Гл. 3 Принцип первого легкого шага

Рассмотрим на жизненных примерах еще одно проявление социальной энтропии. Федор Петрович Голиков с супругой Ниной и сыном Санькой на "запорожце" ехал в лес по ягоду. Лесная дорога, прежняя лесовозная, была вся в рытвинах и колдобинах, к тому же накануне прошел дождь, и "запорожку" мотало из стороны в сторону. Уже на подъезде к ягоднику машина забуксовала. Федя подумал, что надо бы выйти и посмотреть, но решил попробовать взять препятствие сходу, сдал немного назад, включил первую скорость и газанул - машина дернулась и заглохла, под дверку стала подтекать жижа. Голиковы вылезли из машины, при этом Нина зачерпнула грязи в свои короткие сапожки и начала костерить супруга, а Санька, уже ученый, сразу пошел собирать камни и хворост, чтобы подкладывать под колеса. Федя почесал затылок и подумал, что если бы сразу не поленился вылезти и не газовал, вытащить машину было бы намного легче.
    У Марины Сергеевны, одинокой женщины, известной вкладчицы МММ, “которую не обманули”, кошка Мурка принесла сразу шестерых котят. Марина Сергеевна вначале решила оставить одного, а остальных утопить, но браться за это неприятное дело ей не хотелось, и она подумала, может, котят разберут, и оставила всех. Пока котята были слепыми, проблем не было, правда, Марина Сергеевна заранее стала подыскивать, кому потом отдать котят, но желающих не находилось. Когда котята подросли, в квартире начался содом, салфеточки валялись на полу, занавесочки были изодраны, к тому же котята хотели есть, а Марину Сергеевну как раз отправили в отпуск без содержания, онa продолжала искать людей с добрыми руками, которые взяли бы котят, но просили сиамских, ангорских, а беспородных никто брать не желал. Марина Сергеевна даже продала одну акцию МММ и дала объявление в газету, но результат тот же. Наконец, она обратилась к соседу по подъезду Ивану Голубкову, чтобы тот забрал котят в рейс и где-нибудь подальше их выпустил. Ваня согласился, но сказал, что это дело трудное и требует предварительной смазки. Марина предвидела это и выставила оплату с закуской. Ваня бутылку выпил, но вместо того, чтобы забрать ящик с котятами, стал приставать к хозяйке. В общем, дело не состоялось, и на следующий день, вечером, Марина Сергеевна сама взяла котят, села на трамвай и, выйдя на конечной остановке, выпустила их из ящика. Все бы ничего, но ее диверсию заметила одна зоркая старушка, и подняла крик на весь околоток. На крик сбежались соседи, Марину задержали, котят собрали - они жались к хозяйке, и под конвоем одного мужчины и двух женщин сопроводили до дома. Дома обнаружилось, что котят стало не шесть, а семь, появился еще какой-то серый и весь в лишаях. На следующий день Марина Сергеевна с тем же ящиком отправилась на ветстанцию. В комнате, куда ее направили, она поставила ящик и собралась уходить, но бывший там молодой человек в белом халате попросил задержаться. Он вытащил одного котенка и всадил ему укол, потом второго, в это время первый начал корчиться, Марина Сергеевна потеряла сознание. Когда она очнулась от запаха нашатыря, рядом хлопотала женщина, а все семь котят уже не шевелились. Молодой человек сказал: "С вашими нервами, мамаша, домашних животных лучше не заводить. В дикой природе действует естественный отбор, а около людей на дармовой кормежке они размножаются в геометрической прогрессии. И если котят и щенят не топить, то скоро пришлось бы работать только на них, а потом они и людей бы сожрали".
Относя ящик с котятами к железному коробу, куда бросали мертвых животных, Марина Сергеевна подумала, что котят надо было топить сразу, меньше хлопот, да и греха на душу меньше.
    Шестиклассник Санька Корольков на уроке алгебры недоумевал: "Что за отрицательные числа? Если два яблока, то это ясно – два, а  если минус два? Это что же, меньше нуля? А как может быть меньше нуля, если уже нуль - ничего, как можно быть меньше ничего?" В общем, понятие отрицательного числа в Санькину голову никак не укладывалось. В конце урока учительница   Валентина Васильевна сказала:
 т- А теперь, дети, честно, кто не понял, поднимите руки. Сегодня же устроим дополнительное занятие, от усвоения этой темы зависит все изучение алгебры. Ну?!
Девять человек подняли руки, в основном, девчонки, а среди них даже отличница Люба. Санька тоже хотел поднять, но не стал, после уроков обычно гоняли в футбол, а он был главным нападающим. Он решил, что со временем и так разберется с этими отрицательными яблоками.
