ансамблей, и племянница музыканта Исидро Лопеса, довольно известного в середине двадцатого века, в основном, в тех штатах США, где распространён испанский язык. Год рождения Лизы, как и её полное имя, на данный момент неизвестны, но можно предположить, что на свет она появилась в 1964 году (или в конце 1963-го), согласно тому, что в 1980-м ей было шестнадцать лет, как гласит небольшая статья на конверте одной из пластинок. Ещё в детстве она с семьёй переехала в город Сан-Антонио (Техас), где и сделала свои первые шаги в искусстве.

Уже в 1978 году местная фирма грамзаписи «Omega Records» выпускает первую долгоиграющую пластинку Лизы Лопес под названием «Sugar N'Spice», состоящую из десяти композиций, семь из которых — на испанском языке, и только три — на английском. Годом позже выходит второй, почти полностью англоязычный, диск «Love Absolute». Также за эти два года выпускается несколько синглов.

Примечательно то обстоятельство, что в отличие от многих испаноязычных артистов, пытавшихся пробиться на англосаксонский музыкальный рынок и, как правило, поющих на языке Шекспира с неисчезающим «латинским» акцентом, Лиза изначально была носительницей английского языка, владея им наравне с испанским, однако так и не приобрела мировой известности.

Первым заметным успехом стала для Лизы Лопес пластинка «Si Quieres Verme Llorar», записанная ею в 1980 году на студии «Hacienda Records». Одноимённая песня в 1981 году возглавила хит-парад престижного американского журнала «Billboard» в чарте «Regional Mexican Airplay» («Региональный мексиканский радиоэфир»), а сама пластинка попала в чарт «Top Latin Albums» («Лучшие латиноамериканские альбомы») в октябре того же года. Таким образом Лиза Лопес стала первой в истории певицей так называемого направления «техано», появившейся в данном списке.

В 1982 году выходит ещё один долгоиграющий диск — «Amor y Coraz;n». Затем на какое-то время для артистки наступает некоторое затишье.

ПОКОРЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ РОДИНЫ

В середине 1980-х на волне популярности американской певицы Мариселы — дочери мексиканских эмигрантов, поющей по-испански, — на Лизу Лопес обращает внимание мексиканская звукозаписывающая компания «Musart». Известный композитор Жоан Себастиан пишет для неё песни, вошедшие в пластинку «Llorar», выпущенную в 1986 году.

Этот альбом — один из лучших за всё время веё творческой деятельности. Особенно стоит отметить такие хиты, как «Ingrato Amor», «Llorar» и «T; y Yo» («Dos aves»). Лиза сама написала песни «Yo Quiero Amor», «Esta Noche», а также вместе с Жоаном участвовала в создании композиций «Siempre Contigo» и «D;as de Sol». «Llorar» — одно из лучших произведений, созданных Себастианом, — стала визитной карточкой Лизы Лопес и одной из самых популярных песен второй половины 80-х. Примечательно, что в 1992 году она также войдёт в репертуар певицы Лусеро, которая исполнит её с оркестром марьячи, — и с того момента песня станет знаковой и для неё тоже.

Лиза Лопес и Жоан Себастиан также исполнили дуэтом хит «Rumores». К сожалению, сегодня многие вспоминают о певице исключительно в связи с этой песней, словно бы ничего другого она в своей жизни и не сделала.

В 1987 году с лёгкой руки композитора и продюсера Анибала Пастора создаётся альбом Лизы Лопес «Ser; El ;ngel», куда вошли как сочинения самого Пастора, так и вещи других авторов. Лиза и для этого диска создала собственную песню, на этот раз на английском языке —«I Don’t Believe It». Альбом стал достаточно популярен в Мексике. Особенно запомнилась заглавная песня, давшая ему название — «Ser; El ;ngel», написанная Ричардом Мансилья. Любопытно, что в самом конце 80-х песню перепела практически неизвестная в ту пору колумбийская девочка Шакира Мебарак. Запись этого видео будущей международной звезды сохранилась и её даже можно найти на YouTube.

