Очарованный странник

(«Театр имени Е. Б. Вахтангова», Симоновская сцена)

— Почему же вы это так... как будто не наверное говорите?
— Да потому, что как же наверное сказать, когда я всей моей обширной протекшей жизненности даже обнять не могу?
— Это отчего?
— Оттого-с, что я многое даже не своею волею делал.
— А чьею же?
— По родительскому обещанию.
— И что же такое с вами происходило по родительскому обещанию?
— Всю жизнь свою я погибал, и никак не мог погибнуть.

(Н. Лесков. «Очарованный странник»)

***

Замена  в «Театре имени Вахтангова» спектакля «Превращение» обернулась  для нас с подругой Леной неожиданно щедрым подарком: вместо него на Симоновской сцене был сыгран спектакль «Очарованный странник». Жаль, конечно, что не удалось нам узреть вчера «миньон терзаний» несчастного шестилапого Грегора Замзы, но замена оказалась настолько достойной, что огорчаться было бы преступлением.

«Сказы» Николая Семёновича Лескова, «певучесть» его языка и большое внимание к нюансам интонации героев, делают его произведения незабываемыми, не похожими на творения других писателей. Они скучны? Ни в коей мере нет! Нужно лишь внимательно следить за нитью рассказа, и тогда вам откроются  все тайны души русского человека.

У режиссёра Натальи Ковалевой получился очень интересный, насыщенный событиями спектакль. Здесь есть о чем задуматься, погрустить и посмеяться. Да-да,  даже посмеяться, несмотря на всю серьезность того, что стремится поведать нам главный герой постановки, Иван Северьянович Флягин (Игорь Карташев, браво!) Ибо пассажиры парохода, плывущего к Валааму, слушая его исповедь , гениально перевоплощаются в тех людей, которые повстречались Ивану на жизненном пути.

А личности эти порой очень даже комичны. Так, улан (Юрий Поляк) в эпизоде с «выкупом младенца», поразил меня обалденной игрой а-ля Андрей Миронов. Это был тот самый случай, когда вроде и любимую женщину обижать не хочется, и ребёнок ее улану ну совершенно не нужен. А ещё и выкуп за него платить! Вот и тянется одна рука в брючный карман за деньгами, а другая ее оттуда выпихивает! Ну, а сам герой вертится как уж на сковородке, не прекращая при этом согласно кивать Ивану, не желающему отдавать малышку.

Вызывает улыбку и образ самой дамы, матери маленькой девочки, в исполнении Полины Кузьминской. Она театрально заламывает руки, закатывает глаза, употребляя все известные ей женские уловки, чтоб никто не сомневался: ей действительно позарез нужен этот ребёнок!

Просто замечателен и «барин с дитем» (Анатолий Меньшиков). Оставшись после бегства жены с грудным ребёнком на руках, он не находит ничего лучшего, как «спихнуть» дочку простому мужику, купив для выкорма дитяти козу...

Отвратителен образ князя, талантливо сыгранного Владимиром Логиновым. «Наигравшись» с красавицей-цыганкой Грушей (Ольга Боровская), он отвозит ее под надзор в лесную избушку, а сам готовится жениться на богатой женщине. И впрямь, что может дать ему Грушенька, кроме своей любви?
Прибавим ко всему этому «премногомалоуважаемому» обществу ещё и пьяницу-барина (Денис Самойлов), спаивавшего посетителей кабака и заставлявшего их, очарованных пением и танцами Груши, расставаться с последними деньгами, — и мы поймём, какие люди встречались Ивану Северьяновичу. Такова была его судьба: множество самых разных испытаний, хождение по острию кинжала, спасение за полсекунды от неминуемой гибели— пока не выполнит он материнский обет, да собственной волей в монастырь не отправится.

— Да ведь ему убитый монашек сколько раз во сне являлся, и предлагал в монастырь идти! — скажет кто-то. Да, предлагал, и не единожды. Артист Олег Лопухов прекрасно монашка сыграл: после своей смерти аж во всех эпизодах жизни  нашего героя участвовал. И в татарском таборе-то он оказался, и козою мекал, и голубем по жёрдочке прохаживался. И при любой возможности конэсеру Ивану про материнский обет напоминал. Но видимо, чтобы к Богу искренне, всей душой прийти, многое нужно пройти и испытать. А испытаний этих на долю Ивана выдалось видимо-невидимо. И у татар-то он с ногами изуродованными «погостил», и запоями страдал; и любовь свою Грушеньку по ее же просьбе в реке утопил... Недаром, видимо, Лесков сравнивал своего героя с былинным Ильей Муромцем: чего только не способен претерпеть и вынести русский человек!

Этот спектакль поставлен и сыгран так интересно, что трое старшеклассников, сидевших рядом с нами, за все 2 часа не проронили ни слова. Причём ребятишки были явно не из «ботанов», живенькие такие!

Прочла я в Сети один отзыв, автор коего сетует, что спектакль «Очарованный странник» навевает уныние. Мол, как ни крутись, что ни делай, а все кончится монастырем. А вот у меня никакой депрессии во время просмотра не возникло. Спектакль в меру грустный, в меру юморной и философский. Ну, и Лесков со своей певучей речью со сцены вчера прозвучал весьма достойно!


Рецензии