   Но самому разобраться не удалось. Домашние задания он списывал, контрольную тоже пытался списать, но не вышло, и получил двойку, вообще алгебра была темным лесом, за четверть вышла двойка, за год тоже, и его оставили на осень. В августе он ходил в школу изучать алгебру, в которой так ничего и не мог понять.
    Леня Голубков купил в деревне старый дом, чтобы перевезти его на дачный участок. В субботу они с братом Иваном принялись дом разбирать. Дело подвигалось туго, за день они успели только разобрать крышу да снять двери - окон в доме уже не было.
- Слышь, Ленька, - сказал Иван, - так мы с тобой все лето провозимся, механизацию применять надо...
   Сказано-сделано, назавтра братья договорились с бульдозеристом, они зацепили дом тросом и завалили его, оставалось только разбирать бревна да складывать в штабель. Но когда принялись разбирать, стало ясно, что механизация не помогла, а совсем наоборот. Часть бревен оказалась поломанной, но даже поломанные вытаскивать из кучи было нелегко, они цеплялись то гвоздями, то шипами. Провозившись целый день, братья не разобрали и половины кучи.
   - Да, Ваньк, - сказал раздосадованный Леня, - с механизацией ты того...
Иван не ответил, только сплюнул, а потом закурил.

      В чем сходство описанных ситуаций? В том, что каждый герой в самом начале не сделал необходимого шага, не приложил усилий, понадеялся на "авось", сделал легкий шаг или вообще не сделал никакого, в результате, в дальнейшем потратил намного больше усилий для достижения цели. Разумны ли были действия героев? В общем-то, да, ибо каждый рассчитывал на благоприятный исход при минимальных усилиях, и иногда этот номер проходит: Федя газанул и проскочил лужу, у Марины Сергеевны разобрали котят, Санька Корольков уже на третьем уроке понял, что такое отрицательные числа, а бульдозерист так своротил дом, что тот буквально раскатился по бревнышкам. Это бывает, но по моим оценкам, в одном случае из пяти. Впрочем, оптимист может заявить, что благоприятный исход бывает в ста процентах случаев, а пессимист-перестраховщик - что вообще не бывает, так что пусть уважаемый читатель сам припомнит все подобные ситуации, которые случались с ним, или свидетелем которых он был, и сам посчитает проценты. Я же для себя давно подсчитал: восемьдесят процентов неблагоприятного исхода и только двадцать благоприятного.
     Как же в таком случае оценивать данное явление - действия по принципу первого легкого шага? Дело в том, что неразумная природа всегда действует по такому принципу, только для природных явлений он известен как закон Мопертьюи - закон наименьшего действия, открытый упомянутым французским ученым еще в 18 веке.  Согласно этому закону в природе все действия происходят по линии наименьшего сопротивления: яблоко упадет на землю строго по прямой, не выписывая своей траекторией никаких вензелей; вода потечет только вниз по наклону; корешки, зацепившейся за камень травы, будут прорастать в уже готовые трещины; корова сорвет тот клок травы, который будет к ней ближе всего. Но это неразумная природа, которая не предусматривает результата и последствий, она делает так, как легче, и с  нее спрос невелик, у нее неограниченное время для исправления ошибок. Человек же, в отличие от природы, обладает разумом, позволяющим предусматривать результат своих действий, и с этих позиций действия по принципу первого легкого шага представляются совершенно не разумными. Отчасти они совершаются неосознанно, когда человек действует как неразумная природа, чаще же - на "авось", авось пролезет. Но пролазит не часто, ох, как не часто!
   Среди инженеров-конструкторов бытует такой афоризм: увидел рационализатора - убей его. При всей, казалось бы, нелепости это утверждение не лишено оснований. Дело в том, что большинство рационализаций основаны на принципе первого легкого шага, девиз таких рационализаторов - не делать лишнего шага сегодня, то, что завтра из-за этого придется сделать два или три шага их не волнует.