В 1988 году Лиза сотрудничает с известным итальянским композитором и продюсером Энцо Малепассо, выпустив под его чутким руководством пластинку со скромным названием «Lisa L;pez». К слову, моим друзьям из фан-клубов немецкой певицы Сандры будет интересно узнать о том, что в данный альбом Лизы Лопес вошла песня «Maniqu;» — испаноязычная версия известного хита 1960-х «Everlasting Love», который также записала и Сандра в 1987 году.

Следует заметить, компания «Musart» умела находить таланты, но вот, что касается их раскрутки, пожалуй, это было её слабой стороной. По этой причине многие замечательные исполнители, не получившие необходимой рекламной поддержки, так и остались на вторых позициях, а некоторые, в итоге, и вовсе завершили свою карьеру. Тем, кто вовремя расстался с «Musart» и заключил договор с более ответственными и престижными звукозаписывающими лейблами, повезло больше.

Последний альбом, созданный Лизой в сотрудничестве с этой компанией, был издан в 1990 году, но его появление прошло практически незамеченным. А ведь это была не просто очередная, если можно так выразиться, «попсовая» пластинка, а очень целостное произведение в жанре «болеро». Здесь были как вещи, уже ставшие классикой, и в исполнении Лизы получившие новый, только ей свойственный оттенок, так и несколько композиций, созданных специально для неё. Однако, даже названия, как такового, эта пластинка не удостоилась. На конверте было в очередной раз указано «Лиза Лопес», как и в случае с предшествующим диском. Остаётся только поражаться воображению ответственных за издание продюсеров, поскольку трудно представить, что у самой Лизы не было никаких оригинальных идей на этот счёт.

УЙТИ, ЧТОБЫ ВЕРНУТЬСЯ

Заключив в 1991 году договор с «Sony Discos», Лиза Лопес выпускает альбом «;nica». Она же выступает и сопродюсером. Диск пользовался некоторой популярностью, хотя ни одна из песен не попала ни в один заметный хит-парад. К тому же, раскручивался альбом, в большей степени, в испаноязычных штатах США, а в Мексике почти не был замечен.

В 1993 году певица выпускает альбом «Apasionada». После этого диска о дальнейшем её пути мало что было известно практически вплоть до мая 2020 года. Певица в узких кругах стала исполнять исключительно музыку религиозного содержания . Только в 2010 году на YouTube появилась её песня «Dios, T; Eres Dios» («God, You Are God») — версии на испанском и английском языках.

Поклонники артистки на протяжении долгих лет её молчания всегда желали узнать, где она и чем конкретно занимается, однако реальных достоверных сведений не было ни у кого. Дошло до того, что кем-то был пущен совершенно дикий, нелепый слух, будто бы певица попала в тюрьму с пожизненным заключением. Слава Богу, это оказалось не больше, чем досужие сплетни.

На волне сложившейся в последние месяцы непростой ситуации во всём мире Лиза Лопес неожиданно даёт о себе знать, зарегистрировав 29 апреля 2020 года собственный канал на YouTube, где опубликовала несколько новых композиций собственного сочинения на английском языке. Содержание их, опять же, религиозное, что очень кстати в наше непростое время. Певица также немного рассказала о том, как вера в Бога помогла ей в трудные минуты собственной жизни. Стало известно, что в настоящее время Лиза Лопес по-прежнему живёт в Сан-Антонио.

Остаётся загадкой, что послужило изначальным толчком, побудившим Лизу оставить большую сцену. Вероятно, неудачно сложившиеся отношения с плохо продвигавшими её творчество музыкальными лейблами, либо какие-то одной лишь ей ведомые причины. Как бы то ни было, в Мексике и США и по сей день остаются люди, которые помнят её песни, ценят незаурядный голос и исполнительское мастерство, умение сочинять и играть на фортепиано, сожалея о том, что артистка так и не достигла той славы, которой реально заслуживала.

Однако в то же время Лиза Лопес — хороший пример того, что истинное искусство необязательно должно сопровождаться крупным успехом, и этот последний не может быть единственным мерилом таланта и профессионализма артиста и его творчества.

2018-2021 гг.

© Автор: Наталия Ривера-Росалес (Natalia Rivera Rosales)


Рецензии