    За двадцать лет полевых геологических работ мне пришлось сделать десятки тысяч бумажных капсул для геохимических проб. Делались они из резаных и рваных крафтмешков, которые закупались на Каменском заводе асбоцементных изделий. На мешках, кстати, стояла надпись по-английски "use no chooks", что означает сбоку не вскрывать, но все мешки были взрезаны именно сбоку, хотя зашиты распускающимся швом. Чтобы по правилам вскрыть мешок, надо нужную ниточку потянуть в нужную сторону, и весь шов распустится сам по себе, и  мешок останется целым, пригодным для дальнейшего использования.  Но рационализаторы не тратили время на поиски нужной ниточки, взмах ножом - и посыпался из мешка асбест, и одновременно мешок, стоимостью семьдесят доинфляционных копеек, превращается в бумажную рвань ценой восемь копеек за килограмм, по которой наша экспедиция и закупала эту бумагу. Кстати, все известные мне мешки, и наши, и зарубежные, с сахаром, мукой, комбикормом зашиты именно таким распускающимся швом, но видеть по правилам вскрытые мешки мне приходилось считанные разы, и продавщицы, и их доблестные подсобные рабочие, как правило, пользуются ножами, хотя взрезать шов, дольше, чем его распустить, да и мешок при этом часто повреждается, хотя мешки залоговые и за них приходится  платить. Потрать как-нибудь десять минут на изучение шва, научись находить нужную ниточку, и все швы потом будут у тебя распускаться мановением руки, как по волшебству, но никакой рационализатор тратить время на изучение шва не ста¬нет, он сразу берет в руки нож.
   И еще одна популярная рационализация - забивание шурупа молотком. Забить шуруп быстрее и проще, чем его закрутить, правда, при этом шуруп, как винт, уже своих свойств не выполняет, а становится плохим гвоздем, потому что разбито его гнездо. Для закручивания шурупов имеются специальные приспособления, и вообще, на производстве (строительстве, изготовлении мебели) забивание шурупов категорически запрещено, но лично мне, когда приходилось что-либо ремонтировать, завинченные по правилам шурупы не попадались. (Устаревший пример, шурупов не стало, их сменили саморезы, и широко распространились шуруповерты)
   Наибольшее распространение рационализация по принципу перво¬го легкого шага получила при ремонтных работах. Завалившийся забор, как правило, подпирается, хотя надо менять подгнившие стояки; шоферы, когда надо что-нибудь прикрутить на болты, прикручивают проволокой, ремонт подгоревшего электромотора чаще  всего заменяется снятием теплового реле - реле уже движок не отключает, и он крутится, правда, очень скоро перегорает совсем. Примеров подобной рационализации тьма, вспомнив подобные ситуации, каждый может найти их и сам. Но если бы такая рационализация касалась только деяний рук человеческих, к сожалению, она не обошла и деяний умов.
   Величайшая социальная революция, наша, советская, была обречена именно рационализаторами, которые справедливое, лишенное эксплуатации общество, решили построить побыстрее и попроще. Плоды этого строительства мы пожинаем сейчас, в девяностые годы. Когда пишутся эти строки, их автор, профессиональный геолог, уже полгода не получает зарплаты и живет тем, что ремонтирует бытовую технику. Но вернемся к нашей революции. Какова была ее цель? Построить общество, лишенное эксплуатации человека человеком, где каждый жил бы по трудам своим и не мог бы жить за счет ближнего. Что для этого требовалось? Во-первых, выравнивание имущественных прав, чтобы каждый  труженик был и собственником, и мог реально распоряжаться результатами своего труда, во-вторых, создание такой правовой, налоговой, контролирующей, инвестиционной и других систем инфраструктуры, которые, поощряя частную инициативу, тем не менее, не позволяли бы сильным поглощать слабых. Но для выполнения этих двух простых принципов необходима была сложнейшая государственная система, которая, не ущемляя лично-собственнических и узко-коллективистских устремлений, очень тонко регулировала бы рыночную стихию и накапливала достаточные средства для общегосударственных программ. Эта  задача была не из простых, поэтому революционеры-рационализаторы пошли по более простому пути - всеобщая централизация, планирование всего до последней пуговицы и уравнительное распределение, в результате - закономерный крах.
   Нынешняя рыночная реформация (точнее, реставрация) грешит рационализацией первого легкого шага еще в большей степени. Чего стоила волна переименований, захлестнувшая страну, когда сами реформы были еще в зародыше. Переименовать нетрудно - труднее переделать суть системы. Затем, жесточайшее налогообложение официальных производственных структур, их закабалить нетрудно - на виду, и фактическое попустительство теневой экономике, которую быстро к рукам не приберешь - скользкая как минога, в итоге - падение производства и торгашеский ажиотаж.
 
 Но оставим политику, ибо в политике прав тот, кто у власти, и любой нынешний реформатор-демократ (в прошлом партийный функционер) наголову разобьет мои аргументы. Вернемся к понятиям бытовым, более наглядным и потому легче доказуемым.
Обращал ли кто-нибудь внимание, как люди сокращают слова, особенно дети и подростки. Учительницу школьники между собой никогда "учительницей" не называли, в ходу более короткое "учителка" , директор - "дирек". У взрослых "начальник" заменен на более короткое иностранное "шеф", или "бугор". Сергея пацаны-ровесники, как правило, зовут "Серый", тоже два слога, но произносится легче, а вот еще - “галлюцинации”, чувствуете какое длинное неудобное слово, поэтому в обиходе “глюки”. Как сейчас называют девушку - "маруха", "чувиха", "гирла", "телка" - любое жаргонное короче правильного. Может в этом большого вреда нет? Может. Но место "великого, могучего и прекрасного" все более занимает жаргон и матерщина.
   К любопытному факту привела компьютеризация. Теоретически предполагалось, что запись информации на магнитных носителях должна значительно сократить расход бумаги, практически все вышло наоборот. И объясняется это как раз принципом первого легкого шага. Если раньше машинистка делала опечатку, ей приходилось эту ошибку скоблить лезвием или забеливать, поэтому в работе она была максимально внимательна и аккуратна. Старый лист выбрасывался только тогда, если напечатано не более пяти строчек, и легче было начать новый, чем исправлять старый. Теперь же на компьютере исправления делаются очень легко, и часто непроверенный визуально текст идет в распечатку, и ошибки выявляются уже при чтении с листа. Но навел стрелку на знак печати, щелкнул мышкой и сколько хочешь, столько и распечатает принтер экземпляров. И растет кипа испорченных листов бумаги.
И еще пример - таблетомания. Что делает большинство людей, когда болит голова - глотают таблетку, живот - глотают таблетку, зуб - опять таблетку. Таблетки помогают, не спорю, но ненадолго, и причину болезни не устраняют, кроме того, постоянно накапливаемые в организме антибиотики могут привести к аллергии. О том, что болезнь легче предотвратить, чем лечить, упоминать не буду, ведь это же надо закаляться, заниматься физкультурой, рационально питаться, вовремя лечить зубы – глотать таблетки намного легче.
   С любопытным примером я столкнулся, когда занялся строительством, а строительство мое совпало с периодом  повышения спроса на металлолом, лом черных металлов. Если раньше мне нужна была какая-нибудь железяка, я шел на свалку и легко ее находил, то к началу моего строительства свалки уже были подчищены, оставались лишь ржавые кровельные листы, да кузова автомобилей, которые в лом тогда еще не   принимали. А нужна мне была двутавровая балка. Покупать на базе дорого, потому что там минимальная партия – целая балка, а это двенадцать метров, а частями не продают. Пришлось идти на приемные пункты, к тем, кто привозит туда металлолом, чтобы купить кусок балки с машины, пока она не заехала на склад. За большую, чем просто за лом, естественно, цену. Польза обоюдная, и мне, и сдатчику. Но ничего не получилось, в лом привозились уже разрезанные на куски балки длиной по метру, мне же было надо цельную на  три метра. Оставалось последнее, договариваться со сдатчиками, чтобы они одну балку не резали на куски, а привезли нужного мне размера, позвонили мне по телефону, я бы подъехал и купил эту балку по цене вдвое дороже цены металлолома. Договаривался со многими людьми, все обещали, поскольку я предлагал большую цену, но никто обещания не выполнил. Потом я поднял цену втрое против цены металлолома, но результат тот же. Я вначале удивлялся, но потом поразмыслил и понял, так и должно быть. Машина привозит две-три  тонны лома, это пять-шесть тысяч рублей. А моя балка весит семьдесят килограммов, дополнительной выгоды двести рублей, но для этого надо звонить по телефону и ждать меня. Сдать все сразу на приемный пункт проще и легче.
Еще пример? Пожалуйста.
   На обратном пути Федя Голиков (см. в начале раздела) перед лужей решил не останавливаться, он ее хорошо изучил утром, к тому же справа лужа была выложена хво-ростом, который натаскал Санька. Федя разогнался, газанул - и засел опять. Он не знал, что накануне проехал грузовик и сильно углубил колею.

    И еще, воровство тоже объясняется принципом первого легкого шага. Оно существует не только у людей, у животных тоже, это классический пример наименьшего действия, поэтому должно рассматриваться как явление объективное. Здесь не стоит уповать, что нравственное совершенствование устранит его полностью. При любом возрастании социальной энтропии: ослаблении центральной власти, беспорядках, сокращении охранных мероприятий, будет увеличиваться и воровство. Очень ярко это проявилось в 2005 году, когда ураган Катрина накрыл Новый Орлеан и затопил его. В затопленном городе началось самое вульгарное мародерство, это в благополучной, сытой, кичащейся своим богатством и демократией Америке.
 Разумны ли действия вора? С его точки зрения вполне разумны, с точки зрения общества не только не разумны, но даже преступны. Впрочем, это очень сложная и философская, и морально-этическая проблема, и углубляться в нее не берусь.


Рецензии
Интересно. Буду читать дальше.

Алла Динова   20.02.2021 22:13     Заявить о нарушении